Программа "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Рассмотрено Руководитель МО
ф.и.о. Протокол № от “___” _________20__ г. | Согласовано Зам. директора по УР
ф.и.о. “___” _________ 20___ г. | Утверждено приказом по школе ОД №____ от ______20__г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Палитра»
4 класс
Матюшенков Анатолий Владимирович
(Ф.И.О. разработчика)
2015
(год составления программ
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Палитра» разработана в соответствии
- с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ МО и науки от 06.10.2009 №373) в действующей редакции;
- планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2017-2018уч. г.
- календарно учебным графиком на 2017-2018уч. г.
на основе программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.Н. Неменского «Просвещение» 2014
Место в учебном плане : 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки. В том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие навыка сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной внеурочной деятельности, поиска средств их осуществления
- Освоение способа решения проблем творческого и поискового характера
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха творческой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- Использование различных способов поиска
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между предметами и процессами.
Предметные результаты:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
- Овледение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)
Форма организации: кружок
Вид деятельности: художественный
Содержание курса
Тема: «Живопись» Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Тема: «Графика» Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Тема: «Скульптура» Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Тема: «Аппликация» Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.
Тема: «Бумажная пластика» Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.
Тема: «Работа с природными материалами» В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ»
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Тематическое планирование и средства контроля
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Живопись | 6 |
2 | Графика | 5 |
3 | Скульптура | 4 |
4 | Аппликация | 6 |
5 | Бумажная пластика | 6 |
6 | Работа с природным материалом | 5 |
7 | Организация и обсуждение | 2 |
Форма подведения итогов работы: выставка творческих работ
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |||||||||
теория | практ. | ||||||||||||
| |||||||||||||
1. | Введение. Беседа «Золото осени». | 1 | |||||||||||
2. | Пейзаж (Самостоятельный выбор композиции) | - | 1 | ||||||||||
3-4 | Выполнение творческой работы | - | 2 | ||||||||||
5 | Наброски осенних листьев | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
6 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
| |||||||||||||
7 | Элементы графической грамотности (свет, тень, тон, блик) | 1 | - | ||||||||||
8-9 | Выполнение творческой работы . Карандаш. | - | 2 | ||||||||||
10-11 | Выполнение творческой работы (материал по выбору) | - | 2 | ||||||||||
12 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
| |||||||||||||
13 | Беседа «Скульптура малых форм» | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
14-15 | Лепка из пластилина животных | - | 2 | ||||||||||
16 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
| |||||||||||||
17 | Беседа «Мир подводного царства» | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
18 | Выбор композиции | - | 1 | ||||||||||
19-20 | Составление панно | - | 2 | ||||||||||
21 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
| |||||||||||||
22 | Беседа «Оригами» | 1 | - | ||||||||||
23 | Понятие о композиции | - | 1 | ||||||||||
24 | Заготовка элементов для работы | - | 1 | ||||||||||
26-26 | Составление творческих работ | - | 2 | ||||||||||
27 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
| |||||||||||||
28 | Беседа «Пластиковая бутылка» | 1 | - | ||||||||||
29 | Материалы, инструменты для работ | - | 1 | ||||||||||
30 | Изготовление вазы для цветов | - | 1 | ||||||||||
31-32 | Изготовление вазы (свободная композиция) | - | 2 | ||||||||||
| |||||||||||||
33 | Выставка творческих работ | - | 1 | ||||||||||
34 | Подведение итогов | - | 1 |
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. В.В.Алексеева. Что такое искусство.-М.:Просвещение 2014.
2. А.Д.Алёхин. Когда начинается искуссво.-М.:Просвещение 2014.
3. В.А.Барадулин. Основы художественного ремесла.-М.:Просвещение 2014.
4. Л.Б. Белецкая. Прессованая флористика: картины из цветов и листьев.М.:Эксмо 2014.
5.И.П. Глинская. Декоративное растение: методическая разработка.-М.:Просвещение 2014
6. Н.А. Горяева. Первые шаги в мире искусства.-М.:Просвещение 2014