Раб.программа по изобраз. искус
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_2_klass.docx | 936.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательной организации и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : Рабочие программы. Предметная линия учебников под. ред. Б. М. Неменского/ Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
Целью учебного предмета является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи учебногопредмета:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Искусство и ты»3
Чем и как работают художники. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
· в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
· в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
· в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
· в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона;
· в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
· в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты;
· в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема, тип | Решаемые проблемы; | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные | универсальные учебные действия | личностные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема «Чем и как работают художники» | ||||||
1 | Три основные краски создают многоцветие (многообразие) мира (решение учебной задачи). У.*, с. 24–27 | Как получить составные цвета из трех основных? Что такое живопись? Цели: дать понятия об ос-новных и составных цветах, цветовом круге; формировать первичные живописные навыки и основы цветоведения; развивать зрительную память; помочь учащимся освоить правила безопасности на занятих | «Основные» | Знания: узнает, что такое живопись, об основах цветоведения, ос-новных и составных цветах, о цветовом круге; вспомнит правила безопасности на уроках. Умения: научится смешивать краски сразу | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать результат своей деятельности. Познавательные: анализировать выполненные работы; изображать по памяти и впечатлению. Коммуникативные: обращаться | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические потребности в общении с ис-кусством |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. Природная | Каким способом получить теплые и холодные оттенки цветной краски? Цели: развивать эмоцио- | Оттенки, природные стихии | Знания: узнает о различном эмоциональном звучании цвета. Умения: научится | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять цель | Смыслообразование: приобретает |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
стихия (решение учебной задачи). У., с. 28–31 | нальную отзывчивость, эс-тетическое восприятие окружающего мира, умение анализировать выполненные работы; научить смешивать цветные краски с белой | изображать природные стихии кистями без предварительного рисунка, смешивать цвета с белой и черной краской для получения новых оттенков, проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин, изображающих природу | оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения практической задачи; самостоятельно создавать творческие работы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; признавать возможность существования различных точек зрения | целостный взгляд | ||
3 | Выразительные возможности акварели, пастели, цветных мелков (способы У., с. 36–39 | Какова красота и выразительность этих материалов (акварель, пастель, цветные мелки)? Цели: развивать наблюдательность; ознакомить с выразительными возможностями материалов и особенностями работы с ними; учить передавать в рисунке свои впечатления, эмоциональное состояние природы | Пастель, цветные (восковые | Знания: узнает о красоте и выразительности художественных материалов: акварели, пастели, цветных мелков. Умения: научится изображать осенний лес | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем или самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных, практических и творческих задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем | Нравственно-этическая ориентация: проявляет цен-ностное отношение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация У., с. 50–53 | Каковы особенности создания аппликации? Цели: пробудить интерес | Ритм пятен, аппликация | Знания: узнает о выразительных возможностях и особенностях изготовления аппликативной работы. Умения: научится создавать разноцветный ковер (изображение осенней землис опавшими листьями) по памяти | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задаче и рационально выстраивать самостоятельную деятельность. Познавательные: выделять существенные признаки объектов; использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании своей творческой работы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоци-ональную от-зывчивость |
5. | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица (рефлексия способов У., с. 40–43 | Какова выразительность линии при использовании графических материалов? Цели: способствовать развитию аналитических возможностей глаза, художественно-эстетического вкуса; обучать видению целостной формы графического изображения; показать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа | Графика, графические материалы | Знания: узнает о выразительных возможностях графических материалов. Умения: научится изображать зимний лес | Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить результат выполненной работы с заданным эталоном. Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой; сравнить выразительные возможности графики и живописи. | Нравственно-этическая ориентация: выражает эстети-ческие чувства (эмоциональное художественное восприятие |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | произведения искусства) | |||||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме (постановка и решение учебной задачи). У., с. 44–47 | Какие животные обитают Цели: учить наблюдать выразительные объемы в природе; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к объемному изображению животных; показать приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление) | Объемы в природе, мелкая пластика, пластилин, стека, объ-емное изображение | Знания: узнает о скульптуре и образном языке скульптуры, о материалах, с которыми работает скульптор. Умения: научится работать с пластилином – лепить из одного большого куска животных путем вытягивания и вдавливания (по впечатлению и памяти); получит возможность на-учиться приемам работы с пластилином | Регулятивные: соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций в работе. Познавательные: использовать общие приемы решения учебно-практической и познавательной задач; применять технологическую карту для решения поставленной задачи; воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | Нравственно-этическая ориентация: проявляет добро-желательность |
7–8 | Выразительные возможности бумаги (поиск У., с. 48–49 | Какие вы знаете приемы работы с бумагой? Цели: помочь учащимся освоить приемы работы с бумагой (сгибание, разгибание, склеивание); создать комфортные условия для | Конус, цилиндр | Знания: узнает о выразительных возможностях бумаги. Умения: освоит приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научится переводить | Регулятивные: активизировать Познавательные: использовать модели и схемы для решения практических задач. | Нравственно-этическая ориентация: приобретает на- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
получения учащимися положительных эмоций от проделанной работы | плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка» | Коммуникативные: обсуждать | выки делового сотрудничества | |||
9 | Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью «неожиданных» материалов (выбор наиболее эффективных способов для решения задач). У., с. 54–55 | Какие художественные материалы используют в работе художники? В чем красота различных художественных материалов? Цели: развивать фантазию; эстетический вкус; создать учащимся условия для вос-становления в памяти и повторения свойств художественных материалов и их выразительных возможностей; помочь в создании образа ночного города с помощью «неожиданных» материалов | «Неожиданные» материалы, коллаж, аппликация, смешанные техники | Знания: узнает о сходстве и различии материалов, о смешанных техниках и «неожиданных» материалах. Умения: научится понимать красоту художественных материалов, выделять их отличия, использовать для практической работы «неожиданные» материалы, изображать ночной город с помощью «неожиданных» материалов на фоне темной бумаги | Регулятивные: предвосхищать результат; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; создавать самостоятельно или в групповом сотрудничестве образ ночного города с помощью «неожиданных» материалов. Коммуникативные: формулировать собственную позицию; уметь участвовать в диалоге; слушать | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважи-тельное отношение к иному мнению |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема «Реальность и фантазия» | ||||||
10 | Изображение У., с. 58–61 | Как выглядят животные в реальном мире? Как показать характер выбранной птицы в изображении? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть мир вокруг нас; | Реальность, анималистика. Строение птиц, пропорции частей тела птиц | Знания: узнает о Умения: научится изображать зверей, наблюдать за животными в зоопарке, деревне и в своей работе отражать результаты наблюдений, используя художественные материалы: гуашь, кисть, цветную бумагу | Регулятивные: вносить дополнения в случае расхождения с эталоном. Познавательные: классифицировать информацию по заданным критериям; выявлять особенности изображения разных птиц; применять технологическую карту для решения поставленной задачи. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач; ывражать свои мысли | Смыслообразование: осуществляет само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
11 | Изображение У., с. 62–65 | Какова роль фантазии в жизни людей? Цели: развивать творческое начало, фантазию. умения работать с акварелью; показать, как с помощью соединения элементов разных животных и растений можно создать фантастический образ; создать оптимальные условия для проявления | Фантазия, фантастические образы, сказочные образы (существа) | Знания: узнает о значении понятия фантазия, о фантастических образах; выяснит роль фантазии в жизни человека. Умения: научится изображать сказочных несуществующих животных и птиц путем соединения воедино | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей; соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретно поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для реализации поставленной задачи. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к общему | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоционально-нравственную от-зывчи- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
учащимися фантазии и оригинальности в практической деятельности | элементов разных животных, птиц и даже растений | решению в совместной деятельности | вость | |||
12 | Украшение и реальность. Паутинка (решение учебной задачи). У., с. 66–69 | Чем привлекательны объекты окружающей действительности? Какие наблюдали явления, объекты, предметы, украшающие природу, окружающий мир? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе, в местах ближайшего окружения; показать красоту природы, разнообразие ее форм. цвета | Красота в природе | Знания: узнает о красоте природы, разнообразии ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Умения: научится изображать паутинки с росой и веточками деревьев при помощи линий (индивидуально по памяти), используя тонкую кисть и гуашь одного цвета | Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; выявлять особенности изображения различных украшающих элементов в природе; наблюдать и учиться видеть украшения Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение |
13 | Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан (решение частных задач). У., с. 71–73 | Какова роль фантазии в создании украшений? Как переносится красота природы Цели: развивать эстетический вкус, фантазию; помочь учащимся освоить приемы создания орнамента | Кружева, бижутерия, вышивка, бисер, орнамент, узор | Знания: узнает о преобразовании природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Умения: научится украшать закладку для книги узором заданной формы, используя | Регулятивные: соотносить результат с заданным эталоном; Познавательные: использовать об-щие приемы решения задачи; определять цель и пути ее достижения; выявлять особенности и элементы природных форм (узоры, орнаменты) в изображении украшений на декоративных изделиях и предметах одежды (кокошник, сарафан). | Нравственно-этическая ориентация: нахо-дит выходы из спорных ситуаций |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
любой графический материал одного-двух цветов | Коммуникативные: обсуждать | |||||
14 | Постройка и реальность. Подводный мир (оценка процесса и результата деятельности). У., с. 74–75 | Какими бывают постройки в природе? Как мы реагируем на красоту различных построек в природе? Цели: определить красоту | Природные конструкции. Приемы тонирования бумаги | Знания: узнает о постройках реальных и природных конструкциях. Умения: научится конструировать из бумаги подводный мир (индивидуально-коллективная работа); освоит приемы работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание) и приемы тонирования бумаги | Регулятивные: вносить необходимые дополнения в план и способ действий; эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Познавательные: называть и определять объекты окружающей действительности; наблюдать и характеризовать природные постройки. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки сотрудничества |
15 | Постройка и фантазия. Сказочный город (ин- | Какова возможность фантазии человека в создании предметов? | Фантастические кон- | Знания: узнает о разнообразии конструкций, о природных формах | Регулятивные: концентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений; оцени- | Нравственно-этическая |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
дивидуально-групповой проект) (постановка и решение учебной задачи). У., с. 76–77 | Цели: пробудить детскую фантазию; показать связь природных конструкций | струкции, природные формы, архитектурные по-стройки | и архитектурных постройках. Умения: научится создавать макеты фантастических зданий, конструкций фантастического города, используя свое воображение, применяя освоенные приемы работы с бумагой | вать процесс и результат собственной деятельности. Познавательные: анализировать Коммуникативные: формулировать свои затруднения; владеть навыками коллективной деятельности | ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению | |
16– 17 | Братья Мастера всегда работают вместе. Эстетические потребности, ценности У., с. 78–81 | Как взаимодействуют три вида художественной деятельности? С помощью каких выразительных средств художественной деятельности художник передает различные настроения в природе? Цели: продолжать освоение способов работы с бумагой; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; показать, как художник изображает природу в различных состояниях | Взаимодействие, выразительные средства. Природа | Знания: узнает о выразительных средствах художественной деятельности для передачи настроения в природе. Умения: научится конструировать, моделировать и украшать елочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения, работать с гуашью и акварелью, создавать коллективное панно с изображением моря, передавая разные настроения природы | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и состояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. Коммуникативные: оказывать | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов; проявляет эстетические чу-вства |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема «О чем говорит искусство» | ||||||
18 | Выражение характера изображаемых животных (оценка результата деятельности). У., с. 96–99 | Как выразить в изображении характер животного? Цели: развивать наблюдательность, умение почувствовать настроение и передать его в работе; объяснить особенности анималистического изображения, созданного художником-графиком, живописцем, скульптуром; помочь учащимся освоить приемы работы простым карандашом, фломастером черного цвета; раскрыть значение понятий устная зарисовка, характеристика зверей | Характер, анималистическое изображение в графике, живописи, скульптуре. Уст-ная зарисовка. Е. Чарушин | Знания: узнает об особенностях анималистического изображения, выполненного в графике, живописи и скульптуре, о понятии уст-ная зарисовка. Умения: научится умению чувствовать | Регулятивные: предвидеть возможности получения результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; приводить примеры животных в различных состояниях; выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать анималистические рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Коммуникативные: аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу од-ноклассников с позиции творческих задач | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд |
19 | Выражение характера человека | Какие качества души делают мужчину красивым? Цели: развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их | Качества души | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа, о мужских | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа по его изображению в рисунке, на картине. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы сущест- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет этичес- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 104–105 | ности художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа; помочь учащимся освоить приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) и способы передачи пластики движений | качествах характера (смелость, решительность, честность, доброта). Умения: научится изображать образ доброго и злого героя сказок (с ярко выраженным характером), создавать образ из целого куска пластилина | венных признаков объектов; рас-сматривать репродукции картин из-вестных художников с мужским изображением с целью получения необходимой информации о передаче пластики движений, создании художественного образа. Коммуникативные: формулировать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | кие чувства, доброжелательность | ||
20 | Выражение характера человека. Женский образ. Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 100–103 | Что выражает художник, изображая человека? Цели: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость умение передавать в изображении внешнее | Противоположность. Портретное изображение. Об-раз человека и его характер | Знания: узнает о сред-ствах искусства, с помощью которых можно передать в изображении внешнее и внутреннее содержание человека. Умения: научится изображать противоположные по характеру сказочные образы, выражая свое отношение к ним при помощи цвета, живописных и графических средств | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рас-сматривать, анализировать и обсуждать репродукции картин и иллюстраций. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические ценности |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | Образ человека и его характер, выраженный У., с. 104–106 | Что выражают изображения, созданные в объеме? Цели: показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в скульптуре для создании объемного образа человека (дерево, камень, металл и др.); закреплять действия, необходимые для процесса восприятия и процесса созидания | Скульптура, керамика. Восприятие. Созидание. Сказочные образы | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного образа человека. Умения: научится создавать в объеме (лепить) сказочные образы с ярко выраженными характерами | Регулятивные: составлять план Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; устанавливать аналогии. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет понимание в от-ношении чувств других людей |
22 | Изображение природы в разных состояниях (постановка учебной задачи, поиск ее решения). У., с. 88–93 | Что выражает художник, изображая природу? Как художник использует цвет, ритм, тон для передачи настроения в изображении природы? Цели: пробудить интерес | Контраст, марина, художники-маринисты | Знания: узнает о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи настроения в изображении природы. Умения: научится изображать контрастные изображения природы (море нежное | Регулятивные: адекватно использовать речь в регуляции деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов, участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и со-стояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению; осваивает нравственные ценности |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
дательность, художественно-эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства, умение выражать в изображении свое отношение к природе доступными приемами | анализировать выразительные художественные средства, использованные художником | Коммуникативные: строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | ||||
23 | Выражение характера человека через украшение (решение учебной задачи). У., с. 108–111 | О чем рассказывает человек через свои украшения? Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании старинного русского оружия, кружев, женских костюмов; помочь учащимся освоить приемы работы | Доспехи, кокошник. Украшение готовых форм | Знания: узнает о о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Умения: научится украшать вырезанные из бумаги богатырские доспехи, кокошники заданной формы, самостоятельно придумывать узор | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый Познавательные: создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач. Коммуникативные: проявлять ак-тивность для решения познавательных задач; предлагать помощь в сотрудничестве | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности; осваивает нравственные ценности |
24– 25 | Выражение намерений через украшения. Выражение характера | Какие украшения выражают определенные намерения? Могут ли украшения иметь разный характер? | Намерения, ук-рашения, | Знания: узнает об украшениях, имеющих разный характер, о декоративных композициях | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение. | Самоопределение: осознает ответст- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
человека через украшение, конструкцию и декор (рефлексия способов и условий решения). У., с. 112–113 | Цели: развивать умение получать образные и эмоциональные впечатления от ук-рашений; помочь выполнить практическую работу по изображению «добрых» | имеющий разный характер, декор, декоративные композиции | заданной формы, что такое «декор». Умения: научится украшать противоположные по намерению два сказочных флота (доброго, праздничного и злого, пиратского), объединять индивидуальные работы в одну коллективную | Познавательные: ставить и формулировать проблемы; предлагать свои варианты решения поставленной задачи; опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | венность за общее благополучие | |
Тема «Как говорит искусство» | ||||||
26 | Цвет как средство выражения: теплые цвета (поиск и открытие нового способа действия). У., с. 124–129 | Что выражают теплые цвета? С какими эмоциями связываете теплые цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, теплых цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу по изображению чудо-коврика | Теплые цвета, цветовой круг, колор | Знания: узнает о теплых цветах и их эмоциональной выразительности; повторит сред-ства художественной выразительности, цветовой круг. Умения: научится оп-ределять теплые цвета, изображать перо жар-птицы, чудо-коврик, используя теплые цвета, применять | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализиро- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; осваивает нрав-ственные ценности |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
гуашью | вать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | |||||
27 | Цвет как средство выражения: холодные цвета У., с. 126–129 | Что выражают холодные цвета? С какими эмоциями связываете холодные цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, холодных цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу | Холодные цвета, цветовой круг, колор, борьба и взаимовлияние цвета в природе | Знания: узнает о холодных цветах и их эмоциональной выразительности. Умения: научится оп-ределять холодные цвета; изображать замок Снежной Королевы, используя холодные цвета, применять в работе для изображения фона прием мазка «дождик» | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о холодных цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: обращаться | Смыслообразование: осуществляет само-оценку на основе критериев ус-пешности учебной деятельности |
28 | Цвет как средство выражения: У., с. 130–131 | Как получить тихие и звонкие цвета на бумаге? Цели: учить наблюдать борьбу цвета в жизни; развивать наблюдательность, способность к эмоциональной выразительности цвета; помочь учащимся выполнить рисунок, передавая настрое- | Тихие | Знания: узнает о тихих (глухих) и звонких цветах на бумаге, о бо-рьбе тихого (глухого) и звонкого цветов Умения: научится смешивать различные | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый Познавательные: проводить сравнение и анализировать выполненные творческие работы; участво- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ние в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов; рассказать о колористическом богатстве внутри одной цветовой гаммы; помочь учащимся освоить приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Колористическое богатство | цвета с черной, белой и серой красками для получения нежных и мрачных оттенков цвета, изображать весеннюю землю, применять в практической деятельности приемы работы кистью | вать в анализе использования цвета на картинах художников; применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, партнеру | осваивает нрав-ственные ценности | ||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Выбор действия в соответствии У., с. 136–137 | Каково значение линии в рисунке? Цели: определять эмоциональное звучание линии; воспитывать положительные эмоции при восприятии произведения искусства и выполнении практической работы; помочь освоить приемы изображения пастелью и цветными мелками, овладеть навыками работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой | Ритм линий | Знания: узнает о ритме линий и значении линии в ритме. Умения: научится изображать весенние ручьи пастелью или цветными мелками | Регулятивные: выбирать учебное действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач. Коммуникативные: проявлять ак-тивность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | Линия как средство выражения: характер линий (постановка и решение учебной задачи). У., с. 138–139 | Каковы выразительные возможности линии? Цели: формировать умения видеть многообразие линий в окружающей действительности, создавать разные фактуры и художественный об-раз при помощи определенного материала (ветви деревьев со своим характером | Характер линий. Линии | Знания: узнает о выразительных возможностях линии, о характере линий. Умения: научится оп-ределять многообразие линий, изображать ветки с определенным характером | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель. Коммуникативные: проявлять ак-тивность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности |
31 | Ритм пятен как средство художественной выразительности (постановка и решение учебной задачи). У., с. 132–135 | Как изменяется восприятие композиции от изменения расположения пятен? Цели: дать представление | Ритмическая композиция. Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции | Знания: узнает о том, что пропорции составляют основы образного языка, о роли различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Умения: научится видеть в произведениях художников фрагменты с выраженной ритмической организацией, ритмично располагать птиц на фоне весеннего на плоскости листа | Регулятивные: адекватно воспринимать предложение учителя по ис-правлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: определять об-щую цель сотрудничества и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32 | Пропорции выражают характер (оценка результата деятельности) | Каково значение пропорций? Художники считают, что пропорции составляют основы образного языка. Со-гласны ли вы с их мнением? Цели: развивать интерес | Пропорции | Знания: узнает о значении пропорций в изображении Умения: научится понимать пропорции как соотношение между собой частей целого, изображать птиц по ходу работы | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии | Самоопределение: проявляет готовность следовать нормам природоохранного поведения; владеет навыками коллективной деятельности |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (рефлексия способов и условий действия). У., с. 140–141 | Каковы основы языка, на котором говорят линии? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; умение выполнить практическую работу с использованием различных материалов | Коллективное панно | Знания: узнает, на каком языке говорят братья Мастера. Умения: научится создавать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц», выбирать и обосновывать, украшать заготовки закладки | Регулятивные: стабилизировать свое эмоциональное состояния для решения задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: оказывать | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
34 | В музее у веселого художника. Обобщающий урок года (контроль и коррекция знаний). У., с. 142 | Что нового мы узнали в учебном году? Какие приемы изображения освоили? Цели: напомнить последовательно в форме беседы все темы; развивать умения выбирать самостоятельно материалы для своей работы, об-суждать выполненные работы; помочь выполнить украшение заготовки закладки | Игра-беседа, средства художественной выразительности для создания образа | Знания: узнает мнения одноклассников о том, что нового они узнали об искусстве. Умения: научится рассматривать ученические работы и анализировать их, находить репродукции, раскрывающие те или иные темы | Регулятивные: формулировать Познавательные: осознанно строить сообщение в устной форме. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Учебное пособие. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство
4 класс.
- Рабочая тетрадь. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство
4 класс.
Интернет ресурсы:
http://catalog.prosv.ru/item/23555
http://catalog.prosv.ru/item/23556
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
конспект урока "ОСНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" "Как изобразить доброе и красивое"
конспект урока "ОСНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" "Как изобразить доброе и красивое"...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
План-конспект урока "Изобрази в виде орнамента сказку "Кот, Дрозд, Петух и Лиса"
План-конспект урока по изобразительному искусству "Изобрази в виде орнамента сказку "Кот, Дрозд, Петух и Лиса" для начальных классов....
Презентация "Картины русских художников, изобразивших осень"
Искусство занимается развитием в ребенке такой невидимой, но важной составляющей как душа. Влияние художественного искусства на детей очень велико. Оно учит видеть и познавать окружающую действительно...
Дымковская игрушка. 1 класс. 12 урок. Модуль 1. Виды художественной деятельности и восприятие произведений искусства.
Урок изобразительного искусства. 1 класс. 12 урок. Модуль 1. Виды художественной деятельности и восприя...