Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок
методическая разработка по логопедии по теме
Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt1.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.
Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием оптико-пространственных процессов.
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии:
Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:
* Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.)
* различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах)
* очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий «верх - низ»,
«вверху - внизу», «выше - ниже», «справа - слева».
Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между… Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
* «оречевление» различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:
• сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш – 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п – короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.
• складывание букв из составляющих их элементов;
• построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
• предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
• отгадывание буквы, построенной другим;
• реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;
• «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;
• нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре (– Б, Т, Г, Р, Ф; – В, Р, Ь, Ъ, Ф; – Ж, Х, Т, Г, У, К)
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
• вырезание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
• письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
• узнавание и последующее называние недописанных букв;
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
• называние рядом написанных сходных по описанию букв;
• на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
• письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами
Задания для профилактики и исправления «зеркального» написания букв:
- развитие ориентировки в окружающем пространстве;
- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
- рассказать, как можно «переделать» «зеркальную» букву в правильную;
- зачеркнуть все «зеркальные» буквы;
- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;
- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.
Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.
Литература:
- Вологодина Н.Г. «Домашний логопед».- Ростов н/Д, 2006г.
- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить».- М, 2003г.
- Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб, 1996г.
- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.
- Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей».- СПб, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников
Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....
Рекомендации родителям для преодоления застенчивости ребенка
Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость (необщительность). Желательно пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Практические рекомендации родителям по преодолению застенчивости у детей в младшем школьном возрасте
Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимаетс...
Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ
Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ...
Рекомендации для родителей "Как не совершить ошибок в воспитании детей"
Рекомендации для родителей "Как не совершить ошибок в воспитании детей"...