Деятельностный подход средствами арт-технологий.
статья по изобразительному искусству (изо)

Шмыгова Ольга Викторовна

Арт-технологии базируются на деятельностном подходе в обучении творческой изобразительной  деятельности школьников, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Они создают условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Арт-технологии – это  активно вовлеченная, интеллектуальная деятельность средствами художественного творчества. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, осуществлять деятельностный подход в образовании. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_deyatelnostnyy_podhod_sredstvami_art-tehnologiy.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

            Деятельностный подход средствами арт-технологий.

     Современный урок невозможно представить без внедрения инновацион -ных технологий, а в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей. 

      Для того чтобы реализовать требования, предъявляемых федеральным

государственным образовательным стандартом, урок должен стать по новому творческим, высокоэффективным. Перед современным учителем встает задача использовать системно - деятельностный подход в обучении школьников.Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными исследователями и экспертами урока. Решению данной задачи в занятиях творческо-изобразительной направленности призваны помочь современные арт-технологии.

      Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

      Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.

       Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

      Пока чётко обозначились три варианта арт-уроков:

  • построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики;
  • включение элементов искусства как средств деятельности учителя;
  •  использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.

       Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока. Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия ,уроки предметного рисования, учебные игры.

       Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности наших учащихся.

       Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

      Проведение уроков с использованием арт-технологий –  это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать, увидеть больше, стимулируют деятельностную мотивацию в обучении изобразительному искусству.

       

Источники и литература.

  1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002
  2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
  3. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб., 1999.
  4. Лебедева Л.Д. Практика Арттерапии, Спб, 2003
  5. Практикум по арттерапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб, 2000.
  6. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
  7. http://borisovna.rusedu.net/category/4998/13965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельностного подхода средствами УМК "Школа России"

Деятельностный подход в обучении детей в традиционной программе....

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Данный материал показывает возможность средствами УМК "Начальная школа ХХI века"  успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности....