Положение о логопункте специальной (коррекционной) школы
материал по логопедии на тему

Серебренникова Елена Анатольевна

Положение о логопункте специальной (коррекционной) школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_logopunkte.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

  ПОЛОЖЕНИЕ

 о логопедическом пункте

ГБОУ ПО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 4 VI вида»

(с изменениями и дополнениями)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее - Положение) разработано в соответствии с:

-   Законом РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

-  Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Письмом Минобрнауки России «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48 (в

редакции инструктивного письма Минобрнауки России от 26.12.2000 г. № 3);

- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);

- Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Письмом Минобрнауки России от 20.06.2002 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;

- Приказом ГУО Псковской области от 27.05.2013г. №713 «Об организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013-2014 уч. г.».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.

1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.

1.4. Логопедический пункт в коррекционной школе VI вида создан для учащихся начальной и основной школы.

2. Цели и задачи логопедического пункта

2.1. Основная цель логопедического пункта – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

2.2. Основные задачи логопедического пункта:

1) диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;

2) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:

- формирование полноценного речевого общения у детей,

- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,

- уточнение и расширение словарного запаса,

- совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,

- развитие связной речи,

-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи,

3) распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся;

4) активизация познавательной деятельности учащихся;

5) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении

учащимися адаптированных образовательных программ.

3. Направления деятельности логопедического пункта

3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

  1. Аналитико-диагностическая работа.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
  3. Профилактическая и просветительская работа.
  4. Организационно-методическая работа.

3.2. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

3.3. Профилактическая и просветительская – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

3.4. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

3.5. Организационно-методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

-совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

4. Организация логопедической работы

4.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированность языковых средств на разных уровнях).

4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).

4.3. Учащиеся зачисляются на логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.

4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.

4.5.  Предельная наполняемость логопункта на одну ставку учителя-логопеда – 6-12 человек.

4.6. Занятия с учащимися проводятся в подгруппах (2 — 3 человека), формируемых по схожести речевого дефекта, и в индивидуальной форме. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Продолжительность индивидуального занятия 15 — 25 минут.

4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.

4.8. Логопедические занятия, входящие в блок коррекционных технологий, проводятся во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Однако допускается проведение индивидуальных занятий сразу после урока физкультуры, на котором дети активно двигались и не сидели за партами.

4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.

Часы логопедической коррекции предполагают: 40 минут — занятие, 20 минут — перерыв. В связи с особенностью работы школы во второй половине дня, когда перерывы между занятиями составляют 5 - 10 минут, логопед объединяет оставшиеся минуты перерывов между занятиями за неделю и вводит в расписание дополнительное время на проверку и анализ работ детей, оформление документации, работу с методической литературой (Методический час).

4.10. Темы занятий по логопедической коррекции отражаются в классном журнале, индивидуальные занятия фиксируются в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на логопункте.

4.11. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации учащимся и их родителям по коррекции речевого дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

4.12. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.

4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

  • посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на логопункте; изучения методов и приемов работы;
  • посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
  • разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
  • оформление промежуточной или итоговой документации;
  • подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
  • посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
  • консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.

4.14. Оценивание работ учеников

Оценка выполненных работ по логопедической коррекции не ставится, однако в тетради письменные работы учеников проверяются, фиксируется тип ошибки (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная). Работа оценивается по следующей бальной школе:

без ошибок и исправлений - «молодец»;

работа выполнена с небольшим количеством ошибок - «хорошо»;

работа выполнена с большим количеством ошибок - «плохо».

Для каждой отметки логопед может придумать символичное обозначение, с которым знакомит детей.

5. Документация учителя-логопеда.

Учитель-логопед ведет следующую документацию:

  • Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
  • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
  • Планы индивидуальных логопедических занятий.
  • Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
  • Журнал учёта посещаемости занятий учащимися.
  • Перспективный план работы на каждую группу учащихся.
  • План работы логопедического кабинета на учебный год.
  • Рабочие тетради учащихся.
  • Картотека (паспорт) логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
  • Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.

6. Права и обязанности учителя-логопеда

6.1.Учителем-логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».

6.2. Учитель-логопед

- несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;

- составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;

- проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;

- оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;

- осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

- принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;

- предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...