Проект познавательно-творческий Тема: «Знакомство старших дошкольников с профессией художника»
проект по изобразительному искусству (изо)

Хроменкова Марина Павловна

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о творческой профессии – художник. Накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hudozhnik.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

                      СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Проект познавательно-творческий

Тема: «Знакомство старших дошкольников

с профессией художника»

 

 

 

 

Подготовили воспитатели: Андреева С. Б.,

Хроменкова М. П.

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

с. Печерск

Июль 2023 г

Проект познавательно-творческий из цикла «Знакомство с миром профессий»

Тема: «Знакомство старших дошкольников с профессией художника»

Длительность проекта:  проект краткосрочный - 1 неделя, для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дошкольники группы № 1 «Гномы», воспитатели, родители.

Актуальность.

На современном этапе развития дошкольного образования, учитывая ФГОС ДО, художественно - эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить красоту, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной

личности.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о творческой профессии – художник. Накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Задачи: 

  •   Формирование представлений о творческой профессии – художник
  •   Расширять знания о трудовых действиях и личностных качествах представителей данной профессии
  •   Закрепить знания разных жанров живописи: портрет, пейзаж, натюрморт.
  •   Познакомить с творчеством известных русских художников.
  •   Способствовать формированию умения видеть красоту окружающего мира.
  •   Развивать интерес к произведениям  изобразительного искусства, способность  воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения.
  •   Воспитание бережного отношения к предметам и объектам окружающего мира.

Рекомендации к проведению: 

Рекомендуется оформить выставку репродукций картин, выставку книг

о художниках и их произведениях.

Оборудование:  репродукции картин И. Левитана «Золотая осень»,

И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Айвазовского «Чёрное море». Иллюстрация Е. Рачёва к сказке «Маша и медведь», книги сказок с иллюстрациями Е. Рачёва.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель: 

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия.) 

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От их труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой. Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды (картинки), а дети называют профессии людей.) 

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира. Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь:

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что он… (художник).

Воспитатель: Молодцы! Что вы знаете о труде художника?

  • Что должен любить и уметь художник? (Хорошо рисовать, он занимается изобразительным искусством.)
  • Что создаёт художник? (Картины.)
  • Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)
  • Какие материалы нужны художнику для работы? (Краски, кисти, пастель, карандаши, сангина, уголь, палитра, бумага, холсты, мольберты.)

- Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью.)

Воспитатель: Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант. 

Воспитатель: сейчас я приглашаю вас в музей живописи. В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник, чудо, ты.

- Проходите, пожалуйста, к первой картине.

  • Что вы видите на картине? (Ответы детей.)
  • А как это всё назвать одним словом? (Природа.)

Если на картине изображена природа, то такой жанр живописи называется пейзаж, а художник, который рисует пейзажи – называется пейзажист. Давайте повторим – пейзажист.

ПЕЙЗАЖ. Это картина, изображающая природу.  Художник может изобразить разные времена года.  Может нарисовать горы, лес, море, реку. А может изобразить деревню или городской пейзаж. Давайте посмотрим на знаменитые пейзажи. Что на них изображено? (Рассматривают и обсуждают)

- Ребята, как вы думаете, какая погода изображена на пейзаже? А какое настроение у вас вызывает дождливая погода?

  •  Почему хорошо, что идёт дождь? (Смывается пыль, растения получают влагу и не погибают, реки наполняются водой, землю насыщается влагой для того, чтобы всё хорошо росло.)
  •  Почему плохо, когда идёт дождь? (Нельзя гулять, можно простудиться, может  быть наводнение.)

Воспитатель: вы отметили, что художник должен быть наблюдательным. Давайте поиграем и узнаем, какие вы наблюдательные.

Игра с карточками «Какого цвета лес?»

  •  Что в лесу бывает красного цвета? (Листья осенью, мухомор, божья коровка, ягоды).
  •  Жёлтого (листья, одуванчики, солнце).
  •  Коричневого (грибы, листья, кора, жёлуди).

- Оранжевого (листья, лиса, белка, грибы).

Воспитатель: Умницы! Я приглашаю вас пройти к следующей картине. Что изображено на этой картине? Если на картине изображены неживые предметы: цветы, фрукты, овощи, посуда – это натюрморт.  

НАТЮРМОРТ. На этих картинах изображают предметы, фрукты, цветы, вещи,         которые         окружают         людей.         Давайте         рассмотрим         несколько натюрмортов. (Рассматривают и обсуждают)

Чтобы лучше запомнить, что художник изображает, когда создаёт натюрморт, мы поиграем в игру «Назови слово». Я назову обобщающее слово, а вы то, что к нему относится.

Игра «Назови слово» (с мячом)

  •  фрукты,
  •  овощи,
  •  цветы,
  •  посуда.

Воспитатель: Здорово. А сейчас мы переходим к следующей картине. Может быть кто-то знает, к какому жанру относится эта картина. Правильно, это портрет. Если пейзажист рисует пейзажи, то, как называется художник, рисующий портрет? Портретист. Он рисует лицо человека или во весь, передаёт черты лица, его характер, настроение. Художники-портретисты очень внимательны и очень хорошо понимают и чувствуют людей.

ПОРТРЕТ. Это картина, на которой изображен человек. Художник может изобразить только лицо героя, может изобразить его целиком. Особенно интересно рассматривать  исторические портреты, на которых изображены дамы в нарядных платьях, с красивыми прическами, кавалеры на лошадях. (Рассматривают и обсуждают)

- Как вы думаете, у людей всегда одинаковое настроение?

- Я предлагаю вам собрать картинки и сказать, какое настроение у вашего героя.

Игра «Собери клоуна»

Воспитатель: Я прошу вас подойти к следующим экспонатам. Здесь книги (закрытые). А как вы думаете, художники участвуют в создании книг? Как? Правильно, они рисуют картинки к произведениям, или правильнее сказать – иллюстрации. И художник, оформляющий книги, называется художник – иллюстратор. Это иллюстрации известного иллюстратора сказок Евгения Рачёва, я знаю, что вы знакомились с его творчеством. Кого или что он рисовал?

Животных. А животные у него какие? Они в одежде, похожи на человека. Мы сейчас с вами будем превращаться в животных. Один из вас отвернётся, а потом угадает, какое животное мы изобразим.

 Ребята, вы запомнили, какие жанры живописи существуют? Об этих жанрах  поэт Александр Кушнер и композитор Григорий Гладков написали песенку. Слушайте и подпевайте! (Звучит «Песня о картинах» стихи Александра Кушнера, музыка Григория Гладкова):

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, –  Обязательно картина Называется пейзаж.

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт, Или все предметы сразу, –  

Знай, что это натюрморт.

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, –  

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, –  

Обязательно картина

Называется портрет.    

 

Как вы думаете, какими качествами должен обладать художник?  (Дети отвечают) Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому что рисунок – это основа любого изображения. Художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным. Обучают художников в художественных школах и училищах.

Сегодня без живописи – никуда. Художники нужны везде. Профессия художника имеет много разновидностей, например, живописец, реставратор, театральный художник, художник по костюмам, модельер, дизайнер, художник-мультипликатор.

Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной профессией

  ДИЗАЙНЕР: Как вы думаете, что рисуют современные художники? Где они могут работать? (Дети отвечают)

 - Правильно. Они рисуют мультфильмы, рекламные плакаты, иллюстрируют детские книжки. А еще без художника не обходится ни один спектакль в театре, ни один фильм. Художники-модельеры придумывают одежду. Художники-архитекторы знают, как украсить любое здание. Художники помогают создавать красивую мебель, посуду, игрушки. (Предлагаю детям нарисовать мини мультик на уголке блокнота рисую картинки с небольшими изменениями и при пролистывании получается движущаяся картинка)  

А еще недавно появился новый вид живописи: рисунок на автомобиле. Занимаются этим художники-аэрографы. Наверное, вы уже встречали красиво разрисованные машины на улице.  Давайте и мы попробуем стать художниками-аэрографами. Выберите себе картинку с машиной, возьмите карандаши. А теперь представьте, как мог бы быть разрисован ваш автомобиль и попробуйте создать автомобиль своей мечты. (Дети раскрашивают картинки с изображением автомобилей. Из них можно организовать выставку для родителей.)

- Молодцы, ребята! Какие замечательные машинки у вас получились! Кто помнит, кем мы сегодня с вами были?

- С какой профессией мы сегодня познакомились?

Давайте ещё раз скажем:  Художник, рисующий пейзаж – это пейзажист, портрет – портретист, иллюстрации к книгам – иллюстратор.

- А какими художниками были мы? - дизайнерами.

- Каким должен быть художник?

- Многих великих русских художников знает весь мир, они своим трудом прославили Россию.

- Вы сегодня все молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Мир профессий". Конспект занятия по теме:"Профессия - художник".

Профессия «Художник»Цель: расширить и систематизировать знания и представления детей о  профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность труда.Предметные...

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности....

Знакомство с профессией художник"

Конспект занятия по развитию речи...

"Знакомство с профессией художник"

Продолжение конспекта занятия по развитию речи...

Проект на тему: Использование интерактивных игр для развития речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу дол­жны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быт...

Проект для старших дошкольников по ПДД «Правила жизни»

Мы все являемся участниками в дорожно-транспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, обеспечиваю...