Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой деятельности по созданию художественного образа, для преобразования окружающих явлений, процессов и предметов в целостную композицию у ребенка должно быть желание проявить свои умственные и художественно-творческие способности. «Вместе с тем, важно изучить законы и правила изображения реального мира, овладеть способами и приемами передачи этих материальных форм на плоскости (перспективы и т.д.» [Дубровин, 2015, 19]. Если на практике не учитывать и не соблюдать педагогические условия, то активизация творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству будет невозможна. «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности»
Такая форма может быть использована на занятиях по изучению композиции для развития композиционного мышления. Учителю необходимо заранее подготовить предварительный вариант, в котором преднамеренно допущены ошибки. Обучающиеся должны найти эти ошибки и их исправить. Достаточно удобная функция есть у инструмента «выделенный элемент». Она позволяет переместить любой объект по площади интерактивной доски. Интересным и полезным может быть поиск формата и сюжета композиции, через создание рамки, которую можно перемещать и искать более выразительный сюжет. Можно предложить учащимсявыполнять упражнения на составления композиций, с заранее подготовленными предметами и фоном. Такие упражнения помогают разобраться с понятиями движение и загораживание в композиции. Обучающиеся создают композиции на доске, а остальные работают на местах. Также упражнения могут быть направлены на поиски главного в композиции, а как известно главное выделяется за счет, размера, цвета и тона. Все объекты динамичны, легко редактируются. Можно быстро менять их масштаб, подбирать нужный оттенок. Положительный и удобный момент состоит в том, что всю информацию можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих занятий. Также разработанный электронный урок, и загруженный на портал ученик при желании может повторить дома. Полученная и переработанная информация должна быть сохранена в памяти обучающегося с тем, чтобы в любой момент ее можно было бы воспроизвести и в случае необходимости применить в изобразительной, творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции
Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой деятельности по созданию художественного образа, для преобразования окружающих явлений, процессов и предметов в целостную композицию у ребенка должно быть желание проявить свои умственные и художественно-творческие способности. «Вместе с тем, важно изучить законы и правила изображения реального мира, овладеть способами и приемами передачи этих материальных форм на плоскости (перспективы и т.д.» [Дубровин, 2015, 19]. Если на практике не учитывать и не соблюдать педагогические условия, то активизация творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству будет невозможна. «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности»
Одним из основных методов активизации творческой деятельности выступает метод стимулирования увлекательным содержанием. Он включает в себя подбор образного, яркого, занимательного учебного материала. «Неоспоримым является использование технических средств обучения, в том числе новых информационных технологий в образовательном процессе» [Буровкина, 2016, 129]. Эффективному усвоению учебного материала способствует применение наглядных и технических средств обучения. В связи с этим педагогу необходимо учитывать потребности современных детей, и делать свои уроки увлекательными и интерактивными. Благодаря использованию современных инновационных технологий на занятиях, учителю удастся создать атмосферу вдохновения, некоторой оживленности. Это, в свою очередь, пробуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит отправной точкой на пути активизации творчества обучающихся. Кроме того, активизируется познавательная деятельность, развивается способность связывать теорию с практикой и с жизнью, формируются навыки технической культуры, повышается интерес к обучению. В реализации этого метода в образовательном процессе педагогу помогает современная цифровая техника. Цифровые технологии позволяют во время подготовки к занятиям по изобразительному искусству, а также непосредственно во время образовательного процесса быстро подбирать наглядный материал, (фотографии, иллюстрации, репродукции картин художников) который наиболее ярко, красочно и интересно раскрывает тематику задания, увлекает и дает возможность обобщить полученные образы, представления и знания, помогают при выполнении практической работы над эскизами композиций. мультимедийных проекторов и компьютеров, безусловно, расширяют возможности учителя и помогают решать педагогические задачи в процессе обучения изобразительному искусству. Но время не стоит на месте, все развивается, и нынешним обучающимся этого уже недостаточно, им требуется усиление наглядности. «Сегодня практика показывает, что без обращения к современным компьютерным технологиям, мультимедийным средствам, которые предоставляет нам наука, сложно быть учителем, обладающим профессиональными компетенциями» [Буровкина, 2016, 129]. Проект «Московская электронная школа» направлен на максимально эффективное использование информационных технологий школы для улучшения качества образования учеников путем формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса. Современные концепции российского образования предполагают использование интерактивных образовательных форм в образовательной среде, ведь часто бывает, что иллюстративного и словесного материала недостаточно для формирования у обучающихся целостного представления о тематике занятия, раскрытия метапредметных связей. В настоящее время все педагогическое сообщество ориентированно на создание и реализацию новых форматов уроков, занятий и упражнений. Созданные цифровые ресурсы с возможностью обмена авторскими интерактивными находками, позволяют более эффективно выстроить учебный процесс, а современные управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, возможностью выхода в платформу и Интернет в этом активно помогают. Интерактивные доски в рамках проекта «Московская Электронная Школа» подключены к образовательным порталам с обширной базой разработок уроков по разным предметам и для разных возрастных категорий обучающихся. В этих базах можно найти различные сценарии уроков на любые темы, материалы и использовать их в своей работе с обучающимися, а также при желании разработать и загрузить в них свои варианты уроков. Также электронные интерактивные доски имеют выходы в специальные учебные библиотеки и образовательные галереи. Рассмотрим применение интерактивной доски на занятиях тематической композиции по изобразительному искусству. К основным способам использования интерактивной доски на занятиях тематической композицией можно отнести быстрый поиск нужной информации и наглядных материалов в ходе занятия. Основной ценностью для занятий тематической композиции является нанесение поверх выводимых на экран изображений различных пометок и графических комментариев. Пометки можно делать красочными и яркими. Например, на занятии стоит использовать данный способ при разборе сложных композиций. Показывая материал на интерактивной доске, можно предлагать учащимся находить и выделять разными цветами элементы композиции. Функция комментирования помогает достаточно ярко и образно выделять основные законы и правила композиционного построения, визуально выделить структуру композиции, обозначить ее части. Наглядный материал подбирается таким образом, что дети убеждаются в том, что элементы расположены не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры и схемы. «Выбор правильной композиции, точки зрения является важным в работе» над натурой, композицией [Семенова, 2016, 137]. Выделив несколько наиболее выразительных типов композиционных схем, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно показать их на доске. Учащиеся могут работать у доски по несколько человек, так как она рассчитана на большое количество прикосновенийодновременно. Это существенно экономит время на занятии. Используя стилус доски, как кисть или карандаш, меняя настройки на доске, можно дополнять изображения, а также создавать свои сюжеты и картины. Такой вид деятельности вдохновит обучающихся на самостоятельное освоение современных графических планшетов и даст навыки при работе в редакторах, которые в условиях цифровых технологий просто необходимы будущему художнику, дизайнеру. Программное обеспечение электронной доски позволяет с помощью инструмента «линейка» и «прямая» в нужный момент обращать внимание на перспективные сокращения элементов в зависимости от расположения линии горизонта. А инструмент «проба цвета» может наглядно продемонстрировать влияние воздушной перспективы в изображении. Встроенные графические редакторы с легкостью позволяют обесцветить изображение, упростить его до основных тональных сочетаний, деформировать, изменить его структуру. Например, с помощью «выделенной области» поменять соотношения на картине массы неба, земли, моря, леса и т.д. Развитию непосредственности, вариативности и гибкости композиционного мышления способствуют упражнения по превращению образной композиции в композицию пятен и наоборот. Далее учитель обесцвечивает изображение и преобразует изображение в тональные пятна. Во время этих действий дети учатся понимать, как уравновешивать части композиции по массе и тону. Созданные схемы усиливают глубину впечатлений, материал запоминается легче и успешнее используется в личной творческой деятельности. Применение принципа в изображение предметов «от общего к частному» также быстро можно объяснить и проследить с помощью различных фильтров, которые сначала упрощают картину, а после постепенно, под управлением специальных настроек, будут вносить в картину детальность. Важной функцией для разбора композиционного строя выступает трансформация объектов, их передвижение или удаление. Например, говоря о композиции в натюрморте, можно подвигать предметы, и изменить их размеры. Для активизации творческой деятельности полезны будут показы учебных видео сюжетов, в которых художники дают мастер классы, а также фрагменты художественных фильмов. Видеоизображение на электронной интерактивной доске можно остановить в любой момент, увеличить, акцентировать с помощью пометок на чем-то внимание, при необходимости повторить фрагмент, или сохранить как скриншот. Все эти функции, конечно, реализуются в любом персональном компьютере, но часто самостоятельно учащиеся не умеют в них работать. Задача учителя в наши дни самому быть технически грамотным, ориентироваться в современных технических средствах и передавать свои знания подрастающему поколению. Возможности интерактивных досок позволят выполнять упражнения на поиски композиции рисунка с помощью выводимых на доску геометрических шаблонов, при помощи контекстного меню, используя команды: дублирование, закрепление, увеличение, уменьшение, повороты. Такая форма может быть использована на занятиях по изучению композиции для развития композиционного мышления. Учителю необходимо заранее подготовить предварительный вариант, в котором преднамеренно допущены ошибки. Обучающиеся должны найти эти ошибки и их исправить. Достаточно удобная функция есть у инструмента «выделенный элемент». Она позволяет переместить любой объект по площади интерактивной доски. Интересным и полезным может быть поиск формата и сюжета композиции, через создание рамки, которую можно перемещать и искать более выразительный сюжет. Можно предложить учащимсявыполнять упражнения на составления композиций, с заранее подготовленными предметами и фоном. Такие упражнения помогают разобраться с понятиями движение и загораживание в композиции. Обучающиеся создают композиции на доске, а остальные работают на местах. Также упражнения могут быть направлены на поиски главного в композиции, а как известно главное выделяется за счет, размера, цвета и тона. Все объекты динамичны, легко редактируются. Можно быстро менять их масштаб, подбирать нужный оттенок цвета.
Использование электронной доски во время занятий тематической композицией помогает обучающимся становиться более заинтересованными. С ее применением более доступным и наглядным становится материал самого занятия. Улучшается атмосфера в классе, обучающиеся лучше сосредотачивают внимание на работе. Специальных знаний и навыков от учащихся работа с интерактивной доской не требует. Опыт общения с телефонами, планшетами, компьютерами есть у каждого, поэтому они быстро усваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем. Темп урока также возрастает, становится энергичнее, так как тексты, таблицы, рисунки подготовлены заранее. Положительный и удобный момент состоит в том, что всю информацию можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих занятий. Также разработанный электронный урок, и загруженный на портал ученик при желании может повторить дома. Полученная и переработанная информация должна быть сохранена в памяти обучающегося с тем, чтобы в любой момент ее можно было бы воспроизвести и в случае необходимости применить в изобразительной, творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...
Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...
Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...
Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...