Внеурочная деятельность
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа изостудии "Акварелька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izostudii_akvarelka.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

г. Вязьмы Смоленской области

        

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБУ ДО ДДТ

Протокол №_4__

от «_02_» ___июня___2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ДДТ

                         _____________Л.П. Чинарёва

Приказом №__80/01-09_

                         « _03__» ___июня___2020 г.

                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 изостудии «Акварелька»

                                                         

Возраст учащихся: 7 – 9 лет

Срок реализации: 1 год

        

                                                     Автор-составитель:

                                                      Николаева Марина Александровна,

                                                                педагог дополнительного образования

г. Вязьма

2020 год

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии  «Акварелька» (далее программа) имеет художественную направленность.

Настоящая  программа является результатом многолетней апробации её основного содержания  в изостудии  «Акварелька», а так же содержит элементы авторской программы по изобразительному искусству «Юный художник» А.И. Заболотской и программы по ИЗО для детей младшего школьного возраста «Обучение в игре» И.И. Волобуевой.        

Сегодня, когда в большинстве общеобразовательных школ на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие способностей к художественному творчеству учащихся через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.        

Занятия в студии отличаются от уроков ИЗО в общеобразовательной школе, тем, что они направлены на раскрытие способностей учащихся к художественному творчеству, реализацию их творческого потенциала, не раскрытого в рамках школьных дисциплин. Это становится возможным за счёт увеличенного объёма часов, отведённых на реализацию программы в студии (4 часа в неделю), по сравнению со школьной программой по ИЗО (1 час в неделю).

Предпрофессиональные программы, которые предлагает детская художественная школа, как правило, рассчитаны на 5-ти летний и более срок обучения, а материалы и инструменты, требующиеся для занятий в ДХШ – высокозатратны и приобретаются за счёт родителей.  Обучение по предпрофессиональным программам предполагает так же ежемесячную оплату, в то время как,  обучение по программе в изостудии «Акварелька» бесплатное.                
        Таким образом,  актуальность программы заключается в использовании доступных и удобных графических и живописных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал учащегося и освоить практические азы изобразительного искусства.                
          Главная
отличительная особенность программы – это её универсальность в силу блоково-тематического построения и реализации принципа «от простого – к сложному».

 Педагогическая целесообразность заключается в  построении содержания программы на использовании элементов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста (7-9 лет) мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя художником.        

Адресат программы        
         Программа адресована  учащимся 7-9 лет с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Наполняемость учебной группы: минимальная – 5 человек, максимальная – 16 человек.

Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности: содержание программы даёт возможность использовать индивидуальный подход к детям, проявляющим выдающиеся способности, использовать в процессе обучения специальное оборудование, профессиональные инструменты и материалы (мольберты, кисти, краски). Для данных детей создаются условия для участия в выставках и конкурсах различного уровня.

Доступность программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: реализация программы предусматривает использование доступных графических и живописных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал учащегося и освоить практические азы изобразительного искусства. А также в студии имеется резерв инструментов и материалов (бумага, акварель, гуашь, кисти и т.п.) для оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.                

Объём программы

Полный объем учебных часов –144

Формы обучения и виды занятий

Для реализации программы используются несколько видов занятий:
         Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами        
         Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
         Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.        
         Тематическое занятие детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.        
          Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
          Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога        .
           Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.        
          Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.        
          Итоговое занятие – подводит итоги работы творческого  объединения за определённый период времени учебного года. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ        .

Использование современных образовательных технологий: в процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, проектная, ИКТ, личностно-ориентированная, а также индивидуальный подход в обучении детей, проявляющих выдающиеся способности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Использование дистанционных образовательных технологий: занятия определённой части тем учебного плана программы («Бумажная пластика», «Культурно-досуговая деятельность») разработаны для дистанционного обучения учащихся и размещены на официальном сайте учреждения  в разделе «Дистанционное обучение» http://ddt-vyazma.ru/.        
          Срок освоения программы        

Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Учебный год составляет 36 учебных недель. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая следующего года.

          Режим занятий        
         Занятия учебных групп проводятся: два раза в неделю по 2 академических часа (45 мин) с 10-минутным перерывом;        

        
                               ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        

           Цель программы – обучение учащихся основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.
         

Задачи программы:        
          Обучающие:
-  знакомить с жанрами изобразительного искусства;

- учить работать различными художественными материалами;

- овладевать азами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- формировать умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.        
          Развивающие: 

-  развивать у учащихся чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

- прививать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

-   улучшать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).        

Воспитательные:

- формировать у учащихся устойчивый интерес к  занятиям художественным творчеством;

- воспитывать уважительное отношения к искусству родной страны;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


        В результате реализации программы предполагается достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные:

- формирование у детей устойчивого интереса к занятиям художественным творчеством;

- воспитание уважительного отношения к искусству родной страны;

- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении работы.

Метапредметные:

- развитие у учащихся чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

- привитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).        
Предметные:

-  знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- умение работать с основными художественными материалами и инструментами;

-  владение азами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- формирование умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.        
К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
    уметь:
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

- работать самостоятельно и в коллективе;
       - организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой.
Правила техники безопасности в изостудии

2

1

1

Беседа

2.

Рисунок (графика)

20

4

16

Тестирование.

Наблюдение

3.

Рисунок человека

5

1

4

Тестирование.

Наблюдение

4.

Основы цветоведения

4

2

2

Тестирование.

Наблюдение

5.

Основы живописи

22

4

18

Тестирование. Наблюдение.

6.

Рисование на темы и иллюстрирование

24

6

18

Тестирование. Наблюдение. Выполнение контрольных и творческих заданий.

7.

Декоративное рисование

25

5

20

Тестирование.

Наблюдение

8.

Лепка

12

3

9

Тестирование.

Наблюдение

9.

Бумажная пластика

10 (доступно дистанционное обучение)

2

8

Тестирование.

Оценивание работ.

10.

Оформительская деятельность

10

2

8

Выполнение контрольных и творческих заданий.

11.

Культурно-досуговая деятельность

6 (доступно дистанционное обучение)

-

6

Обмен комментариями.

12.

Итоговые занятия

4

2

2

Тестирование.

Оформление выставки творческих работ учащихся.

ИТОГО:

144

35

109



                                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА        

                                       Первый год обучения        
1. Вводное занятие (2ч) 

Теория. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии.        
Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практика. Тест на воображение, игра «Угадай, кто это», «Разбуди фантазию».
2. Рисунок (графика)        (20ч)
            Теория. Рисунок как непосредственный вид искусства. Инструменты и материалы.

Линия – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.      

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Компоновка. Светотень. Разметка и построение. Краткосрочный рисунок. Набросок.

Практические задания. Рисование различных линий, точек, пятен, геометрических фигур. Компоновка в листе бумаги различных предметов. Наброски с натуры простых предметов, группы предметов. Рисование листьев, цветков, цветов в вазе. Рисование бабочек, стрекоз, овощей, фруктов.

3. Рисунок человека (5 ч)        
          Теория. Графический портрет. Пропорции лица. Схематическое изображение фигуры человека.        

            Практика. Графический портрет мамы. «Принцесса Осень». «Охота на слона», «Танцы у костра».        

4. Основы цветоведения        (4 ч)

        Теория. Ахроматические цвета. Тёплые и холодные цвета. Цветовой круг. Смешанные и основные цвета.        

         Практика. Изготовление наглядного пособия «Цветовой круг». «Зима – лето». «Избушка лубяная, избушка ледяная».        
 5. Основы живописи         (22ч)
         
Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Светлота и насыщенность. Натюрморт как жанр живописи. Пейзаж как жанр живописи. Пропорции. Линейная перспектива. Воздушная перспектива.        
         
Практические занятия. Цветовые растяжки «От светлого до насыщенного», «Из одного цвета в другой». Передача эмоций, настроения цветом. Рисование на темы: «Небесные переливы», «Фантазийные цветы», «Поле маков», «Ковёр осенних листьев», «Портрет дерева», «Осенний натюрморт», «Зимний пейзаж», «Радуга-дуга», «Подводный мир».

6. Рисование на темы и иллюстрирование (24 ч)

Теория. Иллюстрация. Иллюстрирование литературных произведений (сказка, загадка, рассказ, стихотворение). Композиционный центр. Светотень. Контраст. Цветовая гармония. Применение закономерностей воздушной и линейной перспективы.

Практика. Иллюстрирование литературных произведений (сказка, загадка, пословица, стихотворение и т.д.). Рисование на темы «Красота родной природы», «Прогулка», «Мой питомец» и т.д.

7. Декоративное рисование (25 ч).        
          Теория. Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).        
          Практика. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Эскизы росписи разделочной доски.        

8. Лепка (12 ч).

Теория. Объём. Пластический и конструктивный способ лепки. Глиняная народная игрушка (Дымковская).

Практика. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек из пластилина с последующим декорированием.

9. Бумажная пластика (10 ч).        
         Теория. Конструирование из бумаги. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивание бумаги. Аппликация. Оригами.        
       Практика. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». «Маскарадные маски».        Аппликация         «Натюрморт». Оригами «Тюльпан», «Лягушонок». Поделки из бумаги «Птица-счастье».

10. Оформительская деятельность (10 ч)        

        Теория. Шрифты. Правила оформления творческих работ. Паспарту. Оформление выставки.

        Практика. Выполнение заданий: «Шрифт», «Весёлый шрифт», «Шрифт и смысл слова», «Буквица», «Мои инициалы», «Оформление творческих работ в паспарту», «Оформление выставки творческих работ».
11. Культурно-досуговая деятельность (6 ч).

Участие детей в различных культурно-досуговых мероприятиях, целью которых является развитие познавательной активности детей, воспитания культуры общения в коллективе, чувства коллективизма, взаимовыручки.        
12. Итоговые занятия (4 ч)        
       Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий по определённой теме.        

  1.  Комплекс организационно-педагогических условий

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Дата проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Формы контроля

1.

сентябрь

Вводное занятие

2

Вводное занятие. Знакомство с программой.
Правила техники безопасности в изостудии

МБОУ Исаковская СОШ Каб.ИЗО

Беседа

2. 3. 4.

5.

6.

7

8

9

сентябрь

Теоретическо-практическое занятие

20

Рисунок

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

10

11.

октябрь

12.

13.

14.

15.

16.

октябрь

Теоретическо-практическое занятие

10

Рисунок человека

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

17.

18.

октябрь

Теоретическо-практическое занятие

4

Основы цветоведения

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

19

20

21

22

23

24

25

26

ноябрь

Теоретическо-практическое занятие

22

Основы живописи

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

27

28

29

декабрь

30

31

32

33

34

35

36

декабрь

Теоретическо-практическое занятие

24

Рисование на темы и иллюстрирование

Тестирование.

Наблюдение

Выполнение контрольных и творческих заданий

37

38

39

40

41

январь

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

январь

февраль

март

Теоретическо-практическое занятие

20

Декоративное рисование

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

52

53

54

55

56

57

март

Теоретическо-практическое занятие

12

Лепка

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

58

59

60

61

62

март

апрель

Теоретическо-практическое занятие (очно/дистант)

10

Бумажная пластика

Тестирование.

Наблюдение

Оценивание работ.

63

64

65

66

67

апрель

Теоретическо-практическое занятие

10

Оформительская деятельность

Выполнение контрольных и творческих заданий

68

69

70

май

Викторина, игра, беседа (очно/дистант)

6

Культурно-досуговая деятельность

 Беседа

71

72

май

Итоговое занятие

4

Итоговые занятия

Тестирование.

Оформление выставки творческих работ учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы включает в себя: информационное обеспечение, алгоритмы деятельности и контрольно-измерительные материалы.

         Информационное обеспечение

Литература для учащихся

  1. Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
  2. Горяев Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика / Н.Г. Мейстер. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для педагога

  1. Аксёнов Ю.Г. Образ и материал. М., «Сов. Россия», 1976.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М.: Педагогическое сообщество России, 2002.
  3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Волков И.П. Художественная студия в школе: кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
  7. Горяев Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2001.
  8. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа  с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной / авт.-сост. О.В. Павлова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горяевой под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской «Искусство и ты» / авт.-сост. И.В. Федотова. –Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика / Н.Г. Мейстер. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. вузов. – Издательский центр «Академия», 1999.
  14. Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.


       Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов
, используемых в процессе реализации данной программы.


Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

№ п/п

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Форма дидактического материала

Цель использования

1.

Наглядное пособие

«Природные формы»
«Азбука рисования»

Наброски
Рисунок:

зарисовки трав, цветов;

силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2.

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»
«Линия и образ»

Рисунок:

линейный рисунок с натуры, по памяти;

объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3.

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»
«Цветовой круг»
«Основные и дополнительные цвета»
«Ахроматические и хроматические цвета»

Основы живописи, Основы цветоведения:

цветовая гамма осени;

дары природы; холодная гамма зимы;

танец контрастных цветов;

царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек
Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»
«Композиционный центр»
«Статика, движение в композиции»

Композиция:

космические дали;

праздник в городе;

любимая сказка;

цирк; зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

5.

Наглядные пособия
Подборка образцов

«Стилизация природных форм»
«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»
«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

деревянное кружево;

ковер из снежинок;

гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия
Подборка образцов


«Выразительные возможности графических материалов

Графика:

рисуем птиц, растения;

рисуем  фантастических животных;

рисуем цветными карандашами веселых и грустных клоунов;

рисуем  деревья;

рисуем букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия
Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»
«Поэтапная работа над натюрмортом»
«Формы и строение предметов»
«Изображение перспективы»

Натюрморт:

натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);

натюрморт из геометрических фигур;

натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Бумажная пластика:

бумажные «вырезанки»;

объемная аппликация;

сувенирные открытки;

карнавальные маски

Помощь в объяснении задания

9

Наглядные пособия
Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»
«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

портрет мамы;

охота на слона; танцы у костра

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие

«Линейная и воздушная перспектива»
«Различные формы деревьев»
«Образ дерева»

Пейзаж:
этюды деревьев с натуры;

зарисовки природных мотивов;

живописные этюды неба на состояние;

тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения

Примерная форма для подражания

             Алгоритмы деятельности        

Использование обще дидактических методов обучения при реализации программы осуществляется с учётом её специфики, задач, содержания. Обучение, как правило, начинается с иллюстративно-объяснительного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым. Возможные формы этого метода – сообщение информации (рассказ, лекция), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений используется репродуктивный метод, т.е. многократное воспроизведение действий. Программа подчёркивает важность увлечённости педагога искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к самостоятельному изучению.

Творческие потребности детей должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд методических приёмов:

- занятия с игровыми элементами на развитие фантазиии воображения (игры «Разбуди фантазию», «Дорисуй предмет», «Угадай, что я рисую» и т. п.)

- деловые игры на занятиях: игра в художников и зрителей – на протяжении занятия учащиеся выступают то в роли художника, то в роли зрителя, тем самым, приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности – восприятия и созидания. Такие деловые игры – один из активных путей создания на занятии атмосферы сотворчества и сотрудничества;

- обсуждение работ учащихся.

При изучении тем «Рисунок», «Основы живописи», «Декоративное рисование» используются методики, разработанные Н.М. Сокольниковой.

Контрольно-измерительные материалы

           Формы аттестации. В процессе обучения детей по программе отслеживаются три вида результатов:        

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);

- промежуточные (проверяется уровень освоения учащимися программы за первое полугодие);

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год).        
Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через  тестирование (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, выполнение специально разработанных тестов);
  2. через просмотры и оценивание законченных работ;
  3. через результаты участия в творческих конкурсах различного уровня.
           
    Целесообразность использования диагностического инструментария. Диагностический инструментарий соответствует возрастным особенностям учащихся 7 – 9 лет и позволяет отслеживать и оценивать степень освоения программы и уровень достижений планируемых результатов.

 Автором программы применяются тематические тестовые материалы для итогового контроля. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса учащихся к занятиям художественным творчеством, воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении работы, уважительное отношение к искусству.

Тестовые материалы для контрольного опроса учащихся
на выявление уровня знаний теоретического материала

п/п

Фамилия, имя учащегося

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2


За каждый правильный ответ учащийся получает 0,5 балла, за каждый неправильный ответ – 0 баллов, максимальный средний балл - 5

1-й год обучения

1. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить:

оранжевый цвет?

фиолетовый цвет?

зелёный цвет?
2. Какие цвета относятся к тёплой гамме?
3. Какие цвета относятся к холодной гамме?
4. Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
5. Какие геометрические фигуры ты знаешь?
6. Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
7. Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
8. С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?
9. Что такое орнамент?

10. Что помогает передать в рисунке светотень?
11. Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).

12. Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

13. Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?
14. Какие линии используются в рисунке?
15. Что такое линия горизонта?
16. Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
17. Какие цвета являются контрастными?
18. Что такое ритм в орнаменте?
19. Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?

20. Какие графические материалы ты знаешь?

21. Что такое стилизация природных форм

22. Как называется жанр изобразительного искусства, когда изображается один человек или группа людей?        

        Просмотры законченных работ учащихся.         Во время отчетных  просмотров определяются, прежде всего, практические умения и навыки учащихся.        
       Автором разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы.        


Таблица контроля практических умений и навыков учащихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

п/п

Фамилия, имя учащегося

Раздел программы

рисунок

основы живописи

декоративное рисование

бумажное конструиро-вание

оценка

оценка

оценка

оценка

1.

2.

При оценивании уровня теоретической и практической подготовки учащихся используется 5-ти балльная система.

  Оценка «5 баллов» - учащийся освоил практически весь объём знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой за конкретный период, работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей при выполнении практических заданий, выполняет их с элементами творчества.

  Оценка «4 балла»  - объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет более ½ объёма, предусмотренного образовательной программой, учащийся выполняет практические задания на основе образца педагога.

  Оценка «3 балла» - объём усвоенных знаний, умений и навыков учащегося составляет менее ½ объёма, предусмотренного образовательной программой, учащийся испытывает затруднения, в состоянии выполнять простые практические задания, нуждается в постоянной помощи педагога.

    Оценка «2 балла» -  учащийся не владеет  знаниями, умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой.

    Оценка «1 балл» - учащийся не прошёл аттестацию.


 Формы подведения итогов реализации программы
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица.        

Учёт участия учащихся в конкурсах и выставках

п/п

Фамилия, имя учащегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художествен-ный материал)

Результат

1.

2


Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.

Тест «Рисунок (графика)»

1. Рисунок это…

А) основной вид графики

Б) основной вид живописи

В) основной вид декоративно-прикладного искусства.

2. Цветные карандаши – это материал для:

А) живописи

Б) графики.

3. Что лишнее в этом списке:

А) бумага

Б) ластик (стирашка)

В) простой карандаш

Г) акварель

4. Что передаёт в рисунке светотень:

А) цвет предмета

Б) объём предмета

В) размер предмета

5. Свет – это…

А) самое тёмное место на предмете

Б) самое светлое место на предмете

В) полутёмное место на предмете

6. Тень, которую отбрасывает предмет, называют:

А) падающей

Б) бегущей

В) собственной

7. Чем дальше удалён предмет на рисунке, тем он:

А) больше

Б) меньше

В) такого же размера как и не удалённый

8. Линия горизонта – это:

А) условная линия, которая разделяет небо и землю

Б) линия, которая очерчивает предметы

В) линия, которая делит угол пополам

9. Точка на линии горизонта, в которой сходятся все линии (рельсы железной дороги), называется:

А) точкой схода

Б) точкой разбега

В) точкой объезда

Г) точкой кипения

10. Тонкая линия, с помощью которой делается разметка предмета в листе бумаги, называется:

А) вспомогательной

Б) второстепенной

В) подручной.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

Г

Б

Б

В

Б

А

А

А

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Автор Малякова Н.С. к.п.н., г. Псков

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности ребёнка в течение учебного года.

Метод: наблюдение.

Ход проведения: мониторинг рассчитан на учащихся 1-3 классов и проводится в конце года обучения. Необходимо определить уровень духовно-нравственных качеств каждого учащегося («В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий).

Ф.И.

учащегося

Качества личности

Иванова

Петрова

Сидоров

Духовно – нравственные качества личности:

  1. Готовность прийти на помощь.
  2. Умение быть благодарным.
  3. Уважение к старшим.
  4. Дружелюбие.
  5. Забота о младших.
  6. Трудолюбие.
  7. Ответственность за порученное дело.
  8. Инициативность.
  9. Милосердие, доброта.
  10. Активность в обучении.
  11. Творческая направленность.
  12. Любовь к Родине.
  13. Позитивное отношение к национальности людей.
  14. Отношение к православной вере.
  15. Культура речи, общения.
  16. Интерес к истории родного края.
  17. Коллективизм.
  18. Интерес к природе.
  19. Отношение к семье.

Обработка результатов: при обобщении результатов диагностики по группе считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу учащихся. Затем определяются приоритетные характеристики группы (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).

Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка, анализировать состояние воспитательного процесса как в соотношении одного учащегося, так и группы в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с группой  и в индивидуальной работе с учащимися. Осуществляя анализ, обращается внимание на то, какие качества личности учащегося выпадают из «индивидуальной нормы», даже при наличии отрицательной тенденции, подчеркиваются все положительные моменты.

Анкета для учащихся

по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

  1. баллов – низкий

Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности,  активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


                             Материально-техническое оснащение

        Степень реализации программы зависит от оснащённости кабинета и уровня материальной поддержки учебного процесса. Программа может быть реализована в полном объёме при наличии учебного помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам. Материальная поддержка заключается в решении текущих материально-технических проблем: обеспечение учащихся материалами и инструментами, необходимыми для работы.

                     Перечень необходимого оборудования кабинета

- предметы быта для рисования с натуры: стеклянная, фарфоровая и деревянная посуда;

- драпировка: ткани различных расцветок и фактур;

- фрукты и овощи: муляжи или настоящие;

- серия таблиц по темам, изготовленных педагогом: «Простой натюрморт. Линейное построение. Цветовое решение», «Сложный натюрморт. Линейное построение. Цветовое решение», «Цветовой круг», «Спектр», «Растяжение цвета», «Градации тона».

        Материалы:

- краски акварельные в наборах

- краски гуашевые в наборах

- кисти круглые мягкие (№№ от 2 до 10)

- бумага белая  (ватман, альбомные листы А 4)

- карандаши графитные (от ТМ до 3М)

- палитра: бумага, пластик, фарфор

- мольберты

- столы

- стулья

- стеллажи для хранения инструментов и материалов

- стенды для монтирования выставки работ учащихся

- стеллажи для оформления объёмных работ учащихся

- доска учебная

- мел.


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....