Дымковская игрушка
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Игнатьева Ксения Александровна

Все о дымковской игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dymkovskaya_igrushka.ppt1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 2

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля. Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Слайд 4

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Слайд 5

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Слайд 7

В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире.

Слайд 8

Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Слайд 10

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы. После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926). Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.

Слайд 12

В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц. С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка.

Слайд 13

Особенности лепки

Слайд 14

Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. в этом разделе будут даны лишь общие рекомендации. которые могут быть полезны для начинающих. Для лепки используются следующие инструменты и материалы: стеки, синтетические кисточки, карандаш, ластик, емкость для воды, тряпка влажная и сухая, губка, дощечка деревянная, гуашь или темпера, клей ПВА, белая водоэмульсионная краска, золотая фольга.

Слайд 15

Подготовленная глина после вымешивания и разминания для лепки не должна липнуть к рукам и инструменту, но в нее легко должен проникать палец. Глина по составу и свойствам может быть разной. Хорошей считается глина, имеющая среднюю жирность. Из жирной глины (с содержанием песка менее 5%) удобно лепить, т.к. она обладает высокой пластичностью, но изделия из нее при сушке и обжиге сильно деформируются. Из тощей глины (с включением песка до 30%), более шершавой на ощупь, изделия формуются хуже, но обладают огнеупорностью.

Слайд 16

Простой способ проверки качества глины - скатать жгутик и согнуть его в бублик. если глина трескается при этом, то в ней недостаточно воды или большое содержание песка. При небольшом количестве трещин глина пригодна к лепке. В противном случае, лучше воспользоваться готовой глиной для лепки, продаваемой в брикетах. Только опыт работы с разновидностями природной глины научит распознавать ее качество. Хранится глина всегда должна во влажном состоянии и чем дольше она вылеживается, тем лучше ее качество.

Слайд 17

Методы лепки: Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Комбинированный метод , включающий в себя два предыдущих.

Слайд 18

Особенности лепки персонажей дымковской игрушки

Слайд 19

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путем обминания комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции. Вместе с головкой лепится маленький шарик— бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность.

Слайд 20

Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху "колбаскам", немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов.

Слайд 21

Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных — четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей.

Слайд 22

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись. Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела. Для достижения особой белизны последний слой можно выполнить белой темперой. Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую (поливинилацетатную) темперу, так же разведенную на яичном белке. Применение последнего гарантирует влагостойкость росписи.

Слайд 26

Роспись

Слайд 27

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Слайд 29

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.

Слайд 30

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском.

Слайд 31

На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Слайд 32

Элементы В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Слайд 33

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Слайд 34

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Слайд 35

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Слайд 36

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...