Формирование лексических средств языка у учащихся с ОНР на логопедических занятиях через игровые приёмы
статья по логопедии (1 класс) на тему
У учащихся с ОНР нарушения звуковой и понятийной сторон речи приводят к трудностям в понимании и усвоении учебных заданий и терминов. Речевая активность таких детей снижается. Они испытывают трудности в оформлении собственных высказываний из-за нарушений лексического запаса и недостаточно развитой связной речи. Поэтому основной задачей коррекционного обучения на логопедических занятиях является развитие коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексических средств языка у учащихся с ОНР на логопедических занятиях через игровые приёмы
У учащихся с ОНР нарушения звуковой и понятийной сторон речи приводят к трудностям в понимании и усвоении учебных заданий и терминов. Речевая активность таких детей снижается. Они испытывают трудности в оформлении собственных высказываний из-за нарушений лексического запаса и недостаточно развитой связной речи. Поэтому основной задачей коррекционного обучения на логопедических занятиях является развитие коммуникативных способностей.
Для успешной социализации и адаптации учащихся с ОНР необходимо развитие всех компонентов речи.
На первом этапе коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР основной задачей является формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.
На втором этапе коррекционного обучения учащиеся с ОНР осваивают лексико-грамматические средства.
У учащихся с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения количественного объема словаря, что проявляется в ограниченности рамками обиходно – бытовой тематики. В запасе недостаточное количество прилагательных, глаголов, наречий. Качественная неполноценность словаря проявляется в неправомерном расширении или сужении значений слов, смешении по смыслу и по акустическому сходству, в ошибках по употреблению слов.
Слово – незаменимое средство общения. Оно является одной из значимой единиц языковой системы: оно называет, имеет звуковое оформление, несёт смысловое содержание. Слово является объектом анализа и наблюдений. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются.
Бедность словаря учащихся с ОНР тормозит усвоение ими орфограмм, многие затрудняются в подборе проверочных слов.
Из-за недостаточного овладения навыками словообразования страдает процесс формирования орфографического навыка.
Условием орфографически правильного письма является усвоение фонетического и морфологического принципов письма. Согласно морфологическому принципу при написании слова нужно руководствоваться нормой единого написания морфем слова, независимо от их произношения. Следовательно, овладение морфологическим принципом орфографии сводится к усвоению грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем слова (корня, суффикса, приставки, окончания). Важно умение установить морфемный состав слова.
Морфологический принцип является самым сложным и ведущим принципом русского правописания. Ошибки, обусловленные несоблюдением морфологического принципа – морфологичские ошибки (замены, пропуски букв в слабых позициях слов).
Обогащение лексического запаса на данном этапе коррекционного обучения происходит путем накопления новых слов,являющихся различными частями речи и за счёт применения разных способов словообразования. При знакомстве со словообразованием важно уделять внимание не только на различие формы слова, но видеть и различие в значении слов. Поэтапная работа с учетом индивидуальных особенностей учащихся по формированию лексических средств через практическое овладение навыками словообразования повышает эффективность работы.
Овладение навыками различными способами словообразования происходит при изучении следующих тем:
- Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов:
- Суффиксы существительных.
- названия лиц по профессии или роду деятельности:
-щик, -чик часовщик, лётчик;
-тель учитель;
-ист баскетболист, гармонист;
-ник работник, художник;
-ец живописец.
- имеют названия детёнышей:
-онок, -ёнок, -ёныш волчонок, лисёнок, змеёныш;
-ат, -ят медвежата, лисята;
- уменьшительно-ласкательные:
-ок, -ик мячик, ключик;
-ушк, -юшк, -ышк долюшка, зимушка, солнышко;
- увеличительное значение:
-ущ, -ющ, -ищ сапожищи, ручищи;
и другие.
- Суффиксы прилагательных.
-оват, -еват красноватый;
-ан, -ян кованый, серебряный;
-еньк рыженький;
-лив, -ист, -чив говорливый, лучистый, доверчивый;
-к, -н весенний, тонкий.
- Суффиксы глаголов.
-ива, -ыва показывать, выслеживать;
-е краснеть, стареть;
-и водить, веселить;
-ну пикнуть.
- Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок:
- Неизменяемые приставки (с гласной а: за-, на-, над-
с гласной о: во-, о-, об-, под-, подо-, от-, ото-
и другие: у-, вы-, с-, в-).
- Изменяемые приставки (из-, ис-, без-, бес-, воз-, вос-, раз-, рас- и др).
- Приставки (пре-, при-).
- Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и суффиксов.
- Сложные слова.
Учащиеся с ОНР испытывают трудности при выполнении заданий и упражнений, плохо усваивают лексические средства языка. Познавательные интересы у таких учащихся на низком уровне. Преодолеть эти трудности помогает использование занимательного материала на логопедических занятиях.
При изучении данных тем использую различные виды заданий .
- Загадки
- Кроссворды
- Игры и упражнения
- Шарады
- Графические упражнения
Загадки.
При изучении уменьшительно – ласкательных суффиксов прилагательных и существительных.
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (мышка)
При изучении сложных слов.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется над лугами-
Отливает серебром. (самолет)
Кубарем с горы скатился
И за что-то зацепился,
И забрал с собой друзей-
Сразу несколько камней.
Все посыпались как град-
Что же это? (камнепад)
Пыль увижу – заворчу,заворчу и проглочу.(пылесос)
Кто имеет один рог?
Отгадайте? (носорог)
За дымком,за свистком братья бегают гуськом.(паровоз и вагоны)
Кроссворды.
В пустые клетки вписать буквы, чтобы получились родственные слова, образованные при помощи суффиксов.
ЛЫЖИ, ЛЫЖНЯ, ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА.
ГЛАЗОК, ГЛАЗНОЙ, ГЛАЗАСТЫЙ
Игры и упражнения.
«Назовите ласково»
Блюдце- блюдечко
Белка-
Ложка
Кольцо
Сумка
Шапка
Вилка
«И я тоже»
Словообразование существительных женского рода ,обозначающих лиц по их действиям, качествам.
Я умник – и я тоже умница
Я ученик – и я тоже ученица
Я учитель -
Я писатель –
Я воспитатель –
Я шутник –
Я охотник –
«Кузовок»
Учащиеся подбирают слова или картинки на –ок, называют их, затем записывают в тетради. Выигрывает тот, кто назовёт большее количество слов (грибок, сапожок).
«Большой - маленький»
Мяч – мячик
Заяц –
Стул –
Стакан –
Палец –
«Кто больше»
Перед учащимися выставляется табличка со словом . играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова .
Шел – пришел, ушел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д.
Допишите к данным словам по три слова с такими же суффиксами.
Носик – лучик, котик, домик.
Уголок –
Лампочка-
Реченька-
Верхушка-
Замените словосочетания словом с суффиксом
Музыкант, играющий на трубе – трубач;
момент бросания мяча –
музыкант, играющий на пианино –
тот, кто любит шутить –
смелый человек –
«Кто быстрее»
Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс, как в слове молоток. (заработок)
Какое слов получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаши. (игрушки)
«Как зовут мастера?»
От данных слов образовать названия соответствующих профессий:
Барабан - … гитара - …
Баян - … машина - …
Сапог - … груз - …
Пожар - … суд - …
Рыба - … комбайн - …
«Ромашка»
Делается заготовка цветка ромашки. В центре записываем слово и, используя любые приставки, образуем однокоренные слова. Можно предложить составить словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.
приучить доучить
выучить научить
изучить отучить
разучить обучить
Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.
под хват ок
по снеж чик
за ряд ник
Помоги приставкам встать в слова так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Приклеить – отклеить принести –
Привязать – привезти –
Впорхнуть – впустить –
Вскочить – вползти –
Замени каждое словсочетание словом с приставкой.
Часы на стене – настенные
Час перед рассветом –
Повязка на руке –
Шаг без шума –
Камни под водой –
Совет без пользы –
Шарады.
Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.
Залез Приготовить Ночка Коса | Понёс Слово Курица Крапива | Бессонница Смертный Лесной Осиновый | Поднял Оконце Ледник |
Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие понимания речевой информации учащимися коррекционной школы на логопедических занятиях
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, про...
"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"
В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...
Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»
Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из...
Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.
Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...
Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях как средство интеграции в образовательную среду
В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о внедрении инклюзивного образования в общеобразовательные школы, об оказании квалифицированной помощи учащимся с ОВЗ, способ...
система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР
В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....
Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.
Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...