Пальчиковая гимнастика
материал по логопедии по теме

Корниенко Любовь Владимировна

 

Пальчиковая гимнастика – это упражнения для  развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика – это упражнения для  развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью).

Тема «Осень»

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

-1-

Ветер северный подул:

«С-с--сс», все листья

С липы сдул           (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.  (Постучать кулачками по столу.)

Снег потом припорошил,  (Плавные движения кистями рук вперед-назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

-2-

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Тема: «Овощи»

Поочередно загибать пальцы.

-1-

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

-2-

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква – вот, а вот – томат.

Здесь – капуста, здесь – салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

                                     Е.Карельская

-3-

Засолка капусты

Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз.)

 Мы морковку трем, (Движения кулаков к себе и от себя.)

 Мы капусту солим, (Имитировать посыпание солью из щепотки.)

 Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)

Тема: «Фрукты»

-1-

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

И.Лопухина

-2-

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

-3-

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежат,

Эта долька – дл ужат,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!

Тема:  «Человек»

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

-1-

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

-Ну, а ты натопишь печку?

-Ох, болит мое сердечко!

-Ты, меньшой, свари обед!

-У меня силенок нет!

-Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

-Мы уже здоровы!

                         И.Лопухина

-2-

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь.

Руки так устали…

Правая и левая

Спят на одеяле.

                        О.Дриз

-3-

Ну-ка, братцы,

За работу!

Покажи свою охоту!

Тебе, большой, дрова рубить.

Тебе, указательный, печку топить.

Среднему – воду носить.

Безымянному – кашу варить.

Ты, мизинчик-малышок,

Вымой глиняный горшок.

Тема: «Весна»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

                            Т.Ткаченко

Тема: «Бытовая техника и инструменты»

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы – это чудо!

Жить без них нам было б худо.

                                              Е.Игнатьева

Тема: «Домашние животные»

Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.

-1-

Пять поросят гуляли на просторе,  (быстро двигать пальчиками по столу)

Пять поросят пошли купаться к морю. (медленно переставлять пальчики по столу)

Один из них устал (загнуть большой пальчик)

- Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал (загнуть указательный пальчик)

- Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал (загнуть средний пальчик)

- Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал (загнуть безымянный пальчик)

- Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю.

Потом устал (загнуть мизинчик)

- Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

-2-

Богат Ермошка –

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет.

Кот в уголочке сухари толчет.

Курочка в сережках избушку метет.

Тема: «Посуда, пища»

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

-1-

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку - с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

                                         И.Лопухина

-2-

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку,

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали – так мы маме помогали.

                                                         Н.Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....

Пальчиковая гимнастика

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Пальчиковая гимнастика

Варианты пальчиковой гимнастики....

Пальчиковая гимнастика

Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....

Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"

В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....