Коррекция дисграфии
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Ровнягина Нина Аркадьевна

В этом материале  представлен анализ письменных работ учащегося 2 класса общеобразовательной школы , предложены задания для коррекции дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon disgrafiya.zip17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задания разработаны для учащегося второго класса. В ходе обследования выявлены:

  • Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциация фонем) или акустическая дисграфия

Запись одного из элементов аффриката, расщепление звука  

Например:  

       Тасто - часто

       Раствёл - расцёл

       Петька - печка

Нарушение дифференциации по звонкости-глухости

Например:

Мы шивём - мы живём

Карадажом - карандашом

Аисда - аиста

Луши - лужи

Шолтые листья - жёлтые листья

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Деление предложений на слова, слитное написание приставок, предлогов

Например:

         И мя – имя

         Влесутихо- в лесу тихо

Помрачным - по мрачным

Поуской - по узкой

Пропуски букв, добавление

Например:

         Отел – хотел

         В доуме – в доме

         Собья – собачья

  • Аграмматическая дисграфия

Например:

         Воробеля – воробьи

         Козлёнки - козлята

 Задания для коррекции дисграфии.

1. Учить ребенка проговаривать  записываемые слова ( по слогам)

2. Уточнить артикуляцию всех звуков ( или исправить дефекты звукопроизношения- если имеются)  с логопедом

3. Взрослый произносит любые слоги, звуки - ребенок записывает то, что услышал

4. Дифференциация ( различение ) часто смешиваемых звуков ( повторение за взрослым слогов, слов, письмо под диктовку, списывание)

Речевой материал: слова со звуками (ш), (с)

Саша         суша       сушки     шест        шесть                    свыше

шерсть     шалость      спешка       шелест      слушать      слышать

Сашенька   старший     страшно     солнышко   стеклышко  шоссе

смешок     смешинка    скошу,       смешу,        спешу         сушить

смешить    спешить      стишок       смешно     несешь       усмешка

успешно    душистый     послушный    сынишка    старушка

трусишка   расшумелась   пушистый     шустрый    страшилка

 

словосочетания  (ч), (щ)

черный  щенок               коричневый плащ

чужие вещи                   сочные овощи

почтовый ящик                колючая щетка

чистое помещение             птичий щебет

прочный щит                 копченая щука

квазиомонимы  (слова различающиеся одним звуком )

мишка-миска                  шутки-сутки

игра-игла                     рад-лад

рожь-ложь                    пора-пол                           рак-лак                       рама-лама                                                  

роза-лоза                     Юра-юла

ручей -лучей                   рука-Лука                                                            

                             рис-лис                                                       Марина-малина

сорить-солить                речь - лечь

сцена-стена                  дар - дал                                            вар-вал                      жар - жал                                             метры-метлы                  чех-цех                                                

слова со звуками (ч), (щ)

чаща                      чище                         щеночек

щечка                     щучка                        ящичек

вещичка                   ручища                      щепочка

щеточка                   учащиеся                  точильщик

часовщик                  дощечка                   волчище

кричащий                 скучающий               молчащий

чащоба                   чарующий                кочующий

слова со звуками (ц), (с)

спица                сахарница                                                  словцо               сальце                                                          солнце              

сцена                                                             месяц

песцовый                                                                                               лисица                                                      сестрица      

скворцы                                                      ресницы

письмецо                                                    песцы

лестница                                                    гусеница

квазиомонимы

дочка-точка                                                 балка-палка

сайка-зайка                                                  Зоя-соя

сок-шок                                                         гол-кол

забор-собор                                                 Тима-Дима

тень-день                                                      басня- башня

Ваня-Фаня                                                     зуб-суп

уточка-удочка                                           коза-коса

воз - вез                                                            луг-люк

роза-роса                                                        чаща-чаша

5. Анализ предложений

скажи, сколько слов в предложении, определи  1, 2, 3, 4, 5-е слово  в предложении.

Речевой материал:

Стоят теплые деньки.

Осенью часто льют дожди.

Зимой в поле уныло воет ветер.

Желтые листья падают на землю.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

Весной из дальних стран возвращаются перелетные птицы.

6. Слоговой анализ и синтез ( на слух).

  • сколько слогов в слове:

мыть, кровать, родное, ласточка, веселье.

  • придумай слова, в которых   2, 3, 1 слог.
  •  ребенку  предлагают написанные на табличках различные слоги , из которых ребенок составляет слова

7. Фонематический анализ

  • подумай, есть ли звук (м)  в словах: мышка, деревня, рама, рак, кошка, комната, лампа, помпа, пломба.
  • есть ли звук (ч) в словах: чулан, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка, тумбочка, полка.
  • назови первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, полено, трава, варвар, крот, эстафета.
  • назови последний звук:  мох, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, повар, автомобиль, радуга.
  • определи где находится звук ( начало, середина, конец слова).

Где слышится звук ( р) :ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор, пробел, корова, рог.

Где слышится звук (ц ) : цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец, боцман, пицца, провинция, цирк.

  • сколько звуков в словах : дым, каша, крышка, черепаха, стена, длинношеее, овцы, калитка, диктант, мышь.
  • какой по счету звук (р) в словах : рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, артист, аромат.
  • назови соседей звука (ш ) в словах : кошка, спешка, ушки, солнышко, пороша, слышно, крышка, душа.
  • произнеси слитно слова, произнесенные с паузацией после каждого звука : ч/а/с,   п/ы/ л",    т"/ е/ м/а,           п/ а/р/ к ,   з/ в/ у/к,  ф/ у/ т / б/ о/л,   г/в/о/з"/д"/и,   а/л/ф/а/в/и/т,  п/л/о/щ/а/д"/и.
  • назови слова , в котором есть звук ( Щ ).
  • назови слова в которых 4 звука, 5 звуков.

8. Изменение существительных ( ед. и мн. Число)                                                                

Вставь пропущенные буквы:

Уголо_ -Угол_и        Но_ - Но_и        

Ры_а –Ры_ки         Арбу_ - Арбу_ы

Шар_ - Шар_ы       Кру_ - Кру_и

Та_ - Та_ы          Са_ - Са_ы

9. Подчеркивание  заданной буквы или слога в тексте.  

Пример: Роза упала на лапу Азора. ( Подчеркни все буквы а).  

 

10. Подбор родственных слов.

Снег – снежок, снегоуборочная машина, снежинка, снегурочка и.т.д.

Лист-

Вода-

Круг-

Друг-

11. Дописывание слов. ( точка обозначает количество букв, которые необходимо дописать).

Учит…    Соб..ья

Книж..    К..ёнок

.отел       Ма..на

.ом        Во..лаз

12. Игра « Рифмы»

Пример:

 Дверь –Зверь

Коза – Глаза

Комета-               Рыбка-

Лоза-               Морковь-

Опята-             Друг-

Пятачок-          Цветик-

13. Профилактика  аграмматизмов.( Вставь окончания).

Красн_ _  шар, красн_ _  платье, красн_ _ ручка.

Больш_ _  дом, больш_ _  дерево, больш_ _  конфета.

Длинн_ _  карандаш, длинн_ _  удочка, длинн_ _ слово.

14.Исправление ошибок в предложениях.

Маленькая Витя залезла в лушу.

Вапреле тает последний снек.

Наступилазима.

Вороны живут везде: влесу, вгорах, в пустынях.

У нас всаду много агод.

Мы шивём в Росии.

Налугу скосили трафу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии (Разработка по русскому языку создана на основе материала Г.М.Зегебарта) Предлагаю вашему вниманию материал, в котором  используются элементы комплексного подхода к решению ...

«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...