Применение элементов арт-терапии в творческих работах с учащимися.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Все мы знаем, что арт-терапия - это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Существует множество методик арт-терапии. Одной из основной и самой доступной методики арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства, элементы которой часто используют педагоги в работе с детьми. Прежде всего, это рисование. Любой ребенок знает, что рисовать можно где угодно и чем угодно, проявляя свою фантазию. Мы с коллегой также взяли за основу в своих коллективных работах с учащимися некоторые элементы техник арт-терапии по изобразительному искусству. Не случайно нами выбран масштаб плакатного формата для привлечения учащихся к творческой деятельности с целью полного раскрытия художественного самовыражения. Дети получают огромное удовольствие от процесса, раскрывается их внутренний потенциал, разрешаются различные внутренние конфликты, что приводит к улучшению их психического состояния, а также настраивают их на эмоциональное благополучие.
С ребенком обсуждается тема, которая может соответствовать его повседневности в обычной жизни. Поскольку наши дети проживают в Павловске, который славится своим историческим местом и большим парковым ансамблем, мы способствуем тому, чтобы они как можно чаще были на природе, посещая эти великолепные места и знакомясь с сельской жизнью и ее укладом. Им доступно обозрение не только дворца и парка, но и полей, садов и частных домов, и усадеб горожан. Под впечатлением ушедшего лета и наступившей золотой осени, мы с детьми решили выразить наши впечатления на этих двух плакатах. На создание этих работ понадобилось несколько дней. Вначале выбирается фон плаката, который изображается с помощью красок или гуаши, затем дети вспоминают самые яркие моменты, которые им запомнились во время прогулок. Выбирается один из таких моментов и переносится в виде рисунка на плакат.
В одной из работ мы использовали пальчиковые краски для рисования травы, кустов, лебедей. Из подручных материалов, кроме кисточек, использовали кусочки ваты, чтобы изобразить озеро и солнце. Эту экспозицию в дальнейшем можно дополнить аппликационными фрагментами, к примеру: в виде летящих по небу птиц и насекомых, прыгающих в траве лягушек, плавающих в озере рыбок и т.д.
На втором плакате также был сделан фон красками и гуашью. С учеником было принято решение использовать приём коллажа. Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. С учащимся были подобраны журнальные вырезки на интересующую нас тему, которые составлялись на готовой основе, создавая объемную целостность нашего произведения. Любой коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д., что мы и сделали с нашим плакатом. Также коллаж чрезвычайно близок к другому изобразительному средству – аппликации, которая создается при помощи всевозможных материалов. У нас тоже присутствует элемент аппликации на этом плакате – это гнездо с птенцами. Которое было выполнено отдельно и прикреплено впоследствии к существующему произведению. Эта экспозиция является законченной, так как не нуждается на наш взгляд в дальнейшем дополнении какими-либо элементами арт-терапии.
Вывод: каждый специалист может выбрать свой метод, вид арт-терапии, который будет подходить его ребенку. Все они не требуют серьезных материальных затрат. Внутренне «Я» может выразиться в создаваемых в процессе творческой деятельности образах. Содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_shkola2018.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование техник арт-терапии в коллективных работах с учащимися»
Все мы знаем, что арт-терапия - это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Существует множество методик арт-терапии. Одной из основной и самой доступной методики арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства, элементы которой часто используют педагоги в работе с детьми. Прежде всего, это рисование. Любой ребенок знает, что рисовать можно где угодно и чем угодно, проявляя свою фантазию. Мы с коллегой также взяли за основу в своих коллективных работах с учащимися некоторые элементы техник арт-терапии по изобразительному искусству. Не случайно нами выбран масштаб плакатного формата для привлечения учащихся к творческой деятельности с целью полного раскрытия художественного самовыражения. Дети получают огромное удовольствие от процесса, раскрывается их внутренний потенциал, разрешаются различные внутренние конфликты, что приводит к улучшению их психического состояния, а также настраивают их на эмоциональное благополучие.
С ребенком обсуждается тема, которая может соответствовать его повседневности в обычной жизни. Поскольку наши дети проживают в Павловске, который славится своим историческим местом и большим парковым ансамблем, мы способствуем тому, чтобы они как можно чаще были на природе, посещая эти великолепные места и знакомясь с сельской жизнью и ее укладом. Им доступно обозрение не только дворца и парка, но и полей, садов и частных домов, и усадеб горожан. Под впечатлением ушедшего лета и наступившей золотой осени, мы с детьми решили выразить наши впечатления на этих двух плакатах. На создание этих работ понадобилось несколько дней. Вначале выбирается фон плаката, который изображается с помощью красок или гуаши, затем дети вспоминают самые яркие моменты, которые им запомнились во время прогулок. Выбирается один из таких моментов и переносится в виде рисунка на плакат.
В одной из работ мы использовали пальчиковые краски для рисования травы, кустов, лебедей. Из подручных материалов, кроме кисточек, использовали кусочки ваты, чтобы изобразить озеро и солнце. Эту экспозицию в дальнейшем можно дополнить аппликационными фрагментами, к примеру: в виде летящих по небу птиц и насекомых, прыгающих в траве лягушек, плавающих в озере рыбок и т.д.
На втором плакате также был сделан фон красками и гуашью. С учеником было принято решение использовать приём коллажа. Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. С учащимся были подобраны журнальные вырезки на интересующую нас тему, которые составлялись на готовой основе, создавая объемную целостность нашего произведения. Любой коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д., что мы и сделали с нашим плакатом. Также коллаж чрезвычайно близок к другому изобразительному средству – аппликации, которая создается при помощи всевозможных материалов. У нас тоже присутствует элемент аппликации на этом плакате – это гнездо с птенцами. Которое было выполнено отдельно и прикреплено впоследствии к существующему произведению. Эта экспозиция является законченной, так как не нуждается на наш взгляд в дальнейшем дополнении какими-либо элементами арт-терапии.
Вывод: каждый специалист может выбрать свой метод, вид арт-терапии, который будет подходить его ребенку. Все они не требуют серьезных материальных затрат. Внутренне «Я» может выразиться в создаваемых в процессе творческой деятельности образах. Содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках" Творческая работа учащихся на уроках окружающего мира. Физкультминутки для учеников 1-2 классов по теме "Времена года"
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках"...
Применение элементов арт-терапии на уроках чтения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
В статье говорится о возможностях применения элементов арт-терапии на уроках чтения при работе с детьми с легкой умственной отсталостью, в частности, с моторной алалией. Раскрываются особенности...
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ....
Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.
Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...
Применение арт-терапии в логопедической работе
Применение арт-терапии в логопедической работе.Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития детей с ЗПР [[{"type":"media","view_mode":"media_preview...
Применение средств танцевальной терапии в работе с умственно отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)
Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самым распространенным и тяжелым дефектом развития. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с интеллектуальной недостаточнос...