КТП "ИЗО"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой. Соответствует требованиям Основной образовательной программы ОУ, учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова - М.: Просвещение, 2017-2019.
Программа рассчитана на 1 час учебного времени в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_3.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;
- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ анализировать произведения искусства;
∙ применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
∙ устанавливать аналогии;
∙ использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
∙ воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
∙ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
∙ обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
∙ представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
- соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
∙ продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
∙ вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
∙ воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
∙ контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
∙ задавать вопросы;
∙ использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры;
- ощущать и понимать художественный замысел в картине художника;
- понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 11 часов
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным выразительным средством живописи; с графическими средствами выразительности; по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); по составлению декоративной композиции.
Опыт художественно-творческой деятельности: изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами; изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению; изображение человека, птиц, животных; составление сюжетно-тематических и декоративных композиций.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 10 часов
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 5 часов
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий). Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 8 часов
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата |
I триместр (10 часов) | ||
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч) | ||
Земля одна, а цветы на ней разные. | 01.09. - 03.09. | |
В жостовском подносе все цветы России. | 06.09. – 10.09. | |
О чем может рассказать русский расписной поднос. | 13.09. – 17.09. | |
Каждый художник урожай своей земли хвалит. | 20.09. – 24.09. | |
Лети, лети бумажный змей. | 27.09. – 01.10. | |
Чуден свет – мудры люди, дивны их дела. | 11.10. – 15.10. | |
Живописные просторы Родины. | 18.10. – 22.10. | |
Родные края в росписи гжельской майолики. | 25.10. – 29.10. | |
Двор, что город, изба, что терем. | 01.11. – 05.11. | |
То ли терем, то ли царев дворец. | 08.11. – 12.11. | |
II триместр (12 часов) | ||
Каждая птица своим пером красуется. | 22.11. – 26.11 | |
Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч) | ||
Каждая изба удивительных вещей полна. | 29.11. – 03.12. | |
Русская зима. | 06.12. – 10.12. | |
Зима не лето, в шубу одета. | 13.12. – 17.12. | |
Зима за морозы, а мы за праздники. | 20.12. – 24.12. | |
Всякая красота фантазии да уменья требует. | 27.12. – 30. 12 | |
В каждом посаде в своём наряде. | 10.01. – 14.01. | |
Жизнь костюма в театре. | 17.01. – 21.01 | |
Россия державная. | 24.01. – 28.01. | |
«Город чудный…» | 31.01. – 04.02. | |
Защитники земли Русской. | 07.02. – 11.02 | |
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч) | ||
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. | 14.02. – 18.02. | |
III триместр (12 часов) | ||
Широкая масленица. | 28.02. – 04.03. | |
Красота и мудрость народной игрушки. | 07.03. – 11.03 | |
Герои сказки глазами художника. | 14.03. – 18.03. | |
Герои сказки глазами художника. | 21.03. – 25.03. | |
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч) | ||
Водные просторы России. | 28.03 – 01.04 | |
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. | 11.04. – 15.04. | |
Всяк на свой манер. | 18.04. – 22.04. | |
В весеннем небе – салют Победы! | 25.04. – 29.04. | |
Гербы городов Золотого кольца России. | 02.05. – 06.05. | |
Сиреневые перезвоны. | 09.05. – 13.05. | |
У всякого мастера свои затеи. | 16.05. – 20.05. | |
Наши достижения. | 23.05. – 25.05. |
Элементы адаптации программы:
Данная рабочая программа может быть скорректирована с учетом контингента и успеваемости обучающихся. Для более мотивированных (талантливых) детей используются задания творческого и поискового характера, использование интернет ресурсов, возможно выполнение проектных работ с учетом меры трудности ученика.
Для работы с отстающими обучающимися предусмотрен индивидуальный подход в обучении рисованию. Можно предусмотреть увеличение творческих заданий по предмету за счет методических ресурсов официального сайта издательства «Просвещение».
Методы оценивания:
Уроки строятся на принципах системно-деятельностного подхода в обучении и включают практическую работу, работу в группе, паре, самостоятельную и применением различных форм проверки. Используется прием самооценки, взаимооценки.
Самооценивание. Данный метод предполагает самостоятельное оценивание обучающимся ряда письменных и устных работ, выполненных им самим по заранее известным критериям. Последующая проверка работ учителем и обсуждение результатов обязательны.
Взаимооценивание. Данный метод используется при парной /групповой работе, оценивании публичной презентации ответа. Критерии известны всем участникам процесса оценивания, предполагается совместное обсуждение результатов. Отдельное оценивание учителем необязательно при данном виде работы.
Оценивание учителем подразумевает использование заранее известных критериев при оценивании письменных и устных работ. При разработке критериев учитываются лексическая наполненность ответа, его грамматическая оформленность, организационная адекватность, эмоциональная окрашенность, манера публичного представления.