Ребёнок идёт в школу. Что нужно знать родителям
статья по логопедии по теме
Ребёнок идёт в школу. Что нужно знать родителям:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.
У определённой части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения.
Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребёнка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.
1. Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определённых фонетических групп. Наиболее распространённые ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков.
Например:
Лалиса идёт на работу – Лариса идёт на работу.
2. Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении.
Например:
крошун – коршун
кошоладка – шоколадка
осипед – велосипед
Прямая взаимосвязь между трудностями в обучении грамоте и отставанием в речевом развитии прослеживается в работах многих авторов: так, А. И. Спирова приводит интересные данные, указывающие, что школьники с нарушением фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью. У детей с недостатками произношения отличают те же виды ошибок, но в большем количестве, чем у детей, нормально говорящих. Ошибки на пропуски гласных букв в среднем у них встречаются в 2,5 раза чаще, на пропуски слогов – в 4 раза, добавления – в 2 раза.
Наряду с отставанием в усвоении письма дети с фонетико-фонематическим недоразвитием не овладевают в полном объёме и навыками чтения. Взаимосвязь между обучением чтению и всем ходом предшествующего речевого развития ребёнка достаточно подробно раскрыта в методической логопедической литературе. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения (земля – змея), замены и перестановки букв (марашки – ромашки) и т.д.
Все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей и пополняет ряды второгодников.
Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, проф. Р. Е. Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления в школу. И в качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах, а также активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей будущих первоклассников "Ваш ребёнок идёт в школу".
РОдительское собрание для родителей будующих первоклассников с презентацией....
Что нужно знать родителям о леворукости ребёнка.
Памятка для родителей "Что нужно знать о леворукости ребёнка"...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Ваш ребёнок идёт в школу.
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....
Работа с родителями. "Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс".
Материал к родительскому собранию( анкеты, памятки) " Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс"....
Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.
· Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.·...
Что нужно знать родителям о ребёнке - третьекласснике.
В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребёнок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает п...
Что нужно знать родителям об основах личной гигиены ребёнка
Основные правила гигиены для школьников, которые необходимо знать родителям...