Урок "Образ сказочного героя"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Васильева Галина Николаевна

Цель урока является передача характера , эмоциального состояния героя через сказочные персонажи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_skazochnogo_geroya_2_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству во 2 классе.

Тема. Образ сказочного героя.

Цель: передача  характера и эмоционального состояния сказочного героя в изображении на плоскости.

Задачи урока:

- развивающие:

- формирование художественно - образного мышления  и эмоционального отклика на образ сказочного персонажа - Колобка;

- формирование чувственного опыта;

- развитие критического мышления в ходе дидактической игры;

- формирование сценической культуры: речи,  умению работать с куклой и взаимодействию с партнёром;

- формирование навыков работы в сотрудничестве с учащимися и учителем;

- формирование творческой и познавательной активности;

- формирование изобразительных навыков;

- обучающие:

- учить анализировать и систематизировать полученную информацию для создания целостного представления об образе сказочного героя;

- учить с помощью изобразительных средств (линии и цвета) выражать характер сказочного героя через  характерные черты внешнего облика и мимику;

- учить размышлять и выражать своё отношение на основе полученного опыта;

 - воспитательные;

- воспитание уважения к народному творчеству;

- воспитание эстетических чувств и интереса к изобразительному искусству;

Тип урока: комбинированный с элементами театрализации, который включает в себя формирование знаний, умений, навыков и применение их на практике.

После проведения занятия учащиеся смогут:

выделять общее и различие в характеристике персонажа, приобрести понятие  в определении  характера   героя по цветовым отношениям, мимике, жестам, позе, выражать  к нему отношение;  закрывать красками плоскость круга, овладеть первичными навыками в передаче  на плоскости художественными средствами эмоций сказочного героя; владеть перчаточной куклой при проведении кукольного спектакля.  

Основные понятия урока: образ героя, понятие колоба, перчаточная кукла

Вид художественной деятельности:

изображение на плоскости

Оборудование:

для учителя: театр кукол к сказке Колобок (Колобок, Дед, Бабка, Заяц, Волк, Медведь, Лиса), ширма, домик, короб, карта путешествия, рисованный колобок, музыкальная установка, 18 кругов, презентация,  кубик, рисунки сказочных героев

Оборудование для учеников:  лист бумаги, карандаш, резинка, баночка с водой, гуашевые краски, 2 кисточки

                                           Зрительный ряд:

 электронная презентация, театр кукол к сказке Колобок (Колобок, Дед, Бабка, Заяц, Волк, Медведь, Лиса), ширма, домик,  карта путешествия, рисованный колобок, рисунки сказочных героев

                                               Методы обучения:

репродуктивный, наглядный,  практический, проблемный

Форма урока:

сочетание индивидуальной, групповой и фронтальных форм обучения.  

Экспозиция доски:

Засимов Т

1- 5 – рисунки сказочных персонажей;

6 – рисунок Колобка;

7 – карта путешествий

План урока:

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

1 мин.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы

3 мин.

3

4

5

Актуализация знаний. Ассоциативные связи. Кластер

3 мин.

 Формирование образа сказочного героя на эмоционально – образном уровне. Ролевая игра - кукольный спектакль «Колобок»

6 мин.

Первичная проверка понимания. Целостное восприятие образа.  Кубик Блума

3 мин.

6

7

8

Первичное усвоение новых знаний. Электронная презентация пошагового выполнения практической работы

2 мин.

Практическая работа

9 мин.

Рефлексия

3 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.  

Цель этапа – настрой учащихся на работу во время урока. Учитель знакомится с учащимися. Учащиеся готовятся к вхождению в учебную деятельность.

Учитель. Здравствуйте, дети! Меня зовут Галина Николаевна. Я представляю Хмелевскую школу. А с вами мы познакомимся в ходе проведения урока.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивирование учебной деятельности.

Цель урока – осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Учитель организует мотивирование учебной деятельности и ставит проблему. Учащиеся осознанно подчиняют себя требованиям учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к их реализации.

Учитель. Ребята, мы сегодня на уроке нарисуем сказочного героя, а вот какого, угадайте сами! Наш сказочный герой – это хлеб, который пекли в Древней Руси из остатков муки разного сорта, которую по амбару мели, по сусекам скребли, замешивали тесто, добавляли туда разные корешки и овощи, ставили в протопленную печь на 5 часов, чтоб он испёкся. Румяный каравай долго оставался мягким, поэтому его давали путникам в дорогу и наш (как ребята его зовут?)  или Колоб, так его раньше звали, отправлялся в путешествие, как и наш любимый сказочный герой.

Постановка проблемы

Ребята, вы на уроках часто карандашиком рисовали различные предметы, а краска с кисточкой делали их красивыми и нарядными. Но карандашик, кисточка и краски умеют не только украшать, но и разговаривать, только на своём языке и рассказывать нам о характере и настроении изображаемых героев.

Вот посмотрите на эти детские рисунки и скажите, какое  настроение или характер у данного героя? (первичное ознакомление с новой информацией. Учащиеся высказываются).  

А как же карандашек, кисточка и краска нарисуют Колобка, ведь они не знают какой он – весёлый, грустный, добрый или злой? Давайте им поможем! Скорее побежим по дорожке и догоним его! Плечиками подвигали, пальчиками пошевелили!  (У учащихся появляется устойчивый интерес к изучаемой теме)

Фронтальные методы обучения. Словесные, объяснительно-иллюстрационные, проблемные методы обучения

3. Актуализация знаний учащихся. (Выявление ассоциативных связей – методический приём – кластер). Цель этапа – активизация личного опыта учащихся на уровне собственных знаний. Учащиеся называют слова, а учитель записывает их и выявляет связи.

Учитель.  Я пишу на доске слово Колобок, а вы ребята называете самые разные слова, которые вспомнились вам по поводу данного слова. (Учащиеся называют слова: румяный, круглый, весёлый, испеченный, заяц, волк, дед, бабка и т.д. Учитель устанавливает связи между словами).

Фронтальные формы обучения. Словесные, игровые, наглядные, активные методы обучения

4. Осмысление информации. Формирование образа сказочного героя. Ролевая игра - кукольный спектакль «Колобок». Цель этапа – организовать вступление учащихся в контакт с информацией на эмоционально – образном уровне, формирование личностного отношения к сказочному образу, поддержать активность и интерес к изучаемой теме, соотнесение новой информации с уже известной, расширить речевой запас за счёт живого обмена. Учащиеся играют в кукольный театр, а учитель лишь помогает в организации.

Фронтальные, групповые формы обучения. Ролевая игра, словесные, наглядные, творческие, развивающие, активные методы обучения

Учитель. Опять побежали по дорожке и подвигали плечиками. Смотрите, сундучок, а в нём куклы. Ребята, посмотрите и скажите, герои какой сказки находятся здесь? А давайте мы с вами оживим куклы и поиграем в театр.

(Учитель предлагает детям куклы по желанию – 7 персонажей, назначает автора). В театре ещё работают художники-декораторы. Эту ответственную работу мы поручим…)

(Дети инсценируют сказку. После завершения сказки ребята рассаживаются по своим местам.)

Учитель задает вопрос. Как,  по-вашему мнению могло меняться настроение Колобка по ходу  сказки? А теперь мы можем сказать – какой Колобок, как сказочный персонаж?

Фронтальная форма обучения. Словесные

5. Первичная проверка понимания.  Цель этапа - целостное восприятие образа, формулировка собственного понимания информации, выявление связей.  Методический приём – кубик Блума. Учитель бросает над каждой партой кубик и задаёт ребятам вопрос. Они сразу дают ответ.

Групповая форма обучения. Словесные, игровые, развивающие

Вопросы:

1.Опиши Колобка. (Цвет, форму, размеры).

2. Сравни Колобка. (На что похож и чем отличается).

3.Проанализируй Колобка. (Из чего он сделан и как).

4. Приведи «за» и «против» (Что в нём нравится и что нет).

5. Проассоциируй ( что или кого он напоминает).

6. Кто такой Колобок?

6. Первичное усвоение новых знаний на техническом уровне. Цель этапа – продемонстрировать учащимся  в виде электронной презентации пошагового выполнения практической работы. Учитель с помощью презентации объясняет учащимся особенности в передачи разного настроения в образе Колобка. Учащиеся учатся воспринимать новую информацию, осмысливать, перестраивать прошлый опыт в соответствии с новой информацией.

Фронтальная форма работы. Наглядно-словесный, мультимедийный метод обучения с использованием ТСО.

7.Практическая работа на усвоение новых знаний, понятий. Цель урока - формирование и развитие изобразительных умений и навыков при работе гуашевыми красками на плоскости при создании образа Колобка. Учитель выполняет роль консультанта, учащиеся работают  красками без прорисовки.

Индивидуальная форма  работы. Методы- репродуктивный, творческий.

А теперь оживим наши волшебные желтые круги и превратим их в Колобка.

8. Рефлексия. Цель этапа – обобщение, подведение итогов, выявление проблем и положительных моментов. Учитель с помощью вопросов проводит анализ деятельности на уроке.

Фронтальная форма обучения. Проблемные, словесные методы обучения.

Учитель. Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг:
“Я из сказки Колобок,
У меня румяный бок!”

- А сейчас посмотрим, какие Колобки у вас получились.

- Выйдите сюда все Колобки. Какой Колобок самый весёлый?

- Дети, а чему радуется Колобок? (Солнышку, пению птиц, что убежал от всех).

- Но не все Колобки получились весёлыми, вот у этого колобка грустное выражение лица. Как вы думаете, почему Колобок грустит? (Что убежал от бабушки с дедушкой, ему их жаль).

- А этот Колобок удивляется. Что же его так удивило? (Встреча с разными животными, ведь он их до этого никогда не видел).

Ребята, что вам в уроке понравилось? Что было трудно?

Как вы думаете каким языком с нами говорят краски?

Все вы хорошо работали на уроке. Спасибо вам за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о сказочных героях

Загадки о сказочных героях...

Загадки сказочных героев.

Занимательный материал для уроков внеклассного чтения, проведения классного часа....

Презентация "Задачи от сказочных героев"

Данная презентация была сделана для итогового урока в неделю интенсива по математике. Тема: "Решение задач на движение, работу и куплю-продажу" в 4 классе (УМК "ПНШ") Использовать можно в любых УМК...

Презентация к уроку литературного чтения "Фестиваль сказочных героев"

Презентацию  "Фесиваль сказочных героев"можно использовать на уроке литературного чтения  в 1 классе. Данная презентация составлена по народным и авторским сказкам....

Урок по теме:"Описание сказочного героя"

Урок для 2 класса по УМК М.Биболетовой по теме "Сказочные герои"...

Загадки про сказочных героев.

Дополнительный материал по сказкам....