КТП ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Латышева Дарья Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс. УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem_po_izo.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, Примерной образовательной программы по УМК «Школа России»,  авторской программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

       

Программа

Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2012.

Методическое пособие для учителя

 Неменская, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменская, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2008.

Методическое пособие. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 4 класс.- Давыдова  А.М.: Вако, 2015

Учебник

Изобразительное искусство. Каждый народ- художник. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского.  - 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2013

Дидактические средства для учащихся

Б. М. Неменский. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 4 класса – М.: Просвещение, 2018

 

       В 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели)  

Цель:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

        Задачи:

  •  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями  работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • -развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
  •    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета обучающимися

 Личностные результаты:

 -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-  сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусстве природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

       

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-  использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач:

-  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

 
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•  сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

•  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•  умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

•  освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

Четвероклассники научатся:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
  • понимать, что окружающие предметы , созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
  • использовать элементарные приемы изображения пространства;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорций;
  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  • называть разные типы музеев;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства ( графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • называть народные игрушки ( дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
  • называть известные центры народных художественных ремесел России;
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, гуашь, уголь, бумага);

Четвероклассники получат возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности ;
  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников различных видах  искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: использование на плоскости и в объеме; постройка и художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

4 КЛАСС (34 ч)

 Истоки родного искусства  (8часов)

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (8 часов)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (10 часов)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8 часов)

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

11

Истоки родного искусства

8ч.

22

Древние города нашей земли

8ч.

33

Каждый народ – художник

10ч.

44

Искусство объединяет народы

8ч.

         

Всего: 34ч.

3.Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству  4 класс

Тема урока

Планируемые результаты

План

Факт

Р а з д е л  1 ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8  часов)

1

Пейзаж родной земли

Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.  Умение нарисовать пейзаж по памяти. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

2

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

3

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

4

Образ традиционного русского дома.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы в пейзаже.  Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.

6

Образ красоты человека. Мужской портрет.

Знать характер сельского труда. Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека

7

Народные праздники.

Коллективное панно

Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

8

Обобщение темы четверти.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Р а з д е л  2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 часов)

9

Древнерусский город-крепость.

Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.

Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

10

Древние соборы.

Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.

Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.

11

Древний город и его жители.

Знание организации внутреннего пространства кремля.

Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию,  последовательно её выполнять.

12

Древнерусские воины-защитники.

Знание, как жили князь и его люди, как одевались.

Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками  изображения фигуры человека

13

Города Русской земли

Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Умение отличать эти города  Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.

14

Узорочье теремов.

Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

15

Праздничный пир в теремных палатах.

Знание  картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

16

Обобщение темы.

Знание архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Умение высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Умение создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

Р а з д е л  3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 часов)

17

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии.

Умение изображать природу через детали Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

18

Изображение японок в национальной одежде.

Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. Знание представлений

о красоте японской женщины, традиционной народной одежде.

Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

19

Искусство народов гор и степей

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.

20

Города в пустыне.

Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

21

Образ художественной культуры Древней Греции

Знание искусства Древней Греции, архитектуры

Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.

Умение моделировать из  бумаги  конструкции греческих храмов

22

Древнегреческие праздники.

Знание искусства древнегреческой вазонописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе

23

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.

Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

Умение цветом передавать пространственные планы.

24

Знание сословий разделения людей.

Портрет средневекового жителя.

Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о

традиционной европейской одежде средневековья.

Развитие навыков изображения человека.

25

Средневековые готические костюмы.

26

Обобщение темы.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Р а з д е л  4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

27

Материнство

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать

и дитя. Развивать навыки композиционного  изображения.

28

Мудрость старости.

Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание,  что красота – это эстетическая и духовная категория.

Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.

29

Сопереживание.

Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.

Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

30

Герои- защитники.

Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.

Умение выполнить памятник в графике.

31

Юность и надежды.

Знание  основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства  с помощью графических материалов.

32

Искусство народов мира. Обобщение темы

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж,

33

Обобщение темы

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

34

Организация выставки рисунков