Конспект урока ИЗО "Мамин платок", 3 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока изобразительного искусства
На тему: "Мамин платок"
Выполнила студентка 23 группы
Специальности:
Преподавание в начальных классах
Лысогорская Н.А.
Класс: 3 "Б"
Дата проведения: 09.10.2020 год
Заверили:
Методист: Исаева Е.В._________
Учитель: Коваленко М.М._________
Оценка__________
Саратов 2020
Цель: создание условий для знакомства с вариантами оформления народных платков и рисования орнамента в заданной форме.
Образовательные задачи:
- познакомить обучающихся с терминами "мотив" и "акцент";
- рассказать о правильном расположении и росписи орнамента платка.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, способность применять полученные знания на практике, кругозор.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность во время выполнения работ;
- воспитывать умение сочетать цвета.
Оборудование: презентация, художественные материалы и принадлежности (альбом, кисти, акварельные краски, клеёнка), эскизы, влажные салфетки.
Организационный этап:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Александровна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку: альбом, кисти, краски, стаканчик с водой? (Проверяю готовность детей к уроку)
- «Ветер откуда-то взялся – и вдруг
Вырвался мамин платочек из рук.
Мама успела лишь выкрикнуть: "Ах!"
Глядь, а платочек уже в облаках.
К нам возвращаться на землю не хочет...
Так почему ж это мама хохочет?
Странно - взмахнула руками, как птица,
Но удалось мне в плечо ей вцепиться.
Если бы я не успел, знаю точно, -
Вслед улетела б она за платочком».
("Платочек" Семён Островский)
- Ребята, о каком предмете пойдёт речь на нашем уроке? (о платке). Верно! Но героем нашего сегодняшнего занятия будет не обычный платок, а мамин платок (записать тему урока на доске). Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым.
- Давайте рассмотрим платок, который я сегодня принесла с собой. Как вы видите, платок имеет форму квадрата. А в каком месте на платке помещают самый яркий и крупный рисунок? (В центре платка). Что проходит по краям платка? (ответы детей). По краям платка может проходить узорчатая кайма. Кайма - это полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом или узором.
Введение в тему:
- Теперь взгляните на экран. Здесь вы видите известные павловопосадские платки, которые являются своеобразным символом России. Композиции росписи данных платков всегда отличались чётким ритмом и яркостью красок. Стиль росписи этих платков происходит от восточных шалей. Реалистично изображены цветы (розы, лилии, тюльпаны, георгины), растительные орнаменты или все вместе, а также обязательно гармоничное сочетание оттенков и элементов узора. Узор смотрится объемным, так как он печатается в несколько слоёв. Шали отделывают вязаной шелковой бахромой, состоящей из длинных нитей, которые впоследствии связывают в несколько рядов, формируя равные клетки. Смотрим далее.
- Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Платки так красивы и настолько тонки, что их можно поместить во внутрь гусиного яйца и даже протянуть насквозь кольцо. Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме. Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой. Традиционные оренбургские узоры: "горох", "соты", "рыбки", "кошачьи лапки".
Объяснение нового материала
- Вы услышали в моём рассказе слово мотив и композиция. Кто знает что такое композиция? (ответы детей "Композиция - это структура, определённый порядок построения).Давайте перед началом работы познакомимся с новыми определениями "мотив" и "акцент"(записать термины на доске).
- Мотив – часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть сказочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным. Как вы думаете, какой мотив представлен на моём платке? (ответы детей)
- Акцент – наиболее яркая часть изображения. Чаще всего акцент бывает в центре картины, и он подчёркивается особой освещённостью, выделением нужных фигур.
- Перед тем как вы займётесь выбором цвета для создания платков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы – холодные и тёплые.
- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)
- Какие тона относятся к тёплой гамме? (Красный, жёлтый, оранжевый, малиновый, розовый.)
- Давайте сыграем в игру. Я называю цвет, и ,если он принадлежит тёплой гамме, вы поднимаете обе руки вверх, если холодной - то ничего не делаете. Готовы?
Тёплые | Холодные |
Розовый, бордовый, оранжевый, яркий персик, красный | Травяной, салатовый, тёмно-синий |
- Молодцы, ребята!
Этапы работы:
- Существуют определенные правила создания узора на платке:
- Сначала придумывают узор для украшения центра платка. Он обычно рисуется крупно, более ярко и красочно.
- Затем украшают углы платка. Важно помнить, что узор в углах платка располагается симметрично.
- После этого украшают стороны платка, размещая узор между углами. Узор одинаково повторяется.
Практическая работа:
- Откройте альбомы. Разместите их горизонтально. Возьмите простой карандаш и начертите квадрат - который будет являться вашим платком. - Придумайте, какого цвета будет платок для мамы? Не забудьте, что вы будете рисовать акварельными красками. Я советую вам использовать для фона платка светлые краски, так как, когда краска высохнет, то вы на этот фон перенесете более темные узоры.
- Толстой кисточкой раскрасьте фон платка (дети рисуют, хожу проверяю по классу правильность выполнения работы). Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.
- Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким.
На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.
Разминка для глаз:
- Ребята, давайте, пока ваш фон сохнет, немного отвлечёмся и расслабим глаза.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову. Повторить 5-10 раз
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Закрыв глаза, рисуйте восьмерки, сначала горизонтальные (5-6 раз), затем вертикальные (5-6 раз).
- Закройте глаза и досчитайте до 20. Теперь откройте глаза.
- Продолжаем работать!
Практическая работа:
- Я сейчас раздам вам эскизы, а вы перенесёте их на свой платок тонкой кистью. Следите за тем, чтобы ваш узор хорошо был виден на фоне платка, чтобы краски не сливались (каждый этап прорисовываю на ватмане).
- Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть.
- Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.
Выставка работ:
- Выходите со своими работами к доске на выставку, как настоящие художники.
Рефлексия:
- С какими понятиями вы сегодня познакомились?
- Какие бывают платки?
- Какие бывают цветовые гаммы?
- Вам понравился урок?
Уборка рабочих мест:
- Ребята, аккуратно убирайте свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...