Учебное занятие по изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

«Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazhenie_haraktera_cheloveka_v_izobrazhenii.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Излучинская общеобразовательная начальная школа"

Урок изобразительного искусства

2  класс

«Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок»

Самолюк И.В.

учитель начальных классов

                                 

Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью изображения характера человека через женский образ русских сказок

  Задачи:
Предметные: учить изображать женский  портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером; повторить понятие «портрет»; дать понятия «мимика лица», «эмоции»; укреплять межпредметные связи.

Метапредметные
•  познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
•  коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•    регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
Личностные
•    формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
                                                                            
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока:                                                                                                                                                                  -Компьютер, проектор, образцы работы учителя.                                                                                                     -Презентация к уроку.                                                                                                                                                -Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.                     -Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.                                                                       -Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»                                                                                                             -Материалы: альбомный лист, цветная бумага          

                                                                                     

                                                                Ход урока                                                                                                      I.​ Организационный момент.

-Что такое, что случилось?

Почему звенит звонок!

-Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

До чего же хороши

У меня карандаши!

Не мешайте мне, прошу:

Нарисую - покажу.

-Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать: простой карандаш, ластик, альбом, кисти и краски, салфетка.

 

-Поднимите руку, кто готов начать работу.

(Звучит песня «Песня о сказке» в исполнении В.Толкуновой)

 - О чем была песня? (о сказках)

-- Что такое сказка?

- Сказка-это произведение о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных, фантастических.

- Какие бывают сказки?

- Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира.

 - Сегодня мы отправимся в страну сказок и встретимся со сказочными персонажами. 

II. Вводная беседа по теме урока.

 На доске написаны слова:

Красивая, добрая, грубая, голубоглазая, нежная, чернобровая, злая, белолицая, милая, жадная.

– Прочитайте слова. Что можете о них сказать?

(Это слова, которыми можно описать человека.)       

    - Распределите их на две группы.

 (В одну группу мы отнесли слова, которыми можно описать характер человека, а в другую – слова, которыми можно описать внешность.)  

                                                               

       - Назовите слова, которые описывают внешность человека, его образ. (Красивая, чернобровая, голубоглазая, белолицая,)

- Назовите слова, говорят о его характере. (Добрая, грубая, нежная, злая, милая, жадная)

II1. Сообщение темы урока.                                                                                                                                        

 – Это задание поможет вам определить тему урока. Сделайте предположение.

– Тема урока – «Образ человека и его характер». Сегодня мы поговорим о женском образе.

.                 

  IV. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

Отрицательные женские образы:

 - Послушайте отрывок из сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось». (Старуха) 

- Какими чертами характера наделил её А.С.Пушкин?

(жадность, неуступчивость, властность, грубость)

- Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?

- Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

 «Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, бабушка! —

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? —

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

- Садись покуда кудель прясть.»

- Это слова Бабы Яги из сказки «Гуси-лебеди».

- Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?

– Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

 «- Вези, вези её, старик», - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз.»

   - Это говорит мачеха из сказки «Морозко».

   - Как вы считаете, этот персонаж сказки положительный или отрицательный?

   - Отрицательный.

А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

- Послушайте отрывок из сказки. Как называется сказка

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях »

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. (Царевна)

- Как вы считаете, этот персонаж сказки или отрицательный?

-Положительный.

- Молодцы, вы дали очень верную характеристику положительным и отрицательным героиням. А сейчас давайте понаблюдаем, как одну из героинь описал поэт, изобразили художник и композитор. Послушайте отрывок и догадайтесь, кто эта героиня.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама - то величава,
Выступает будто пава!                                                                                                                  

- Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? 

-Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.

- А вот русский художник Михаил Александрович Врубель представил Царевну-Лебедь такой. 

- Какой характер у героини?

-Добрый, помогает князю Гвидону.
- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки?
- Как художник передает положительный образ героини?
- Опишите царевну.

- Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.

- А теперь послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь».


- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая? Мелодичная, плавная или быстрая?

 - Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?

Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

- Как по внешним признакам вы распределили женские образы? (мимические рисунки)

  - А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

V. Физкультминутка.

 

VI. Практическая работа

Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся нарисовать положительную героиню сказки. 

Царевну

- . Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей.

- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

Выполнение работы.

Практическая работа. 

  1. Для того, чтобы портрет получился в центре листа, мы должны (со всех сторон листа) отступить по 2 пальчика.
  2. Рисуем овал лица (выбираем одну из схем).
  3. Проводим осевые линии: вертикальную – делим овал на 2 части; 2 горизонтальные – делим овал на 3 части.
  4. Верхняя линия – линия бровей (выбираем по схемам форму бровей).
  5. Рисуем глаза: расстояние между глаз равно величине глаза; расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.
  6. В центре лица рисуем нос (до 2-ой линии).
  7. Показываем, как рисуют рот: опускаем осевые линии от центров глаз на самую нижнюю часть лица. Ставим засечки; по схеме выбираем линию губ; губы должны получиться в центре 3-ей части лица.
  8. Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.
  9. Уши равны высоте носа, находятся на средней части лица, между двух линий.
  10. Шея немного уже лица.
  11. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.

- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе.

Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый

Учитель вывешивает образцы портретов.

(Дети рисуют).

Требования к работам:

- аккуратность исполнения;

- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;

- завершенность;

- наличие названия.

Общая оценка успешности работы.

VII. Эстетическая оценка работ. Рефлексия

Ваши портреты получились очень красивые и все добрые. Каждый в душе добрый человек.

- Закончите предложение..

1)Сегодня на уроке я узнал...

2)Было интересно...

3)Я научился...

4) Теперь  я могу...

- С помощью смайликов покажите с каким настроением вы уходите с урока. (у детей смайлики весёлые и грустные)

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "В Жостовском подносе все цветы России"

Презентация содержит сопроводительный иллюстративный материал к уроку по изобразительному искусству по теме "В Жостовском подносе все цветы России": особенности жостовской росписи, историческая с...

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика"

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика" содержит иллюстративный материал, демонстрацию техники выполнения гжельской росписи....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...