Урок "Моя малая родина - Андреаполь."
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Конспект урока на тему : «Путешествие по городу Андреаполь». (Моя малая Родина).
Конспект занятия в 1 классе (6 - 7 лет), логопедическое заключение обучающихся данной подгруппы: ФФН.
Выполнила: учитель логопед МОУ АСОШ№2 – Павлова Таисия Евгеньевна
Актуальность: Занятия на тему о Родине, Андреаполе, достопримечательностях родного города очень актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.
Личностные особенности данной подгруппы детей: У данной подгруппы детей логопедическое заключение: ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Р.Е.Левина)
Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о родном городе, для предупреждения ошибок на письме, связанных с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза, способствовать совершенствованию речевых умений, формированию слухового внимания.
Задачи:
• Образовательные:
- развивать языковой анализ и синтез;
- закреплять знания детей о любимом городе.
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием стихов о «Любимом городе Андреаполь»;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять выделение ударной гласной буквы в словах, деление слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;
- формировать лексико-грамматические категории по данной теме;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать творческую фантазию, мышление, воображение, память, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- формировать музыкальный вкус, кругозор.
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, родному городу, обучение навыкам межличностного взаимодействия;
- продолжать работу по воспитанию любви к Родине, к родному Андреаполю, чувство гордости за людей, живущих в ней – андреапольцев;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: посещение музея города, беседы о Андреаполе, рассматривание фотографий о Андреаполе, репродукций картин Андреапольских художников, просмотр мультимедийных презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему : «Путешествие по городу Андреаполь». (Моя малая Родина).
Конспект занятия в 1 классе (6 - 7 лет), логопедическое заключение обучающихся данной подгруппы: ФФН.
Выполнила: учитель логопед МОУ АСОШ№2 – Павлова Таисия Евгеньевна
Актуальность: Занятия на тему о Родине, Андреаполе, достопримечательностях родного города очень актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.
Личностные особенности данной подгруппы детей: У данной подгруппы детей логопедическое заключение: ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Р.Е.Левина)
Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о родном городе, для предупреждения ошибок на письме, связанных с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза, способствовать совершенствованию речевых умений, формированию слухового внимания.
Задачи:
• Образовательные:
- развивать языковой анализ и синтез;
- закреплять знания детей о любимом городе.
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием стихов о «Любимом городе Андреаполь»;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять выделение ударной гласной буквы в словах, деление слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;
- формировать лексико-грамматические категории по данной теме;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать творческую фантазию, мышление, воображение, память, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- формировать музыкальный вкус, кругозор.
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, родному городу, обучение навыкам межличностного взаимодействия;
- продолжать работу по воспитанию любви к Родине, к родному Андреаполю, чувство гордости за людей, живущих в ней – андреапольцев;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: посещение музея города, беседы о Андреаполе, рассматривание фотографий о Андреаполе, репродукций картин Андреапольских художников, просмотр мультимедийных презентаций.
Словарь: Андреаполь, андреапольцы, минеральный источник, памятник архитектуры, фарфор, Ломоносово, спортивный, театральный.
Оборудование: указка, аудиозапись Владимира Юринова – Песня про Андреаполь, карта путешествия, карточки со слогами для составления и чтения слов, карточки для индивидуальной работы, карточки, для определения места звука в слове, карточки-схемы слов, фоны, проектор, демонстрационный экран, ноутбук, презентация в программе Power Point презентация к занятию «Путешествие по городу Андреаполь».
Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о родном городе Андреаполе и совершенствование умений детей выполнять языковой анализ и синтез.
Ожидаемый результат (для обучающихся): закрепить знания о городе Андреаполь, совершенствовать языковой анализ и синтез на материале данной темы.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
Дети под музыку /Владимир Юринов – Песня про Андреаполь/ входят в кабинет и встают возле учителя-логопеда. Слайд № 1.
Учитель-логопед: - Здравствуйте, дети! /учитель-логопед читает стихотворение «С чего начинается Родина?» М. Матусовского//Приложение № 1/.
2. Объявление темы:
Учитель-логопед: О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о Родине.
Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (предп. ответ: о Родине, с чего она начинается для каждого человека, о нашем любимом городе).
Учитель-логопед: А с какой целью? Зачем?
(ответы детей)
3. Вводная беседа:
- Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Москва, Санкт-Петербург, Архангельск. А как называется наш город?
Дети: Андреаполь. Слайд № 2.
Учитель-логопед: О чём ещё мы поговорим сегодня на занятии?
Дети: О нашем любимом городе Андреаполе.
Учитель-логопед: А как называют жителей нашего города?
Дети: андреаполецы. Слайд № 3.
Учитель-логопед: Вы настоящие Андреапольцы, такие, как Вы, должны знать свой родной город. На занятии вас ждёт много интересного.
Лес, ручей, машина, руки…
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные.
Какие?
Дети: гласные и согласные.
- А теперь сядет тот, у кого первый звук в имени гласный, затем - у кого – согласный.
4. Основная часть:
Учитель-логопед: Ребята, а куда мы с Вами ходили на экскурсию?
Дети: Мы ходили на экскурсию по Андреаполю. Слайд № 4.
Учитель-логопед: Правильно. Андреаполь очень красивый, цветущий, спортивный город. А какие достопримечательности есть в нашем городе?
Дети: памятники архитектуры, парки. Слайд № 5-6.
Учитель-логопед: Ребята, а какие парки есть в нашем городе?
Дети: Городской парк, парк имени Половчении. Слайд № 7-8.
Учитель-логопед: В каком микрорайоне находится наша школа?
Дети: В микрорайоне Ломоносово. Слайд № 9-10.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе» /Приложение № 2/.
Учитель-логопед: - Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие.
Но сначала я проверю ваши знания, хватит ли сил вам совершить это путешествие.
Блиц-опрос:
- Что такое звук?
/Звук это то, что мы слышим и произносим/.
- Как узнать гласный звук?
/Гласный можно петь, нет преграды воздуху/.
- Какие бывают согласные?
/Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие/.
- Что такое буква?
/Букву мы видим и пишем. Буква обозначает звук/.
- Как по-другому называют азбуку? /Алфавит/.
- Сколько букв в русском алфавите? /33/
- Сколько гласных? /10/
- Какие буквы не обозначают звуки? /Ъ, Ь/.
- Какие звуки всегда твёрдые? /Ж, Ш, Ц/.
- Какие звуки всегда мягкие? /Ч, Щ, Й/.
Ребёнок читает стихотворение:
- Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Учитель-логопед: - Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда - в путь! Я для Вас нарисовала карту путешествия /показ карты/. Куда мы направимся – направо или налево? /налево/. Что это? Дорога. Значит мы пойдем по /чему?/ по дороге. Какая это дорога? /длинная, узкая/. Закройте глаза и представьте себе:
«Осеннее солнышко иногда пригревает Ваши носики. Зажмурьтесь, улыбнитесь, подышите свежим воздухом. Там такой чистый воздух. Давайте подышим /вдох-носом, выдох-ртом/. Откройте глаза. Что это впереди? Это пруд. В пруду живут разные звуки. Игра «Собери слово из звуков»: [Андреаполь], [Ломоносово], [школьник].
«Бежал ежик по дорожке
От начала до конца
И найти не может ежик
Место звука - беглеца!»
Игра «Угадай место звука [в] в словах»: Андреаполь, минеральный источник, андреапольцы, памятник архитектуры, фарфор, вода
Учитель-логопед: Куда двигаемся дальше? /направо/. Мы идём дальше по узкой дороге и зашли мы куда? /в рощу/. Какая это роща? /берёзовая, осенняя, унылая/. Слайд № 11.
Учитель-логопед: Мы не будем унывать а посмотрим на солнышко.
(Дети выполняют зрительную гимнастику «Солнышко»). Слайд № 11-12.
В роще живёт Буквоед.
Скажу Вам по секрету:
ест он буквы на обед и говорит:
«Вкуснее их ничего на свете нет.
Они такие сладкие
Слова без них невнятные…»
Поможем вернуть буквы на место в слова /инд. работа на карточках на выбор обучающегося/
/Синяя карточка – пишут только изученные письменные буквы, красная карточка – все буквы/.
..арк
Музе..
Во..зал
..ндре..поль
Л..м..носо..о
ав_обус
Помогли мы буквам найти своё место в словах, они продолжат жить в нашем городе. Физкультминутка «Мы по городу гуляем…» / Приложение № 3 /.
Учитель-логопед: Наше путешествие продолжается, впереди забор.
Лучше умственной зарядки,
Нет для взрослых и детей.
Отгадаете загадки,
Сразу станете умней.
«Чиста, да не вода, бела, да не снег, сладка, да не мёд,
От коровы берут и деткам дают» /молоко/
«Шумят повсюду поезда и едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов, кто ждёт прибытье поездов,
Того мы приглашаем в зал, что называется …» /вокзал/
«Соединяет берега широченная дуга,
Бежит дорога высоко, под нею – воды глубоко» /мост/
Поберите какой из схем соответствует слово-отгадка: /схемы с разным количеством слогов и разным местоположением ударения в слове/.
Учитель-логопед: Какой замечательный у нас город. Столько всего в нём интересного и увлекательного! Здесь есть театры и библиотеки, памятники, музеи, парки и скверы.
А в нашем путешествии встретилось последнее препятствие. Это яма, которую нам надо преодолеть, чтобы вернуться в школу. Мост будет необычный - из слов. Но слова не отдельные, надо, чтобы они цеплялись друг за друга. Для этого мы прочитаем предложение на доске:
Дети: Мне понравилось …../индивидуальные ответы детей/.
Учитель-логопед: Путешествие наше закончилось. Вы рады возвращению в нашу школу? Слайд № 14.
Итог занятия: Что вы сегодня узнали нового? Что наиболее интересным показалось вам на нашем занятии? Кто может себя похвалить за работу на занятии?
Рефлексия педагога и ребёнка:
Оцените свою работу на занятии поднятием руки:
- работал (а) в полную силу,
- работал (а) хорошо,
- мог (могла) работать лучше.
Выберите солнышко с улыбкой, если вы довольны занятием, грустное солнышко, если занятие вам не понравилось и просто спокойное солнышко, если занятие было обычным.
Организация окончания занятия. Чтение учителем-логопедом стихотворения-пожелания:
«Вы зарядку делайте,
Прыгайте и бегайте,
Станете весёлыми,
Сильными и смелыми.
Вы зимой катайтесь с горки,
Летом плавайте в реке,
Чтоб всегда одни пятёрки
Звенели в вашем дневнике».
Приложение 1
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли
<1968>
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика «Дом на горе».
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на елке (встаем, руки в стороны)
И под елкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
Приложение 3
Физкультминутка.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем.
Светофоры и машины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...
" Что мы Родиной зовем? Моя малая Родина. Саратов- наш город родной"
Разработка по внеурочной деятельности...