Развитие техники чтения у обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии по теме

Писарева Татьяна Сергеевна

Методика Зайцева, Методика Федоренко, Методика Букатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_logopedov-chtenie.docx17.69 КБ
Файл prezentatsiya.razvitie_tekhniki_chteniya_ovz.pptx319.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Поронайска.   

                                 

       Выступление на  РМО учителей –логопедов г.Поронайска

                             Развитие техники чтения

 у школьников  ОВЗ (ограниченными возможностями обучения)

Дата: 27.03.2013г

Составитель: учитель-логопед

МСКОШИ VIII в.г.Поронайска

Писарева Татьяна Сергеевна

1 слайд.  Развитие техники чтения у школьников  с ограниченными     возможностями здоровья(ОВЗ)

   Слайд №2  Среди факторов влияющих на успеваемость, самым важным является скорость чтения( всего же, по оценкам психологов, таких факторов более 200)

     Одним из факторов направленных на учёт индивидуальных особенностей является темперамент каждого ученика.

1.Холерики и сангвиники, как правило читают быстро, а флегматики и меланхолики –медленнее. Большинство учеников являются холериками, или сангвиниками.

2.Конечно, следует учесть, что несмотря на тип темперамента, необходимо учитывать речевые нарушения.-  такие как например: заикание,  дизартирия(…..

Как же добиться оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно здесь использовать?    

3 слайд.   В работе с учащимися имеющими ограниченные возможности здоровья за основу работы по совершенствованию техники чтения применяем методику В.Н. Зайцева, систему работы И.Т. Федоренко, методику В.М.Букатова; внесли ряд изменений и добавлений учитывающих особенности обучения особой группы обучающихся.

4 слайд. Методика Зайцева.

1)Один из приёмов «пятиминутка».Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большей частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

2)Очень интересен метод жужжащего чтения. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течении 5 минут. Так должен начинаться любой урок.

3)Хороший результат даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их  впечатлением.

4)Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтении:

Прочитывается одна-две сточки, затем устраивается кратковременный режим. Такой режим получается, когда ребёнок посмотрел иллюстрацию, или демонстрируемый слайд.

 Слайд №5.       

6) Из системы И.Т. Федоренко можно использовать очень эффективные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Все они выполняются коллективно: ученики читают одновременно, по истечению минуты каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал. ( чтение орфографическое). Затем  следует повторное чтение того же отрывка.. Ученик опять замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения.. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывают положительные эмоции. Но больше 3 раз не следует повторять один и тот-же отрывок.  

-чтение в темпе скороговорки  предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончания слов. Упражнение длиться не более 30 сек., затем начинается выразительное чтение. Дети прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает, и они переходят на незнакомую часть. И вот именно здесь и происходит повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает не на долго ( на несколько слов), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.

Слайд №6  Развитие техники чтения тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысл предложения.. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов.,…. разработанных профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, а последнее – уже 46. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Для коррекционной школы по 5 предложений в наборе, наборов 22.

Как проводить зрительные диктанты?

На доске выписывается либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочитывание каждого предложения отводиться определённое время, которое указывается после него.. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает  им закрыть глаза и представить , как оно записано, и повторить его про себя.. Затем предложение стирается с доски. И ученики записывают его по памяти в тетрадь. Но прежде учитель просит прочитать предложение по слогам. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, учитель разрешает его переписать у соседа, но говорит о том, чтобы в следующий раз  он постарался сам всё сделать. Если ученики плохо запоминают текст, его следует повторить  до положительного результата. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

   Слайд №7     Методика медленного чтения вслух, предлагаемая В.М. Букатовым. Занятия лучше проводить , чтобы присутствовал игровой соревновательный момент. Учащимся раздаются стихотворные тексты, загадки, скороговорки с часто встречающимися звуками; объёмом не более шести строк., текст прочитывается несколько раз. На этот вид деятельности отводиться 15-20 минут. Для учащихся общеобразовательных школ вводиться секундомер, обучающиеся имеющие ОВЗ секундомер вводиться чуть позже, когда ученики сознают важное условие- читать как можно медленнее, но так чтобы сохранялась смысловая часть! Важный положительный момент данной методики в том, что в работу не бояться вступать даже ребята на разной стадии овладения техникой чтения. , что очень важно для их самооценки!

     В заключении хочется отметить, что данные методики развития техники чтения  вписываются в коррекционно-развивающую систему обучения детей с ОВЗ, позволяя учитывать индивидуально-типологические и речевые особенности школьников. Результативность работы  в данном направлении не столь значительна, но благодаря применению разнообразных приёмов, позволяет разнообразить процесс обучения и способствует мотивации  к обучению учащихся нашей школы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель : учитель-логопед МСКОШИ VIII в. г.Поронайска Писарева Татьяна Сергеевна Развитие техники чтения у школьников с ОВЗ

Слайд 2

Индивидуальные особенности Тип темперамента Речевые нарушения

Слайд 3

Методики

Слайд 4

Методика В.М.Зайцева «Пятиминутка» « Жужжащее чтение» Чтение перед сном Режим щадящего чтения

Слайд 5

Методика И.Т. Федоренко Многократное чтение Чтение в темпе скороговорки Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть Зрительные диктанты

Слайд 6

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко) Диктант 1 (4 секунды) Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Диктант 2 (6 секунд) Поле опустело. Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень.

Слайд 7

Методика медленного чтения В.М. Букатова Стихотворные тексты, загадки, скороговорки Время проведения: 15-20 минут

Слайд 8

Источники Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. Санут-Петербург , 2004 Научно-методический журнал «Логопед», №6,2006 Научно-методический журнал «Логопед» №7, 20о9 Научно-методический журнал «Логопед» №5,2011

Слайд 9

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....

Как повысить технику чтения у обучающихся начальной школы?

Материал содержит проблемы  по технике чтения у обучающихся начальной школы....

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы...