КТП по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальноебюджетное общеобразовательноеучреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. АльметьевскаРеспублики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ «СОШ № 12» ________ /Хасанова А.Ф./ Протокол №1 от «29» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 12» _______/Чекрыжова Е.Н../ «29» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №12» _________/ Калинина Н.А./ Приказ № 223 от «28» августа 2019 г. |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
по изобразительному искусству для 4 «А» класса
Гариповой Рузили Салихзяновны
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
«Принято»
педагогическим советом
Протокол №1
от«29» августа 2019 г.
г. Альметьевск
2019 г.
Календарно-тематическое планирование
УМК «Перспектива» Т.Я.Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство 4 класс– М. : Просвещение, 2014.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
План | Факт | ||||
1 | Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Целый мир от красоты. | 1 | 5.09 | Беседа о многообразии и богатстве окружающего человека мира, об особенностях отображения его в произведениях разных видов искусств. Работа с текстом учебника и подготовка ответов на вопросы по произведениям вернисажа «Как прекрасен этот мир...». | |
2 | Виды художественной деятельности. Дерево жизни – символ мировоззрения. Наброски и зарисовки | 1 | 12.09 | Знакомство с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным его мотивом – древом жизни. Работа с текстом учебника Выполнение набросков и зарисовок деревьев с натуры или по памяти, по представлению. Просматривание и обсуждение работ, выявление наиболее характерных и выразительных изображений деревьев | |
3 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. | 1 | 19.09 | Беседа об особенностях национального русского пейзажа в природе и искусстве. Знакомство с произведениями художников-пейзажистов. Диалог по произведениям вернисажа «На тысячу верст Россия – родной край...». Самостоятельная творческая работа .Обсуждение работ, прослушивание сообщений авторов рисунков о содержании их замысла и способах его претворения | |
4 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композия. | 1 | 26.09 | Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы являются главными мотивами. Устное описание последовательности исполнения мотива городецкой цветущей ветки. Выполнение творческого задания | |
5 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция | 1 | 3.10 | Рассматривать декоративную композицию с птицами «у дерева» . Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трехчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием: приемов городецкой росписи. | |
6 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | 10.10 | Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приемами изображения коня. Осваивать приемы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи с использованием приемов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. | |
7 | Виды художественной деятельности. Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. | 1 | 17.10 | Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись» Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению. | |
8 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Знатная Русская земля мастерами и талантами. Портрет | 1 | 24.10 | Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображен художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать ее поворот, движения фигуры. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. | |
9 | Виды художественной деятельности. Вольный ветер. Дыхание земли. Пейзаж | 1 | 8.11 | Наблюдения за подвижностью жизни природы и человека и отображением ее в разных видах искусства. Диалог по произведениям вернисажа «Вечное движение». Выполнение набросков и зарисовок на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | |
10 | Виды художественной деятельности. Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению | 1 | 14.11 | Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение ее в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Сопоставлять художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояния спокойствия в природе или ее ритмов и изменений. | |
11 | Виды художественной деятельности. Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция | 1 | 21.11 | Беседа с учащимися об особенностях осеннего пейзажа, диалог по произведениям вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...». Обсуждение замыслов осенних композиций, уточнение мотивов, колорита, приемов передачи движения. Выполнение композиции с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Обсуждение выполненных работ. | |
12 | Виды художественной деятельности. Родословное дерево- древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 | 28.11 | Творческая работа: нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет. Устное сочинение-описание задуманной композиции семейного порт. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | |
13 | Виды художественной деятельности. Двенадцать братьев друг за другом бродят. Декоративная сюжетная композиция. | 1 | Рассматривать произведения искусств. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников- иллюстраторов. Творческая работа – подготовка к исполнению иллюстрации к сказке С. Маршака: выполнение набросков силуэтов старинной одежды, поисковых эскизов композиции иллюстрации. Обсуждение эскизов. | ||
14 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. | 1 | 12.12 | Беседа о художественной выразительности сюжетов из сказки С. Маршака в исполнении художников на основе произведений вернисажа «Прекрасен сказок мир воздушный» и вопросов учебника. Устное проговаривание своего замысла иллюстрации к сказке. Самостоятельная творческая работа. Обсуждение рисунков. | |
15 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов | 1 | 19.12 | Беседа о том, как можно с помощью сочетания различных художественных приемов передать праздничный особый новогодний колорит. Выполнение эксперимента с красками – использование художественного приема «по сырому». Выполнение эксперимента с красками – использование художественного приема «мазок с восковым рисунком». | |
16 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. | 1 | 9.01 | Беседа о новогодних открытках, вариантах их оформлений. Выполняют проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | |
17 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | 1 | 16.01 | Беседа о зимнем пейзаже, об изменениях, происходящих в природе зимой, о занятиях, забавах и играх в эту пору .Читают с.98-102 , выполняют задания , выполняют быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | |
18 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1 | 23.01 | Выбор сюжета для собственной живописной композиции. Выполнение композиции по памяти, наблюдению, представлению. Работают с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | |
19 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 | 30.01 | Творческая работа: нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий. Рассказ об одной из семейных реликвий | |
20 | Опыт художественно-творческой деятельности. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт | 1 | 6.02 | Выбор темы и предметов для композиции собственного натюрморта. Творческая работа: нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта. Обсуждение декоративных натюрмортов, выявление работ, в которых наиболее удачно переданы силуэты предметов, локальные цвета | |
21 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Русское поле, Бородино, Портрет. Батальный жанр. | 1 | 13.02 | Беседа о героях Бородинского сражения по тексту учебника и произведениям вернисажа «1812 год – великий год России. Отечества достойные сыны». Чтение фрагментов поэтических произведений, посвященных Бородинской битве. | |
22 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Сюжетная композиция | 1 | 20.02 | Работают с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. Творческая работа: выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской и французской армии. | |
23 | Виды художественной деятельности. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы, орнамент. | 1 | 27.02 | Рассказывают об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивают орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | |
24 | Виды художественной деятельности Народная расписная картина-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 | 6.03 | Беседа об искусстве лубка, о разнообразии его тематики – от забавной картинки до мудрого осмысления явлений повседневной жизни .Творческая работа: выполнить упражнение на выразительность лубочной линии и штриха. Нарисовать травки, кустики, цветы и деревья. | |
25 | Виды художественной деятельности. Народная расписная картина-лубок. Декоративная композиция. | 1 | 13.03 | Рисунок-эскиз лубочной картины, выполненный карандашом, пером, тушью. Декоративная композиция – лубок, иллюстрирующая пословицу, поговорку или песню, выполненная в технике графического рисунка с раскраской | |
26 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. | 1 | 27.03 | Беседа о живительной силе одной из природных стихий – воды. Работа по произведениям живописного и плакатного искусства, главным героем которых является вода; Творческая работа: выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь». | |
27 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Вода - жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа. | 1 | 3.04 | Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Выполняют проект экологического плаката, коллаж. | |
28 | Виды художественной деятельности. За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа. И.Шишкин «Упавшее дерево». | 1 | 10.04 | Беседа о весеннем пейзаже, о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, зарождения всех ее начал, в том числе и человеческой жизни. Знакомятся с творчеством К. Юона. Творческая работа: подобрать на палитре цветовую гамму ранней и поздней весны. Выполнить эскиз своей композиции. Устное сочинение-описание весенних пейзажей. Выполняют композиции «Русский мотив» с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. | |
29 | Виды художественной деятельности. Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества | 1 | 17.04 | Беседа о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., от-раженном в монументальной скульптуре и живописных произведениях, поэзии. Творческая работа: выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг | |
30 | Виды художественной деятельности. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют» Медальерное искусство: образы-символы. Л.Толстой «Семейный портрет» | 1 | 24.04 | Беседа о медальерном искусстве по произведениям вернисажа «Боевые награды». Устное проговаривание своего замысла памятной медали ко Дню Победы. Рисунок-эскиз с изображением памятной медали ко Дню Победы, выполненный по собственному замыслу художественными материалами по выбору | |
31 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы. | 1 | 8.05 | Беседа о красоте резного орнамента по ганчу в украшении архитектуры Узбекистана на материале произведений вернисажа «Изысканная красота восточных арабесок». Рисунок-эскиз орнамента с символами узбекского узора, выполненный в технике резьбы | |
32 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров. | 1 | 8.05 | Знакомство с последовательностью исполнения мастером ганчевого орнамента. Выполнение на отдельном листе упражнения на повтор графических приемов в изображении элементов арабески. Выполнение в творческой тетради собственной композиции орнамента с соблюдением последовательности перевода рисунка на цветовой фон | |
33 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Годовая контрольная работа | 1 | 15.05 | Различие основных и составных, тёплых и холодных цветов; народные промыслы и элементы росписи. | |
34 | Виды художественной деятельности. Богатство и разнообразие художественной культуры России. Сокровища России. Музей изобразительных искусств имени А .С. Пушкина. В.Суриков «Портрет художника И.Островского». | 1 | 25.05 | Рассказ о русских художниках или какой-либо картине, которую увидят в музее (заранее подготовленное задание). Участие в коллективной беседе: обмен мнениями, устное описание отдельных произведений живописи и своего отношения к поэтическим и декоративно-прикладным произведениям российского искусства. Восприятие, эмоциональная оценка произведений русского искусства. |
Лист корректировки рабочей программы
Название темы | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата по факту |