Речевой час :" Зимующие птицы".
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Я работаю в коррекционной школе с недоразвитием детской речи. Такой материал очень востребован и нам педагогам приходиться составлять его самим.Этот материал будет подспорье всем педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_chas.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ЧАС
Зимующие птицы
ЦЕЛЬ:
1.Дидактическая - развитие познавательной активной деятельности.
2. Коррекционная - исправление недостатков устной речи.
ЗАДАЧИ:
- вызвать интерес к данной теме. Развивать кругозор. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать воспитателя, умение понять поставленную задачу.
- формировать лексико-грамматический строй речи: четко произносить слова, окончания слов, словосочетания, предложения, отвечать полным ответом. Обогащать и активизировать словарь.
- формировать владение мыслительными операциями: анализом (выделение признаков), обобщение, классификацией.
- формировать навыки самоконтроля исправлять ошибки, проверяя качество выполнения по ходу задания:
- развивать устойчивость внимания, восприятия, способность и переключению;
- развивать мышление, память, фонематический слух, общую мелкую моторику, мимику, эмоционально-волевую сферу.
- воспитывать трудолюбие и любовь к живому, растительному миру.
СЛОВАРЬ
Существительные: воробей, синица, ворона, сорока, галка, голубь, поползень, дятел, клест, щегол, снегирь, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь, сойка, сова, овсянка, куропатка.
Глаголы: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать, клевать.
Прилагательные: зимующие, желтогрудая, красногрудая, черная, длиннохвостая, хохлатая.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-геометрические формы треугольник, круг и овал на каждого ребенка;
-картины с зимующими птицами;
-маски зимующих птиц;
-мяч;
-магнитофон, запись голоса птиц;
-зеркала;
-салфетки.
МЕТОДЫ:
-показ картины;
-задания в интересной форме;
-рассказ;
-объяснение;
-игры.
ПРИЕМЫ:
Показ и название предмета его признаков, действий; нахождение звука в слове; составление предложений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку.
Отгадайте, за кем мы будем наблюдать?
(магнитофонная запись, голоса птиц)
Да, сегодня мы с вами понаблюдаем за зимующими птицами, которые не боятся ни стужи, ни вьюги, ни крепких морозов.
А наш язычок тоже отправится с нами на прогулку.
Артикуляционная гимнастика.
«Птицы в гнездах».
Наш язычок увидел на дереве гнездо (открыть рот). В нем птенцы ждут своих родителей, и смотрят по сторонам (язык влево-вправо Зраза). Вдруг они увидели кошку (язык горкой), и притаились (счет до 5-и). Птенцы высунулись из гнезда (язык показать и спрятать 3 р.), и увидели родителей. Они зачирикали, вытянув клювики (трубочка), потом защебетали (наказать непослушный язык). И потянулись за червячками (язык тянуть до носа).
Голосовая гимнастика.
Ребята, посмотрите, целая стая ворон прилетела. Как они громко кричат? (КАР - КАР - КАР - громко).
Ребята, стая стала удаляться все дальше и дальше. Как теперь кричат вороны? (КАР - КАР - КАР - тише).
Они улетели очень далеко. И, что мы слышим? (совсем тихо КАР - КАР - КАР).
Как вы думаете, почему птицы улетели? (потому что подул ветер). Возьмите птиц, покажите, как подул слабый ветерок. А теперь глубоко вдохните, и подуйте как сильный ветер, (поделка).
Давайте попробуем вспомнить их.
- Ребята, зимующих птиц очень много. Назовите их. (Голубь, сорока, ворона, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, свиристель, сойка, куропатка, тетерев, глухарь, овсянка, рябчик).
Почему их называют зимующими? (Потому что они остаются зимовать).
- Хотите узнать, о чем разговаривают птицы на своем языке? Представим, что мы птицы. Оденьте маски (звучит музыка).
Физминутка - драматизация.
Дети встают в хоровод.
Все: Выходи-ка синичка . Скажи-ка нам синичка,
Где будешь зимовать?
Синица: Вить-вить завивать?
Где я буду зимовать?
Буду жить в лесу зимой. Под мохнатою сосной.
Все: Станет холодно в лесу. Станет голодно в лесу,
Полетишь тогда куда?
Синица: Полечу тогда я в сад,
Где кормушки висят.
(танцуют, звучит музыка)
Все: Воробей, чего ты ждешь,
Крошек хлебных не клюешь?
Воробей: Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(звучит музыка)
Все: Ты откуда снегирек. Прилетел в наш лесок?
Снегирь: С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
Юч - юч - звонко пою.
Летите птички домой, (за парты).
« 5-й лишний ».
- Ребята, посмотрите на птиц внимательно. Каких вы птиц видите?
Какая птичка заблудилась, не успела улететь?
- А где птицы прячутся зимой от ветра и холода?
( В густых ветвях деревьев, кустарников, в скворечниках, в снегу, под навесами крыш, на чердаках ).
«Что изменилось?» (развитие памяти).
Ребята, птички хотят с вами поиграть. Посмотрите на них внимательно и запомните. Закройте глаза. Какая птица улетела, какая прилетела или что изменилось?
- Давайте, сравним птиц с людьми и животными.
Например:
У человека дети, а у птиц - птенцы;
- У всех птиц красивые имена. Я буду называть птиц, если услышите звук «р» - хлопайте в ладоши.
ИГРА «Один - много».
Я бросаю вам мяч и называю одну птицу, вы возвращаете мне мяч и называете птиц, когда их много.
Пример: (Род. п. мн. ч.) много кого? - сорок, дятлов, ворон, сов, поползней, свиристелей и т.д.
- Все птицы разные. У каждой своя особенность. Посмотрите.
(работа с доской) пример: синица-какая? желтогрудая, снегирь-какой? красногрудый, ворона-какая? черная, сорока - длиннохвостая, свиристель - хохлатый и т.д.
- Ребята, дятла называют лесным доктором. Он лечит деревья: из-под коры достает вредные личинки. Покажем, как он это делает.
Пальчиковая гимнастика.
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки - клюв дятла. На каждую строчку - 4 удара пальца. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,- Все равно он будет мой.
- Ребята, что умеют делать птицы?
(Летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать, клевать).
- Птицы все разные. Что у них общего?
Части тела по одному слову (голова, клюв, туловище, ноги, хвост, перья, крылья, шея).
- Давайте выложим птицу из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры у вас на столе? (треугольник, круг, овал ). А я посмотрю, как получилось.
- Как люди заботятся о птицах зимой?
Делают птичьи столовые - кормушки. Подкармливают птиц раздавленными семенами подсолнечника, тыквы, крошками белого хлеба, кусочками несоленого сала. Есть у птиц и природные столовые, например: рябина, березовые почки, репей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной гру...
Речевой час " Зимующие птицы"
Я работаю в коррекционной школе с тяжелыми нарушениями речи, поэтому речевые часы ,это наша неотнемлемая часть работы....
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Внеклассное мероприятие, посвящённое зимующим птицам. «Покормите зимой птиц»
Воспитательное мероприятие "Покормите птиц зимой"...
Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...