Конспект урока ИЗО. 2 класс. Тема: Морской пейзаж
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Щемелинина Анастасия Сергеевна

Конспект урока ИЗО. 2 класс. Тема: Морской пейзаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Морской пейзаж

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: Приобретение опыта восприятия и эстетического анализа произведений художника-мариниста И.К. Айвазовского. Деятельностная: Освоение приёмов живописного изображения моря на основе использования цвета и формы, как средств выразительности.

Задачи:

Дидактические:

  1. Усвоить понятие «марина».
  2. Познакомиться с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского.
  3. Учиться анализировать репродукции картин художника-мариниста.
  4. Познакомиться с приёмами создания живописного изображения, используя цвет и форму как средства выразительности.
  5. Самостоятельно выполнить живописное изображение, путем смешения красок в процессе передачи разного цветового состояния моря, с опорой на предложенный педагогическим работником алгоритм и собственные представления.

Развивающие:

1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта ситуации.

2. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов.

3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

8. Ответственно выполнять свою часть работы.

Воспитательные:

1. Понимать и принимать культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявлять чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявлять способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Усвоит понятие «марина».
  2. Познакомится с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского.
  3. Проанализирует репродукции картин художника-мариниста.
  4. Познакомится с приёмами создания живописного изображения, используя цвет и форму как средства выразительности.
  5. Самостоятельно выполнит живописное изображение, путем смешения красок в процессе передачи разного цветового состояния моря, с опорой на предложенный педагогическим работником алгоритм и собственные представления.

Личностные:

1. Понимает и принимает культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявляет чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявляет способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Метапредметные:

Познавательные:

1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта ситуации;

2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов;

3. Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

4. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2. Ответственно выполняет свою часть работы.

Образовательные ресурсы: «Кто такой маринист? Художники-маринисты» URL: https://yandex.ru/turbo/syl.ru/s/article/288198/new_marinist---eto-kto-takoy-marinist-hudojniki-marinistyi (Дата обращения: 12.04.2022)

Оборудование: конверты с раздаточным материалом, презентация.

План урока:

1. Этап мотивации – 3 мин

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин

2.1. Выявление имеющихся знаний по теме

2.2. Знакомство с понятием «марина»

3. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин

3.1. Знакомство фактами биографии И.К. Айвазовского

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализация построенного проекта – 5 мин

5.1. Анализ репродукций картин

5.2. Правила техники безопасности и культуры труда

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин

6.1. Демонстрация приёмов работы

6.2. Целевые обходы учителя

7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

7.1. Подведение итогов

7.2. Уборка рабочих мест

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: альбомы, краски, палитры, подкладные листы, баночки с водой, кисти, пенал и конверты с раздаточным материалом внутри.

- Присаживайтесь на свои места, если у вас всё готово.

1.3. Формула успеха

- Ребята, на доске изображена формула успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, аккуратность, активность, отвлекаемость)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

- Ребята, я верю, что у нас с вами всё получится, если вы будите сегодня внимательны, аккуратны и активны).

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Выбирают качества: внимательность, аккуратность, активность.

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2.1. Выявление имеющихся знаний по теме

Бери, художник, полотно,

Картиной станет пусть оно!

Бери, художник, карандаш,

И нарисуй мир добрый наш!

Бери, художник, в руки кисть

И нарисуй всю нашу жизнь!

- О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, прослушивая музыкальные композиции и всматриваясь в живописные произведения.

Перед вами одно из самых величественных явлений природы, переданных художником. (на слайде изображение моря, на фоне звук морского шума)

- Ребята, что же это?

- Совершенно верно, это море. Поднимите руку те, кто был на море.

-Каким вам запомнилось море? Опишите его. (синее, теплое, большое, глубокое, ласковое).

- Сегодня нам познакомиться с творчеством художника-мариниста.

- Известно ли вам, кто такой художник-маринист? (Это художник, который рисует моря, океаны, передает красоту водной стихии).

- Как вы думаете, а в какой технике работают художники-маринисты?

2.2. Знакомство с понятием «марина»

- Ребята, художники-маринисты выполняют свои работы в технике марина.

- Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) —  жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.

- Данная техника является разновидностью пейзажа.

- Вспомните, что вам известно об изображении пейзажей? С помощью чего они выполняются? Красоту чего передают?

Отвечают на вопросы учителя

Рассматривают изображение

Знакомятся с понятием

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.2

ПР.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Знакомство фактами биографии И.К. Айвазовского

- Как вы думаете, сложно ли изображать красоту моря, морской стихии? Почему?

Передать всю мощь морской стихии с ее многообразием цвета под силу лишь опытному художнику.

- Ребята, кому-нибудь из вас известно, кто является самым знаменитым русским художником-маринистом?

- Прослушайте стихотворение и убедитесь в правильности своих предположений.

Море Азовское
Ждет Айвазовского…
Эх, пропадает пейзаж:
Праздник неистовых,
Ветром насвистанных
Красок — веселый кураж!

- Обратите внимание на слайде представлен портрет Ивана Константиновича Айвазовского и его одна из самых известных работ – репродукция картины «Девятый вал»

- Ребята, сейчас я вам расскажу немного о жизни это выдающегося человека. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского — Ованнес Айвазян. Об этом художнике знают даже люди, не разбирающиеся в живописи. Иван Константинович Айвазовский — выдающийся маринист. На холсте он воспроизводил красоту, силу и мощь морской

стихии. Его картины эффектны и производят огромное впечатление на зрителя. В них есть драматизм и радость, счастье и восхищение природой. Айвазовский стал одним из немногих художников, получивших признание при жизни. Он считался довольно обеспеченным человеком, а его картины редко подвергались критике и нравились большинству современников.

- Что изображал на своих полотнах Иван Константинович?

Талант художника был очень необычным и самобытным.

Море на полотнах Айвазовского представляется живым, оно испытывает людей, но, одновременно с этим, любит и кормит их. Море уважает людей бесстрашных, сильных, способных бросить вызов стихии и победить. Чтобы получить дары природы, к ней надо относиться с уважением, доверять ей.

- Каким представлялось море на полотнах Айвазовского?

Любовь к морю Айвазовский питал с детства, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарило миру одного из лучших художников-маринистов. Семья Айвазовского была небогатой, но

родственники поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбив, обладал великолепной зрительной

памятью и тягой к искусству.

- Когда художник начал питать любовь к морю?

- Какое качество помогло ему стать выдающимся человеком?

3.2. Формулирование проблемы урока

- Ребята, мы с вами узнали, жанр изобразительного искусства, факты из жизни художника.

- Как вы думаете, что же нам предстоит сделать теперь?

Отвечают на вопросы

Воспринимают новую информацию

Формулируют проблему урока.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.2

Л.1

Л.2

П.1

К.1

К.2

Р.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Я уточню тему урока, она будет звучать (Морской пейзаж)

4.2. Формулирование цели урока

– Какую цель мы с вами поставим перед собой? (Учиться выполнять живописное произведение в жанре марина)

4.3. Планирование деятельности

- Ребята, посмотрите внимательно на свой стол. Какие материалы и инструменты нам помогут достичь поставленной цели? (краски, кисти, вода, палитра)

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.2

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Анализ репродукций картин

- Ребята, перед началом работы я предлагаю вам рассмотреть репродукции картин.

- Обратите внимание на репродукцию картины Айвазовского «Волна».

- Обсудите её в парах. Определите:

1. Что изображено?

2. Какое состояние моря передал художник?

3. Какие чувства у вас вызывает такое состояние моря?

- А сейчас, пожалуйста, обсудите в парах вторую репродукцию. Она носит название «Штиль».

Определите:

1. Что изображено?

2. Какое состояние моря передал художник?

3. Какие чувства у вас вызывает такое состояние моря?

- Ребята, если вы считаете, что плодотворно поработали в парах, пожмите друг другу руки.

5.2. Правила техники безопасности и культуры труда

- Ребята, прежде чем начать работать, давайте повторим технику безопасности при работе с красками.

- Какие правила при работе с красками нужно соблюдать?

С красками:

- При работе пользоваться подкладным листом.

- Смешивать краски в палитре.

- При работе быть аккуратным и пользоваться салфетками.

Разразилась ужасная буря. Корабль накрыла огромная волна, оставив на поверхности лишь макушку мачты. За нее и ухватились пытающиеся спастись моряки. На картине «Волна» цветовая палитра также мрачна и тягостна. Трагизм всего происходящего Айвазовский изобразил с помощью серо-зеленых цветов, в который окрашены бушующие волны. И в то же время пенящиеся волны на картине кажутся прозрачными. 

Картина «Штиль» впечатляет своей красотой и ощущением покоя. Здесь маринист не изображает бушующую стихию, а стремится вызвать у зрителя чувства умиротворения и спокойствия. Каждому зрителю захочется присесть на берегу, отдохнуть, наслаждаясь прекрасным видом моря в штиль.

Парная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.3

Л.1

П.1

П.3

К.1

К.2

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1. Демонстрация приёмов работы

- Ребята, сегодня и мы с вами станем художниками-маринистами. Сейчас я продемонстрирую приёмы работы, которые вы можете использовать при изображении моря.

  1. Положите лист перед собой – горизонтально.
  2. Зрительно определите линию горизонта. Вверху будет небо, а внизу – вода.
  3. Берем крупную кисть, обмакиваем в воду. Горизонтальными движениями смачиваем бумагу вверху, до линии горизонта.
  4. Делаем несколько произвольных мазков в верхней части листа белой краской.
  5. Берём голубую краску и горизонтальными полосами изображаем небо.
  6. В верхней части небо я планирую изобразить более темным. Поэтому можно добавить темно-синюю полоску, а затем перейти к голубой краске, аккуратно растушевывая темную часть неба.
  7. Волны можно изобразить по-разному.

- Как вы думаете, как мы изобразим бушующее море? (волнистыми линиями, оставляя не закрашенные места. Для передачи эмоций можно добавить зеленый или белый цвета).

- Как вы считаете, каким образом можно изобразить спокойное море? (спокойное море изображаем, используя приём кирпичик. В шахматном порядке мы наносим мазки)

  1. Не забывайте акцентировать внимание на том, что у горизонта цвет моря всегда темнее, чем у берега.

- Ребята, теперь вы знаете, как изобразить море в разном состоянии. Я предлагаю вам взять альбомы и приступить к работе. Представьте море, изобразите его на бумаге, стараясь передать эмоции, которые испытываете.

6.2. Целевые обходы учителя

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль технологической грамотности выполнения приёмов работы.

- Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. 

- Как вы думаете, чего не хватает нашему пейзажу?

- Я предлагаю вам достать из конвертов понравившиеся декоративные элементы и приклеить с помощью капли краски их к вашей работе.

Самостоятельно выполняют работу под контролем учителя

Отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР.2

ПР.3

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

7.1. Подведение итогов

- Ребята, посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились.

- Вспомните, какую цель мы с вами ставили перед собой?

- Достигли ли мы цели? Почему вы так считаете?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке? О ком мы говорили? В какой технике работал этот художник?

- Чему вы смогли научиться сегодня на уроке?
- Как вы думаете, как можно использовать приобретённые умения в жизни? (оформление поздравительной открытки, странички личного дневника)

- Оцените свою работу. Если вы полностью довольны своей работой и считаете, что роль художника-мариниста вам удалась – поднимите большой палец вверх. Хочется внести изменения в свою работу – покажите палец в среднем положении. А если вам не удалось роль художника-мариниста – покажите опущенный вниз палец.

-Спасибо за работу.

 Критерии оценки работы:

1. Соответствие работы общей тематике урока.

2. Композиционная целостность.

3. Аккуратность и грамотность выполнения живописных приёмов изображения моря.

4. Целесообразность использования цветовых сочетаний.

5. Завершённость работы.

7.2. Уборка рабочих мест

- Уберите, пожалуйста, свои рабочие места.

- Спасибо за работу, до свидания.

Отвечают на вопросы учителя

Проводят самооценку 

Фронтальная

Фронтальная

ПР.4

Л.1

Л.2

П.1

П.4

К.1

К.2

Р.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: «Цвета. Пейзаж с использованием холодных и теплых цветов» (гуашь) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «холодные», «теплые» цвета, обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:знать, ...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Картина-пейзаж" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений понятие «пейзаж»; обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:Знать особенности картины-пейзажа; прием...

Конспект урока технологии по теме "Морские обитатели из пластилина" (УМК "Школа России", 3 класс)

 Цели деятельности учителя: ознакомление с техникой изготовления морских обитателей с помощью скатывания, сплющивания и вытягивания из пластилина на основе знаний о свойствах пластичности ...

Конспект к уроку изо по теме "Морской пейзаж" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит(гуашь)». Цели деятельности учителя: - создание условий для духовного и ...

План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)

План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...