Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_po_kartine.docx | 147.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
Пейзаж.
И.Грабарь «Февральская лазурь» (1903 г.)
Беседа проводится примерно по таким вопросам:
- Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово – лазурь? Что оно означает?
Если дети затрудняются, учитель подсказывает:
-Иногда говорят – лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?
Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.
- Лазурь – это светлая синяя или голубая краска. Ещё есть светло – зеленая краска. Когда бывает такое небо?
-В яркий, солнечный день.
- Что ещё помогает понять, что день солнечный?
- Сверкают стволы берёз. На них тоже солнце.
-А ствол берёзы и веточки изображён чисто белыми?
- Нет, они разноцветные: жёлтые, красноватые, оранжево – коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.
- Ребята, а как по – вашему, день холодный или тёплый? Как это определить?
- Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.
- А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, или бы хотел показать стужу?
- Он бы писал больше серыми и синими красками.
- Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют тёплыми.
Дети повторяют.
- В картине И.Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются тёплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.
- А сейчас скажите, какая берёза на первом плане: молодая или старая?
- Береза уже старая, потому что она искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.
- А на втором плане, какие берёзы? Как вы их определили?
– Там одна старая берёза и много молодых. Определили по стволам.
- А по веткам можно понять, где молодая, а где старая берёза?
-Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.
Учитель предлагает ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашивает:
- Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?
- Морозный узор на окне. Кружево.
- Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зимой увеличить высоту берёзы и показать кружево веток на фоне синего неба, И.Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.
- Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?
-Это рощица молодых берёзок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть берёзу на первом плане. Он её отделил.
- Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растёт на просторе, а художник нас приглашает полюбоваться её великолепием. А почему именно берёзу выбрал художник?
- Она как королева. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёзы ассоциируются с чувством Родины.
Учитель читает стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном», звучит музыка П.Чайковского «Времена года»,
Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы. Подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.
Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи, можно использовать по любым УМК....
Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
История создания картины И.Грабаря "Февральская лазурь".
Дополнительный материал к уроку рисования....
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...
Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...
Конспект урока по развитию речи.Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
УМК "Школа России"...