Рабочая программа " Изобразительное искусство" 3 класс 21 век ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начальногообщего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская , М., Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г., рассчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Косихинского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» ____________20___г. Руководитель методического объединения____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________________ «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор школы ________________________ «__»________________20___г. |
Рабочая программа учебного курса
« Изобразительное искусство»
для 3 класса
начальное общее образование
Срок реализации 1 год
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская , М., Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г., рассчитана на 1 час в неделю. (34 часа в год) и в соответствии с выбранным учебником: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2013г.
Программой предусмотрено проведение экскурсий - 1
Цель рабочей программы:
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
- Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
- Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы, разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Преподавание курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2013г.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2013г.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 1- 4 класса: методическое пособие для учителя.- М. Вентана- Граф, 2010;
Дополнительная литература.
1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2014г.
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий :пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение , 2010 г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе . Система заданий . В 3 ч. Под ред. Г.С. Ковалёвой , О.Б. Логиновой .- М. :Просвещение ,2011г
- Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков , - М.: Просвещение , 2011г.
- Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение 2010 г.
Обеспеченность учебниками -100%
Данная программа реализуется и для обучающихся с ЗПР (7.2)
Общая характеристика учебного предмета
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития ИЗО. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника- творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве ( живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа – время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребенок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию( один через зрение, другой на слух, третий через действия и т.д.); во-вторых, у разных видов искусства( живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) - общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем -развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства .Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Описание ценностных ориентиров содержания
В основе учебников лежит системно - деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитии определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
- воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
- общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержание предмета (практика и восприятие);
- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полухудожественного воспитания;
- воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
- развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях о объектов;
- совершенствование индивидуальных способностей;
- формирование умения планировать с вою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся , обучающихся по данной программе
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- Целостное, гармоничное восприятие мира.
- Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
- Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
- Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
- Способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
- Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
- Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
- Умение доводить работу до конца.
- Способность предвидеть результат своей деятельности.
- Способность работать в коллективе.
- Умение работать индивидуально и в малых группах.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
- Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
- Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
- Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
- Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
- Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
- Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
- Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
- Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
- Умение проводить самостоятельные исследования.
- Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
- Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
- Умение находить нужную информацию в Интернете.
- Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием.
- Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
- Умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету.
- Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).
- Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
- Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
- Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
- Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.
- Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
- Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
- Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
- Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
- Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
- Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
- Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
- Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
- Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа.
- Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
- Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
- Умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.)
- Сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности.
- Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы) , понимать специфику выразительного языка каждого из них.
- Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
- Умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения.
- Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;
- основы художественной культуры;
- понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
- потребность в творческом проявлении;
- наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства – цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественным материалом (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т.д.);
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе - больше; дальше – меньше; загораживание; композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности;
- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэтами;
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, настроения в природе;
- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- изображать объёмные тела на плоскости;
- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объёме – вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный скульптуры язык (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
- работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету*.
(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» перечислены ниже)
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.
Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:
- оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;
- уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);
- оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;
- потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответственность на себя.
Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:
- творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;
- различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности) , полученные им за успехи во внеурочной деятельности;
- оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.
Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной.
Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.
- Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Контрольные работы (одна — по метапредметным результатам, другая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.
- Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учётом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.
В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.
- Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.
В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования... завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со статьёй 13 в уставе образовательного учреждения определяется «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам... по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в иных формах».
Образовательное учреждение, устанавливая систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологические возможности младшего школьника, возникающие в процессе контроля нервно-психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | экскурсии |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 17 | 1 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | 2 |
итого | 34 | 3 |
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе..
Тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | Наименование разделов и тем | Деятельность уч-ся на уроке |
1 | 1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.) Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. | Работа на плоскости Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) |
2 | Освоение картинной плоскости. | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников |
3 | Открытое и закрытое пространство. | Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды |
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт : горы. реки, леса, поля, озёра. | Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент).Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями) |
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный. | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики |
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». | Передавать графическими средствами воздушную перспективу. |
7 | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) |
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте |
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна-изготовление скворечника, посевная; лето-сенокос, езда на велосипеде, купание; осень- сбор урожая, начало учебного года; зима-катание на коньках и лыжах ,лепка снежной бабы . | Передавать движения. |
10 | Освоение разнообразных видов штриха. | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш |
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. | Работа в объёме и пространстве Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели) |
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина) |
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. | Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок |
14 | Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции.«Детский городок». Использование несложного каркаса. | Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа |
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений | Декоративно-прикладная деятельность Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек |
16 | Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея | Создавать предметы для интерьера Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами |
17 | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм |
18 | 2. Развитие фантазии и воображения ( 11 ч.) Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | Работа на плоскости |
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке | Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики |
20 | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения |
21 | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием( природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации). | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску |
22 | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете. | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы |
23 | Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. | Работа в объёме и пространстве Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности |
24 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства |
25 | Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Декоративная лепка: глина, пластилин | Декоративно-прикладная деятельность |
26 | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек |
27 | Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома. | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др. Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт |
28 | Цвет, форма, ритм и символика в украшениях | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. |
29 | 3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 ч. Знакомство с видами изобразительного искусства( живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция) | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме |
30 | Восприятие произведений разных видов искусства. | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них |
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы. Виды графики | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике |
32 | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона |
33 | Выражение художником своего отношения к изображаемому. | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства |
34 | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. | Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю |
Итого 34 часа |
Материально-техническое обеспечение
1. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
2.Портреты русских и зарубежных художников
3. Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человек;
4.Разнобразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронные образовательные ресурсы:
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога 1 класса по ФГОС
Рабочая программа педагога для учащихся 1 класса разработана на основе Концепции стандарта второго поколения (ФГОС НОО). Включает в себя пояснительные записки и поурочно-тематические планирования к ка...
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС УМК Школа Росии на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по математике по ФГОС для 1 класса по учебной линии "Школа Росии" составлена на 2012-2013 учебный год...
рабочая программа "Математика.3 класс"Моро ФГОС
рабочая программа по математике 3 класс к учебнику Моро. Составлена по ФГОС II поколения. Актуальна для...
рабочая программа "Математика.3 класс"Моро ФГОС
рабочая программа составлена по учебнику Моро Фгос II поколения. Актуальна для Республики Татарстан....
Рабочие программы для 1 класса по ФГОС
Вашему вниманию представлены рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС 2 поколения....
Рабочие программы для 1 класса по ФГОС
Рабочие программы по ФГОС...
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС УМК "Школа 2100"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.Может быть использована учителями начальных классов....