изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Принято на педагогическом совете школы от 31.08.2017 №1 | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР _______________Е.Б.Баталова «1» сентября 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ В.В.Цыганова Приказ №80-о от 01 сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Изобразительное искусство»
(4 класс)
ОС «Школа 2100»
Составитель: Мясоедова Валентина Константиновна учитель начальных классов МОУ Владимирской СШ 1 кв.категория |
с.Владимирское
2017-2018 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 года № 373), на основании Примерной основной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)), авторской программы по предмету «Изобразительное искусство » О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (Образовательная система «Школа 2100»).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Общие цели курса уровня общего образования
Цель— развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- совершенствование эмоционально-образного восприятияпроизведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
- системно- деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционального, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Использование большего числа вариативных тем и творческих заданий, связанных с различными видами художественной деятельности позволит закрепить знания основ языка искусств, навыки художественной деятельности и восприятия искусства.
Виды деятельности учащихся:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись) –
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Учебно-методический комплект:
- Методические рекомендации для учителя «Изобразительное искусство. 4класс».
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская«Изобразительноеискусство.Разноцветный мир». 4 классУчебник- М., Баласс;
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская«Изобразительное искусство. Разноцветный мир». 4классРабочая тетрадь
Структура программы
Программа включает четыре раздела:
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по изобразительному искусству, даётся характеристика учебного курса;
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»;
- Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»;
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными икоммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
•Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты 4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновскиеи дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия 1–2 (2 ч) Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.
Занятие 3 (1 ч) Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Занятие 4 (1 ч) Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Занятие 5 (1 ч) Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.
Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Занятие 6 (1 ч) Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.
Занятие 7 (1 ч) Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.
Занятия 8–9 (2 ч) Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч) Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».
Занятия 12–13 (2 ч) Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки игризайли.
Занятия 15–16 (2 ч) Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Занятие 17 (1 ч). Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Занятия 18–19 (2 ч) Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч) Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч) Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа.Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя.Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).
Занятия 27–30 (4 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Занятия 33-34. На этих уроках дети выполняют задания, данные в рабочей тетради:
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | Дата по плану | Дата по факту |
1–2 | Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр.6 (Н) и стр. 7 (П) учебника. Называть особенности фресковой живописи (Н). ИзучитьфрескиДжотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (П). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н). | 05.09 12.09 | 05.09 12.09 |
3 | Русская икона. Звенигородская находка. | 1 | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Выполнить задания на стр. 13 учебника (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон (П). | 19.09 | 19.09 |
4 | Монументальная скульптура. | 1 | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике и ответить на вопросы на стр. 14-15 (Н). Прослушатьпесню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой (П). После урока мы рекомендуем провести экскурсиюк ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя (П). | 26.09 | 26.09 |
5 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр.16–17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П). Выполнить задания на стр. 19 учебника (П). | 03.10 | 03.10 |
6 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). | 1 | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени (Н). Подобрать к ним подходящие стихи (П). Выполнить задания на стр. 21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) (П). | 10.10 | 10.10 |
7 | Передача светотени цветными карандашами. Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). | 1 | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н). Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр.22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради (Н). | 17.10 | 17.10 |
8–9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. | 2 | Определять, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 25 учебника, стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11 (П) рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П). Называть, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (Н). Иметь понятие о конструкции предмета (П). | 24.10 07.11 | 24.10 |
10–11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 | Составлять ииспользоватьдля создания композиции опорную схему (П). Иметь представлениео значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н). Изучить материали выполнить задания на стр. 26-27 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради (Н). Выполнитьс помощью опорной схемы композицию«Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей). | 14.11 21.11 | |
12–13 | Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. | 2 | Иметь представлениео значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Ответить на вопросы и выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг» на стр. 12–13 рабочей тетради (П). Выполнить коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П). | 28.11 05.12 | |
14–15 | Композиция и её основные законы. | 2 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (Н) и их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–15 рабочей тетради) (Н). Ответить на вопросы стр. 30-31 учебника (Н). | 12.12 19.12 | |
16 | Отмывка. Гризайль. | 1 | Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания на стр. 32–33 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради (П). | 26.12 | |
17 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | Изучить особенностинижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради. | 16.01 | |
18–19 | Линейная перспектива. | 2 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Называть, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (П). Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. | 23.01 30.01 | |
20–23 | Фигура человека. Пропорции. | 4 | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (Н). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Выполнить коллективную работу«Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради (П). Изучить материалы и выполнить задания на стр. 76 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Выполнить коллективную работу«Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради). | 06.02 13.02 20.02 27.02 | |
24-25 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. | 2 | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). Выполнить коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П). | 06.03 13.03 | |
26 | Китайский рисунок кистью. | 1 | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П). | 20.03 | |
27–30 | Родная история и искусство – русский народный театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). | 03.04 10.04 17.04 24.04 | |
31–32 | Эрмитаж. | 2 | Знать историюоснования Эрмитажа (Н). Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 46–64 учебника). | 08.05 15.05 | |
33-34 | Проекты. | 2 | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради: а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35); б) дизайнерские проекты: – настенный календарь на стр. 24–25; – декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39; в) шрифтовая композиция на стр. 48–49. | 22.05 29.05 |