Мастерская "Синяя".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Калинина Татьяна Генриховна

Данный конспект мастерской предназначен для работы логопедов и учителей начальных классов. Применим в 3-4 классах. 

В ходе мастерской дети рассматривают проблему изменений безударных окончаний прилагательных. В данном случае "синих" слов. Для успешного применения имеющихся уже у учащихся 

знаний начало мастерской проводится на "голубых" словах, имеющих те же окончания прилагательных, но в ударном положении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Синяя" мастерская43.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Синяя »   мастерская.

Тема логопедическая: Устранение аграмматизмов в письменной    

                                      речи учащихся 3-4 классов.      

Тема грамматическая: Безударные окончания прилагательных.

Тема лексическая: Исследование «синих» слов.

                                       ***

Цель: Улучшать состояние лексико-грамматического строя речи  

           учащихся 3-4 классов.          

Задачи: Привлекать внимание детей к возможностям

              словоизменения.      

              Показывать варианты согласования слов во фразах.

              Учить выделять окончания прилагательных зрительно

               и на слух.    

              Показывать способы проверки окончаний

               прилагательных.    

              Расширять активный словарь детей с помощью

               включения в речь цветовых признаков предметов.

              Учить формировать предложение на заданную тему.

                                        ***

Оборудование: компьютер, проектор, экран, печатный

                          раздаточный материал, голубые карандаши, синие      

                          маркеры и ручки.

                                        ***

                 Ход занятия: 

  1. На экране  представляется ряд слайдов, содержащих предметы

синего и голубого цвета.

- Что объединяет эти предметы? ( цвет синий и голубой)

 - Сегодня мы будем говорить об этих цветах.

1.2. -Ведущий одет в голубое, значит начнём разговор с этого  цвета. Свойства голубого цвета таковы, что он вносит в ощущения прохладу, успокаивает напряжение мышц шеи, смягчает горло и нормализует речь.

2.1. – Что или кто может быть голубого цвета?

Из предложенных учениками слов ведущий формирует 4 столбика:

цветок               крыша             кольцо             горшки

стол                   кофта              окно                 кусты

зонт                   рыбка              небо                 бусы

-Почему слова записаны в столбики? ( мужской, женский, средний род и множественное число)

2.2. – От слов каждого столбика задайте вопрос:

какой?               какая?            какое?              какие?

голубой            голубая          голубое            голубые

-Что общее у вопроса и ответа? (окончание)

Сегодня мы ещё будем говорить об окончаниях «цветных» слов.

3.1. – Ответьте письменно на мои вопросы.

-Какой вагон бежит, качается, когда скорый поезд набирает ход?(голубой)

-Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня тёмно – вы какие? (голубые)

-Мы недавно смотрели мультфильм про какого щенка? (голубого)

-Мы понимаем, что уже взошла луна по какому цвету? (голубому)

-Возьмите голубой карандаш и выделите окончания «голубых» слов.

3.2. – Перед вами варианты окончаний. (раздаются листы)

ОГО   ЫХ   ИЕ   УЮ   ЯЯ   ЮЮ   АЯ   ЫМИ

- Я произнесу несколько фраз. Этим же карандашом закрасьте окончания «голубых» слов:

-С голубого ручейка начинается река.

-Под голубыми небесами, великолепными коврами …

-Перед нами была целая поляна голубых колокольчиков.

-«Голубая бездна» - фильм про ныряльщиков на глубину.

-У меня есть кофта в голубую полоску.

- Почему оставшиеся окончания не будут закрашены? (таких окончаний не может быть у «голубых» слов)

- А у каких слов могут быть? (у «синих»)

- Дальше мы будем работать с синим цветом. (ведущий накидывает синюю мантию)

4.1. – Синий цвет ещё более необходим пациентам ЛОРа. К тому же он поможет охладить сильные эмоции, если на него настроиться.

Те, кто его предпочитают, склонны к меланхолии, легко ранимы, испытывают потребность в дружеском участии. Синий цвет связывают с благородством и чистотой, поэтому элегантность других людей не вызывает у них зависти. Поклонники синего – это люди, которых судьба часто одаривает «искрой божьей».

4.2. На экране:

                                               

       

                                     син

                                   

                                      син               ________

   ________           _______        син              ________ .

- Выпишите одно из 3-х оставшихся окончаний. То, которое вам нравится. Создайте с ним «синее» слово. Включите это слово в словосочетание. Составьте и запишите предложение с «синим» словосочетанием. Прочитайте что у вас получилось.

5. – Теперь рассмотрите готовые цитаты: (раздаются листы)

           А.С.Пушкин

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут …

            В.Добрынин

Синий туман похож на обман …

          Из путеводителя

Мариинский дворец находится у Синего моста-

самого широкого в нашем городе.

          Панк

Я покрасил волосы в синий цвет.

           Наблюдение на улице

Фанат «Зенита» размахивал синим флагом,

высунувшись по пояс из автомобиля.

           Из спортивного репортажа

Конькобежцы словно плывут по синему льду.

Падежи:

Именительный                                      Винительный

Родительный                                         Творительный

Дательный                                             Предложный

- Выпишите окончания «синих» слов соответственно падежам.

Проверьте себя. Если задание выполнено верно, то у каждого падежа будет стоять по одному окончанию.

6.1. – Переверните лист. Возьмите синюю ручку. Пока я буду произносить предложение, выписывайте только окончания «синих» слов.

К синему дому, построенному из синего кирпича, подошла девочка с синими глазами, в синих джинсах и синей футболке, с синим шариком в руках, который был малозаметен в синем небе.

 ЕМУ   ЕГО   ИМИ   ИХ   ЕЙ   ИМ   ЕМ

6.2. – Рассмотрите. Что получилось? (маленькие слова, местоимения) Какое слово отличается? (ем) Почему? (это слово – действие)

7.1. – Впишите «синие» слова, подходящие по форме: (раздаются листы)

                   На    …….     ладошке      …….     озера

                    …….      лодка   с    …….      веслом

                    качалась   на     ……..      волнах     …….     пёрышком.

                    …….       небо      синело      кругом.

7.2. На экране представляется  полное стихотворение с картинкой.

Зачитываем вслух:    

                     На синей ладошке синего озера

                            синяя лодка с синим веслом

                            качалась на синих волнах синим пёрышком.

                            Синее небо синело кругом.

8.1. ( Раздаются листы по одному на группу)

- Решите, что здесь не так и зачитайте или спойте исходный вариант на выбор:

Голубой – голубой иней

Лёг на провода.

В небе тёмно – голубом

Голубая звезда.

                                    У самого голубого моря,

                                    Со мною ты, рядом со мною.

Голубое небо,                     Голубой подснежник,

Голубые тени,                     Житель весенний,

Голубые реки                      На голубой проталинке

Сбросили лёд.                     Смело растёт.

                                    Говорят, что за эти годы

                                    Голубой птицы пропал и след …

… И только небо тебя поманит

Голубым взмахом её крыла.

8.2. Детям малообщительным это задание лучше предложить в более привычной форме.

- Замените «голубые» слова «синими» и прочитайте рассказ:

          Много в Голубой стране прекрасных голубых предметов, удивительных голубых цветов и роскошных деревьев, но самое чудесное в Голубой стране то, что живёт в ней сказочная голубая птица. Это птица счастья. Те редкие счастливцы, которым удалось

повстречать замечательную голубую птицу, навсегда обрели покой в душе и все их мечты чудесным образом исполняются.

9. – Договоритесь в группе и прорекламируйте любой синий предмет. Условие: синий цвет должен прозвучать не менее трёх раз.

(раздаются синие маркеры и голубые листы большого размера в форме машины, платья, рыбы, облака и так далее)

Готовые работы представитель от группы зачитывает и приносит на выставку.

10. На голубых каплях дети пишут, какая у них получилась мастерская.