Дыхательная гимнастика
статья по логопедии (3 класс) на тему
« Дыхательная гимнастика» - это специфический валеологический метод, позволяющий ребенку овладеть различными типами дыхания «полное, верхнее, нижнее» и использовать их в реализации
своей программы здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя-логопеда ГБОУ СОШ №15
Корягиной Елены Валентиновны
Дыхательная гимнастика
Дыхание – движение, каждый вдох это жизнь.
« Дыхательная гимнастика» - это специфический валеологический метод, позволяющий ребенку овладеть различными типами дыхания «полное, верхнее, нижнее» и использовать их в реализации
своей программы здоровья. Выделяют четыре вида дыхания:
1.грудное - (вдох производится за счет расширения верней части грудной клетки),
2.ключичное (во время вдоха грудная клетка расширяется в сторону плеч),
3.нижнереберное (при вдохе расширяются в стороны нижние ребра),
4.брюшное (при вдохе грудная полость увеличивается при участии диафрагмы).
На практике изолированного типа дыхания не встречается. Поэтому выделяют лишь два типа дыхания: вернее (грудное) и нижнее (брюшное). Каждый из этих типов не являются правильным, т.к. имеет свои недостатки.
При верхнем дыхании происходит движение в верхнем и среднем отделах грудной клетки. При этом непроизвольно при вдохе, который достаточно напряжен, поднимаются плечи, и происходит «перебор» воздуха, кроме того, практически не заполняются воздухом нижние (более объемные) участки легких. Этот тип дыхания практически изолирует работу диафрагмы и мышц брюшного пресса, что отрицательно сказывается на их нормальном функционировании.
При нижнем дыхании активность проявляется лишь в нижнем отделе грудной клетки, когда при вдохе активно опускается диафрагма и воздухом заполняется нижняя часть грудной клетки.
Недостатки этого типа дыхания является пассивность среднего и верхнего отделов и ограниченность выдоха, что не дает возможности пользоваться им при движении.
Наиболее правильным и здоровым является полное дыхание, сочетающее в себе и верхнее и нижнее.
Одной из основных целей дыхательного комплекса является научить ребенка владеть всеми тремя типами дыхания (верхнее, нижнее, полное), т.к. каждый из них необходим человеку в жизненных различных ситуациях:
-верхнем дыханием мы должны пользоваться в случаях, когда по внешним обстоятельствам нежелательно заполнение легких воздухом (сильная загазованность воздуха, очень низкие температуры) и т.д.
-нижним или полным дыханием следует пользоваться в тех случаях, когда есть возможность обогатить организм кислородом. Нижним дыханием мы пользуемся при пении, выступлении на аудиторию, т.е. при использовании техники так называемого « поставленного» голоса. Правильная постановка дыхания позволяет ребенку в дальнейшим испытывать более комфортные условия при ответе у доски, при неожиданном обращении к нему учителя: ребенок не теряется, у него не возникает так называемого « шокового» состояния. Таким образом, дыхательная гимнастика- это одно из условий подготовки ребенка к социальной жизни в школьной среде и окружающем его мире. Дыхательная гимнастика может стать одной из компонентов в индивидуальной программе здоровья.
Дыхательные упражнения позволяют развивать силу и выносливость дыхательных мышц, способствуют накоплению в организме углекислого газа, формируют умение контролировать процесс вдоха и выдоха.
Дыхательная саморегуляция.
В древнекитайской медицине использовали дыхание как средство саморегуляции. Сосредоточив свое внимание на процессах вдоха и выдоха, регулируя их, можно научиться снимать мышечное и психологическое напряжение, расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и настроиться на выполнение сложной работы.
Очень важно использовать метод дыхательной саморегуляции в валеологической работе с детьми.
Рекомендации по проведению дыхательной саморегуляции:
1.Саморегуляция проводится в просторном проветренном помещении, либо,
что более благоприятно, на свежем воздухе.
2.Дети лежат на ковриках на спине, руки и ноги свободно вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты, дыхание ровно и спокойное.
3.Упражнение не должно длиться более 5-7 мин.
4.Очень важен положительный настрой ребенка перед выполнением.
5.В качестве сопровождения к тексту медитации можно использовать запись « голоса» природы. Не рекомендуется использовать музыкальные произведения.
6.Выявит детей, которым было трудно расслабиться и сосредоточиться на себе с целью особого к ним внимания в дальнейшей работе.
7. После выполнения опросить каждого ребенка: что он чувствовал, что представлял и т.д.
Предлагаю два варианта дыхательной саморегуляции.
Первый их них- наиболее простой используется с целью овладения навыками осознанного контроля за дыхательным процессом, а также – расслабления и улучшения эмоционального тонуса организма.
Дыхательная саморегуляция (первый вариант)
Ляжем на пол, на спину…Закроем глаза…Представим, что мы вдыхаем аромат цветка…Нежный аромат цветка…Стараемся его вдыхать не только носом, но и всем телом…кожей ног…,живота…,рук..., головы…, Вдох…Выдох…
Тело превращается в губку…На вдохе оно впитывает через все поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу…Вдох…Выдох…
Отдохнули....Организм зарядился энергией.…Считаю до пяти…на счете «пять» откроем глаза…С каждым счетом мы будем чувствовать себя все более и более бодрыми…
«Один» - по телу пробегает тепло…
«Два» - мышцы сильные и упругие…
«Три» - голова ясная, свежая…
«Четыре»- бодрость и свежесть во всем теле…
«Пять»- глаза открываются…
Дыхательная саморегуляция (второй вариант)
- Положение: лежа на спине, глаза закрыты, дыхание ровное, спокойное;
- Вдох и выдох производится через нос;
- Мысленное направление дыхания (сосредоточение) через определенную часть тела.
Вид заболевания | Воображаемый вдох через | Воображаемый выдох через |
Боли в голове | Поверхность всего тела | Болевая часть |
Боли в горле, першение | Поверхность лица | Болевая часть горла |
Насморк | Поверхность носа и лба | Через лоб и нижнюю челюсть |
Зубная боль | Поверхность верхней и нижней челюсти | Углы челюсти (около ушей) |
Этот вариант дыхательной медитации рекомендуется использовать в работе с детьми старшего возраста и только после полного овладения ими первым вариантом.
Она позволяет с помощью дыхания регулировать свое самочувствие и избавиться от неприятных явлений( насморк, головная боль и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте...
Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...
Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Дыхательные упражнения Стельниковой полезны для здоровья. Возможно использование упражнений в здоровьесберегающей технологии....
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...