Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Капитонова Наталья Владимировна

Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_kartine.docx147.09 КБ

Предварительный просмотр:

Оригинал - Схема вышивки "Грабарь Игорь "Февральская лазурь"" - Схемы вышивки - Oli4ka - Авторы - Портал "Вышивка крестом"

Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

Пейзаж.

И.Грабарь «Февральская лазурь» (1903 г.)

Беседа проводится примерно по таким вопросам:

- Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово – лазурь? Что оно означает?

Если дети затрудняются, учитель подсказывает:

-Иногда говорят – лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

- Лазурь – это светлая синяя или голубая краска. Ещё есть светло – зеленая краска. Когда бывает такое небо?

-В яркий, солнечный день.

- Что ещё помогает понять, что день солнечный?

- Сверкают стволы берёз. На них тоже солнце.

-А ствол берёзы и веточки изображён чисто белыми?

- Нет, они разноцветные: жёлтые, красноватые, оранжево – коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.

- Ребята, а как по – вашему, день холодный или тёплый? Как это определить?

- Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

- А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, или бы хотел показать стужу?

- Он бы писал больше серыми и синими красками.

- Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют тёплыми.

Дети повторяют.

- В картине И.Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются тёплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

- А сейчас скажите, какая берёза на первом плане: молодая или старая?

- Береза уже старая, потому что она искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

- А на втором плане, какие берёзы? Как вы их определили?

– Там одна старая берёза и много молодых. Определили по стволам.

- А по веткам можно понять, где молодая, а где старая берёза?

-Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Учитель предлагает ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашивает:

- Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

- Морозный узор на окне. Кружево.

- Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зимой увеличить высоту берёзы и показать кружево веток на фоне синего неба, И.Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

- Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

-Это рощица молодых берёзок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть берёзу на первом плане. Он её отделил.

- Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растёт на просторе, а художник нас приглашает полюбоваться её великолепием. А почему именно берёзу выбрал художник?

- Она как королева. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёзы ассоциируются с чувством Родины.

Учитель читает стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном», звучит музыка П.Чайковского «Времена года»,

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы. Подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи, можно использовать по любым УМК....

Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

История создания картины И.Грабаря "Февральская лазурь".

Дополнительный материал к уроку рисования....

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку в 3 классе по УМК "Школа России"...