"Жостовский поднос", 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Презентация и конспект урока по изобразительному искусству "Жостовский поднос", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovskie_podnosy.ppt | 1.08 МБ |
zhostovskiy_konspekt.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин и более скромные - анютины глазки, вьюнки) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» - небольшими веточками и листочками.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала «царица садов и оранжерей» – роза. Вокруг нее располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Букет собранный
Букет в раскидку
Венок
Ветка с угла
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 2 «Г» класса
Тема: «Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе».
Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
1. Углубить эстетические познания о народных промыслах России,
2. Освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы,
3. Развивать коммуникативные навыки, навыки совместного творчества.
4. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, оценивать произведения жостовского промысла,
5.Освоить основные приёмы жостовского письма,
6.Создавать фрагменты жостовской росписи в процессе выполнения творческой работы,
7.Учиться слушать друг друга, отстаивать собственную точку зрения, учиться взаимопомощи.
Оборудование урока:
- слайдовая презентация "Особенности Жостовского народного промысла"
- аудиозапись музыки Чайковского "Вальс цветов"
- стихотворение "Подарок из Жостова"
- таблица "Этапы жостовской росписи"
- шаблоны подносов и цветов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, сегодня урок рисования у вас проведу я, меня зовут Лидия Дмитриевна.
Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
2. Мотивация, актуализация.
-Это, ребята, жостовский поднос.
Ну раз у вас, ребята, мастерская, значит вы можете сразу такие подносы расписать?
- Сможем сразу расписать?
- Почему не сможем? Что нам для этого нужно?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Как же будет звучать тема урока?
Как вы думаете какую цель на этом уроке мы можем преследовать?
А какие задачи мы можем решить?
На слайде 1 появляются цель и задачи урока:
Познакомиться с историей развития и особенностями росписи ещё одного народного промысла России – Жостовского.
-Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос (слайд 2).
-Ребята,я прочитаю вам стихотворение "Подарок из Жостова»,
Внимательно вслушайтесь в строки стихотворения, посмотрите на слайды, вслушайтесь в звуки музыки.
(читаю стихотворение на фоне слайдов 3 и 4 " Создание подноса" и "Виды подносов" )
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости Жостовский поднос сохранил.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Вы послушали стихотворение "Подарок из Жостова", а сейчас проверим на сколько вы были внимательны.
- Из какого материала изготавливают подносы? - металл
2. Каковы основные мотивы росписи?( преимущественно цветочные мотивы)
3. Какие цвета фона выбирают жостовские мастера? (не только чёрный и алый, но и другие цвета: синий, бежевый, коричневый, белый, ярко - зелёный…)
4. Какой может быть форма подноса? (Прямоугольная, круглая, овальная, фигурная)
Релаксационная пауза.
Народный мастер любуется природой и фантазирует.
Давайте и мы с вами просто полюбуемся фотографиями подносов ,где изображены живые цветы, отдохнём, представим, какие цветы сможем изобразить, пофантазируем... (Видео "Полюбуемся цветами")
Почему для фона стихотворения "Подарок из Жостова" выбрана музыка "Вальс цветов" Чайковского? (Композитор звуками изобразил как вальсируют цветы, а у жостовских мастеров на подносах они как - будто кружатся в вальсе, заплетаются в затейливые узоры. Вот почему выбрана именно эта мелодия)
Жостовский народный промысел по сравнению с другими не очень древний, он известен около 200 лет. Его родина - д. Жостово под Москвой.
Самое главное для мастера этих изделий - создать совершенный рисунок, одинаково красивый с разных точек зрения: и когда на столе, и когда не стене, и в руках хозяйки. Изображения цветов в этом промысле менее декоративны, приближены к реальным.
У мастеров Жостова сложились своеобразные приёмы скорописи, с которыми мы сейчас познакомимся. Жостовские изделия размещаются на международных выставках и в крупнейших музеях России.
Классический стиль этого искусства предполагает несколько цветочных композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли:
- "букет собранный"(слайд)
- "букет враскидку",
- "венок",
- "ветка с угла" (Слайд 6 "Виды цветочных композиций").
Анализ образца
1.Обводим мой шаблони нарисуем в центре цветка серединку.
2.Рисуем веточки, бутоны, и усики.
3.Рисуем листья
Практическая работа
В карандаше
- Обводим шаблон цветка и рисуем серединку
- Нарисуем листья,
3.Веточки, бутоны, усики
Закрепление
-Что делаем первым? (Обводим шаблон цветка 3 раза)
-Вторым? (Листья)
-Третьим? (веточки ,бутоны)
Практическая работа в карандаше учащихся
Анализ Педагогического рисунка в цвете
- -Первым закрашиваем цветы кисточкой: обводим по контуру и мазками -прорисовываем лепестки и закрашиваем серединку желтым цветом или синим как у меня.
- -Затем рисуем кисточкой листья: обводим по контуру закрашиваем центр листа зеленым цветом.
- -Тонкой кисточкой прорисовываем усики и веточки зеленым цветом.
- -Бутоныи маленькие листья примакиванием зеленым цветом
- –По контуру подноса ватными палочками ставим точечки на одинаковом расстоянии.
Закрепление последовательности работы
-Что первым этапом? (Красным цветом кисточкой рисуем цветы)
-Что вторым этапом? (Зеленым цветом тонкой кисточкой рисуем листья,усики,веточки)
-Что третьим этапом? (Бутоны и маленькие листья примакиванием зеленым цветом)
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Смогли ли мы реализовать цели нашего урока?
- В чём особенности жостовской росписи?
- Почему много лет живёт и не угасает это искусство?
- Где вы в дальнейшем можете использовать полученные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок ИЗО в 3 классе "Рисуем жостовские подносы"
В презентации подробно показаны основные этапы росписи подносов, рассмотрены формы и композиционные схемы, составлен план работы....
Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема:"Роспись жостовских подносов".
Урок изобразительного искусства. Цель- познакомить учащихся с традиционным народным художественным промыслом, с основными принципами народного искусства....
ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)
Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...
Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе
Урок изобразительного искусства "Жостовские подносы" с использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос...
Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе
Урок изобразительного искусства "Жостовские подносы" с использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос...
Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе
Урок изобразительного искусства "Жостовские подносы" с использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос...
Конспект урока изобразительного искусства "В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ. РУССКИЕ ЛАКИ: ТРАДИЦИИ МАСТЕРСТВА" 3 класс
Цель деятельности учителя: раскрыть детям секрет послойного жостовского письма;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам послойного жостовского письма;личностные: сотрудничать с однокл...