Учебное занятие по изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
«Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazhenie_haraktera_cheloveka_v_izobrazhenii.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Излучинская общеобразовательная начальная школа"
Урок изобразительного искусства
2 класс
«Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок»
Самолюк И.В.
учитель начальных классов
Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью изображения характера человека через женский образ русских сказок
Задачи:
Предметные: учить изображать женский портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером; повторить понятие «портрет»; дать понятия «мимика лица», «эмоции»; укреплять межпредметные связи.
Метапредметные
• познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
• коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
Личностные
• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: -Компьютер, проектор, образцы работы учителя. -Презентация к уроку. -Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь. -Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина. -Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь» -Материалы: альбомный лист, цветная бумага
Ход урока I. Организационный момент.
-Что такое, что случилось?
Почему звенит звонок!
-Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую - покажу.
-Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать: простой карандаш, ластик, альбом, кисти и краски, салфетка.
-Поднимите руку, кто готов начать работу.
(Звучит песня «Песня о сказке» в исполнении В.Толкуновой)
- О чем была песня? (о сказках)
-- Что такое сказка?
- Сказка-это произведение о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных, фантастических.
- Какие бывают сказки?
- Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира.
- Сегодня мы отправимся в страну сказок и встретимся со сказочными персонажами.
II. Вводная беседа по теме урока.
На доске написаны слова:
Красивая, добрая, грубая, голубоглазая, нежная, чернобровая, злая, белолицая, милая, жадная.
– Прочитайте слова. Что можете о них сказать?
(Это слова, которыми можно описать человека.)
- Распределите их на две группы.
(В одну группу мы отнесли слова, которыми можно описать характер человека, а в другую – слова, которыми можно описать внешность.)
- Назовите слова, которые описывают внешность человека, его образ. (Красивая, чернобровая, голубоглазая, белолицая,)
- Назовите слова, говорят о его характере. (Добрая, грубая, нежная, злая, милая, жадная)
II1. Сообщение темы урока.
– Это задание поможет вам определить тему урока. Сделайте предположение.
– Тема урока – «Образ человека и его характер». Сегодня мы поговорим о женском образе.
.
IV. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.
Отрицательные женские образы:
- Послушайте отрывок из сказки. Как называется сказка и чьи это слова?
А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось». (Старуха)
- Какими чертами характера наделил её А.С.Пушкин?
(жадность, неуступчивость, властность, грубость)
- Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?
- Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?
«Девочка вошла в избушку:
Здравствуй, бабушка! —
Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? —
Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть.»
- Это слова Бабы Яги из сказки «Гуси-лебеди».
- Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?
– Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?
«- Вези, вези её, старик», - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!
Вези её в лес, на трескучий мороз.»
- Это говорит мачеха из сказки «Морозко».
- Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?
- Отрицательный.
А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.
- Послушайте отрывок из сказки. Как называется сказка
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях »
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. (Царевна)
- Как вы считаете, этот персонаж сказки или отрицательный?
-Положительный.
- Молодцы, вы дали очень верную характеристику положительным и отрицательным героиням. А сейчас давайте понаблюдаем, как одну из героинь описал поэт, изобразили художник и композитор. Послушайте отрывок и догадайтесь, кто эта героиня.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама - то величава,
Выступает будто пава!
- Из какой сказки изображён герой на этом рисунке?
-Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.
- А вот русский художник Михаил Александрович Врубель представил Царевну-Лебедь такой.
- Какой характер у героини?
-Добрый, помогает князю Гвидону.
- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки?
- Как художник передает положительный образ героини?
- Опишите царевну.
- Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.
- А теперь послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь».
- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая? Мелодичная, плавная или быстрая?
- Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?
Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.
- Как по внешним признакам вы распределили женские образы? (мимические рисунки)
- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа
Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся нарисовать положительную героиню сказки.
Царевну.
- . Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных персонажей.
- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.
Выполнение работы.
Практическая работа.
- Для того, чтобы портрет получился в центре листа, мы должны (со всех сторон листа) отступить по 2 пальчика.
- Рисуем овал лица (выбираем одну из схем).
- Проводим осевые линии: вертикальную – делим овал на 2 части; 2 горизонтальные – делим овал на 3 части.
- Верхняя линия – линия бровей (выбираем по схемам форму бровей).
- Рисуем глаза: расстояние между глаз равно величине глаза; расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.
- В центре лица рисуем нос (до 2-ой линии).
- Показываем, как рисуют рот: опускаем осевые линии от центров глаз на самую нижнюю часть лица. Ставим засечки; по схеме выбираем линию губ; губы должны получиться в центре 3-ей части лица.
- Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.
- Уши равны высоте носа, находятся на средней части лица, между двух линий.
- Шея немного уже лица.
- Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.
- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе.
Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый
Учитель вывешивает образцы портретов.
(Дети рисуют).
Требования к работам:
- аккуратность исполнения;
- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
- завершенность;
- наличие названия.
Общая оценка успешности работы.
VII. Эстетическая оценка работ. Рефлексия
Ваши портреты получились очень красивые и все добрые. Каждый в душе добрый человек.
- Закончите предложение..
1)Сегодня на уроке я узнал...
2)Было интересно...
3)Я научился...
4) Теперь я могу...
- С помощью смайликов покажите с каким настроением вы уходите с урока. (у детей смайлики весёлые и грустные)
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "В Жостовском подносе все цветы России"
Презентация содержит сопроводительный иллюстративный материал к уроку по изобразительному искусству по теме "В Жостовском подносе все цветы России": особенности жостовской росписи, историческая с...
Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика"
Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика" содержит иллюстративный материал, демонстрацию техники выполнения гжельской росписи....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...