Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции из гофрокартона)»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass_1.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4 «Т»

Урок: 3

Время: 11:35 Кабинет: 207

Выполнил: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 45

Учитель: Миронова Е. Н.

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции из гофрокартона)»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение начала композиции макета русской избы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать навыки работы с гофрокартоном;

2) научить выполнять орнаментальные композиции из бумаги.

Предметные:

1) знать строение русской избы;

2) уметь выполнять композицию русской избы, используя гофрокартон и бумагу;

Развивающие:

1) развивать художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

2) развивать у учеников нравственные и эстетические чувства, трудовые навыки в процессе художественного труда при работе с бумагой и картоном.

Личностные:

1) творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии;

2) оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение к культуре народного искусства

2) воспитывать у детей аккуратность, усидчивость, чувство коллективизма, интерес к предмету.

УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 4 класс Неменская Л. А.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(30 сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Дмитрий Андреевич и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Повернитесь к соседу по парте и пожелайте творческих успехов!

1.Приветсвуют учителя.

Л.: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Презентация

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

- Над какой темой мы работаем в это четверти?

- Давайте с вами вспомним, что вы делали на прошлом уроке?

- Верно, а из каких материалов строили храмы?

- Из каких частей состоит храм?

- Глава — это купол и барабан.

- А кто помнит, как называется вход в храм? 

- «Искусство русского народа»

-Храм.

- Из дерева и камня.

- Из главы и здания.

-Вход в храм называется портал

Л.: строит речевое высказывание

М.: активно участвуют в общей работе

П.: учатся структурировать знания 

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с народным искусством.

- Красота нашей родной земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда.

- Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Изба – колыбель наших предков, отцов,

Обитель добра и тепла,

Без русской печи и её пирогов

Представить Россию нельзя!

Всегда приютит, успокоит, поймёт

Накормит, согреет, теплом,

И где бы мы ни были, стойко нас ждёт

Отеческий преданный дом.

Изба, ты проста, самобытна, щедра

Загадочна, словно цветок,

И сердцу так люба твоя простота,

Так дорог родной уголок!

- Итак, ребята, о чем говорится в стихотворении?

- Молодцы, ребята!

- Предположите, какова тема урока.

- Верно.

- Сформулируйте цели урока с помощью слов:

Узнаем...

Выполним...

- О русской избе.

-Тема урока: «Старинная русская изба.»

-Узнаем о русской избе.

-Выполним русскую избу.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

 4.1. Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания.

- Ребята, из чего строили избы?

- Верно. Дерево служило основным строительным материалом. Из дерева рубили избы, а также мастерили почти все предметы нужные в быту. Отсюда и слово деревня.

- Избы в сёлах раньше не красили и ничем не обшивали. Заранее рубили брёвна для изб, чаще всего сосновые, а когда древесина становилась сухой, ставили избу.

- Изба – она и есть изба, а похожих нет, как и людей. У каждой своё лицо, своя осанка.

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

- Ребята, а что такое изба?

- Изба – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.

- Ребята, кто знает, что такое фасад избы?

- Верно. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилось «у-лица».

- Ребята, а что такое крыша дома? Как её можно по-другому назвать?

- А что такое дом или сруб?

- Кто объяснит, что такое лобовая доска у дома и где она находится?

- Как вы думаете, для чего она нужна?

- Верно. А кто знает, что такое причелины и для чего они нужны?

- А стык причелин, чтобы в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.

- А сверху находился конёк.

- У дома, как и у человека есть глаза. Кто мне скажет, что мы называем глазами дома?

- Всё правильно! И окон выходящих на улицу всего 2.

- Окна украшают наличники и ставни.

- Посмотрите, какая изба получилась у меня.

- Сегодня мы с вами сделаем только заготовку избы из гофрокартона, окна из цветной бумаги, лобовую доску и причелины также из цветной бумаги.

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

1 этап

- Сядьте удобно, сейчас вам необходимо посмотреть, как выполнить изделие.  

Этап 1. Нужно расположить картон так, чтобы борозды на картоне (т.е. брёвна) находились горизонтально.

Этап 2. Отрезаем угол слева и справа. С ножницами работаем аккуратно.

Этап 3. Вырезаем 2 прямоугольника голубого или синего цвета. Это будут окна. Приклеиваем окна посередине стены.

Этап 4. Лобовую доску я вырежу из жёлтой бумаги. Согну полоску на 3 равные части, вырежу узор на нижней части, а затем сбоку. Вы можете сделать любой узор. Приклеиваем получившуюся лобовую доску, разделяя тем самым крышу и стену. Причелины я буду вырезать по такому же принципу.

- Из дерева.

- Жилище.

- Главная сторона.

- Шапка здания или голова.

- Это сами брёвна, древесина.

-Отделяет крышу от дома.

-Для украшения дома, чтобы не пропускать дождь и ветер.

- Это узорные доски, они служат для украшения дома и защищают от дождя.

-Окна глаза дома.

Смотреть на изделие учителя.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу образов

Л: учится планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация

Художественные изделия

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Опрос беседа

- В чём заключается Ваша творческая задача?

Обратите внимание на критерии оценивания:

1) Соответствие деталей частям избы

2) Изящество и оригинальность узора

- Прочитайте их.

- Приступайте к работе.

П: учится формулировать учебную задачу

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкойВыполняют работу

(10 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Наблюдение, стимулирование успехов, поощрение

 Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания.

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением.

 

-

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание в общем темпе

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос, наглядный

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке.

- Назовите 2 части избы.

- Что такое фасад?

- Зачем нужна лобовая доска?  

- А зачем причелины и полотенце?

 

- Крыша и сруб.

- Главная сторона.

- Лобовая доска нужна для того, чтобы защищать от дождя и ветра, а также она служит украшением дома.

- Причелины защищают от дождя и служат украшением.

- Полотенце нужно для того, чтобы закрыть стык причелин от попадания влаги.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

 

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Практический анализ, стимулирование успехов

- Сейчас я предлагаю первому ряду оставить свои работы на партах, очень тихо встать и посмотреть работы у своих одноклассников и выбрать 2, которые вам понравился больше всего.

- Почему вы выбрали именно эти работы?

- Теперь можете сесть, теперь встанет 2 ряд, 3 ряд.

- Большое спасибо за работу. Положите свои работы в файлы и сохраните до следующего урока. Урок окончен.

Р: учится анализировать собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Практические работы учащихся.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба" 4 класс УМК Школа России

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение ставень и наличников.Задачи урока:Дидактические: 1. Формировать навык...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об украшениях макета избы традиционными узорами в стиле резьбыЗадачи урока  Дидактические: 1. Совершенствовать навыки работы с гофрокартоном 2. Развива...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба (завершение композиции)" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение ставень, наличников, конька и полотенца.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать навыки работы ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба (начало работы)" (4 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение композиции макета избы. Планируемые результаты: Предметные: 1. Знать строение русской избы.2. Ум...