Информальное образование в сфере декоративно - прикладного искусства
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Головачёва Ольга Николаевна

       Информальное образование – это в педагогике самостоятельная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь. Она не предполагает обязательного целенаправленного характера, может рассматриваться как спонтанная. Информальное образование реализуется благодаря личной активности индивидов в культурно-образовательной среде. К примеру, в ходе чтения, общения, при посещении домов культуры, при знакомстве со статьями газет и журналов. Взрослый человек использует образовательный потенциал современного общества для собственного развития и совершенствования.

Введение

       Декоративно-прикладное искусство (от лат. Decoro - украшаю) - раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

       Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике обработки материала (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века — с художественным конструированием и дизайном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emt_golovachyova_o.n.docx875.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга»

«Информальное образование в сфере декоративно - прикладного искусства»

Автор: Педагог дополнительного образования

Головачёва Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

2019

       Информальное образование – это в педагогике самостоятельная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь. Она не предполагает обязательного целенаправленного характера, может рассматриваться как спонтанная. Информальное образование реализуется благодаря личной активности индивидов в культурно-образовательной среде. К примеру, в ходе чтения, общения, при посещении домов культуры, при знакомстве со статьями газет и журналов. Взрослый человек использует образовательный потенциал современного общества для собственного развития и совершенствования. 

Введение

       Декоративно-прикладное искусство (от лат. Decoro - украшаю) - раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

       Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике обработки материала (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века — с художественным конструированием и дизайном.

Значение ДПИ для развития ребёнка

            Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

-  В предварительном создании эскизов на бумаге;

-  В продумывании элементов узора;

- В расположении их на объемах;

- В создании предметов декоративного характера;

- Умения найти способ изображения и оформления предмета;

- В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Цель – дать детям свободу в самовыражении, через изготовление изделий декоративно – прикладного направления.

Метод обучения – «от простого к сложному»

В 2016 году учащиеся студии дизайна «Волшебный мир», были пригашены в городской проект «Птицы России». На занятиях были рассмотрены иллюстрации, картины художников, энциклопедия с видами птиц, занесённых в Красную книгу. Были прослушаны аудио-записи с пением птиц. Ребята заинтересовались выбранной тематикой и с удовольствием стали приносить на занятия детские книги с изображением птиц. Постепенно был сделан переход от наглядного к практическому. Учащиеся стали создавать эскизы в графике: фломастеры, гелевые ручки, карандаши. Были изготовлены птицы в технике оригами: уточка, ласточка, попугай, воробей, и, конечно же, японский журавлик. Больше всего, детям понравилась форма птицы воробья и мы выбрали эту птицу для нашего проекта.

       «В сундучке» у меня были эксклюзивные кусочки французской ткани, которые очень порадовали детей, и всем захотелось сшить маленьких птичек.

Была разработана выкройка птички, которая состояла из 11 деталей, поэтому были приглашены дети у которых сформирован навык усидчивости. Дети самостоятельно раскраивали материал, сшивали детали, пришивали бусинки- глаза и каждый имел возможность выразить себя. Птички получились яркие, задорные. Создали коллективную работу и назвали её «Стайка весёлых соечек». Работа стала победителем на городском конкурсе «Птицы России».

В 2017 году мы приняли участие с новой работой в проек те «Птицы России». Изготовили текстильную игрушку и создали композицию «Семейство совушек».

В этом году мы продолжили тему птиц и создали петушков из сена. Петушки получились красивые и замечательные. В этом работе дети проявили все свои навыки, что наработали в прошлых годах.

H-Hh4O65w4k.jpg

DE-Cbe3d3ns.jpg

ZNPg3fNY1-I.jpg

MG6lgkOp43E.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Статья по декоративно-прикладному искусству в системе доп образования

Как вызвать интерес у детей к изучению росписи по дереву....

Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.

      Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...