РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по изо с использованием нетрадиционных изобразительных техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_nizamova.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тюбукская средняя общеобразовательная школа»
Каслинского района Челябинской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность по ИЗО с использованием
нетрадиционных изобразительных техник.
3-4 класс
Учитель: Низамова Юлия Хакимяновна
2013 – 2014 учебный год
«Волшебные краски»
Рабочая программа внеурочной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ – 34 ЧАСА.
РЕЖИМ РАБОТЫ. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных изобразительных техник.
Работа кружка включает в себя решение следующих задач:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- - использования нетрадиционных техник изображения самостоятельной деятельности учащихся.
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.
Учебно-тематический план. 3 класс
(Одно занятие – один учебный час)
№ занятия | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | Примерный срок |
1 | «Чему я научусь» | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности | 1 час |
|
2,3 | Дерево счастья или «Топиарий» . | Знакомство с техникой квиллинг. | 2 час | |
4 | Осенние картины | Фроттаж, флоротипия(отпечатки листьями, ветками) | 1 часа |
|
5, 6 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель | 2 часа |
|
7, 8 | «Осенние фантазии» Поделки из плодов, листьев, шишек. | Работа с природным материалом | 2 часа |
|
9 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. | 1 час |
|
10, 11 | Натюрморт «Ваза с фруктами» (сочетание техник) | Рисование вазы с помощью губки и трафарета. Отпечатки яблоком, морковью, картофелем. | 2 часа |
|
12, 13, 14 | Папье-маше «Ёлочная игрушка». Декорирование в технике декупаж | Работа с бумагой, декупаж. | 3 часа |
|
15 | «Зимний пейзаж» | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь | 1 час |
|
16,17 | «Зимушка-зима» | Граттаж чёрно-белый. | 2 часа |
|
18,19 | «Подводный мир», «Ночной город», «сказочный букет» и т.д. Тема свободная. | Цветной гроттаж | 2часа |
|
20 | «Чудесные првращения кляксы» | Свободное экспериментирование. Оживление необычных форм. | 1 час |
|
21, 22, 23 | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | Лепка из пластилина.Техника живописных эффектов. | 3 часа |
|
24, 25 | Роспись сказочных сосудов | Рисование по представлению | 2 часа |
|
26, 27, | «Улитка» | Восковые мелки, акварель | 2 часа |
|
29, 30 | Пейзаж | Монотипия пейзажная | 2 часа |
|
31 | Мой питомец. | Рисование жёсткой полусухой кистью животных. | 1 час |
|
32 | 3D рисунок | Создание эффекта объёмного рисунка | 1 час |
|
33, 34 | Коллаж именинникам | Групповая работа. | 2 часа |
|
35, 36 | Летнее настоение | Рисование по сырому солью | 2 часа |
|
Учебно-тематический план 4 класс
(Одно занятие – один учебный час)
№ занятия | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | Примерный срок |
1, 2 | Волшебная флористика | Предметные и сюжетные композиции из листьев, семян, цветов. | 2 часа |
|
3, 4 | «Это мы» | Коллаж. Коллективная работа | 2 часа |
|
5, 6 | Предметы быта | Рисование по памяти | 2 часа |
|
7, 8 | Волшебная ниточка | Ниткография. | 2 часа |
|
9, 10, 11, | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | Лепка из пластилина. Техника живописных эффектов. | 3 часа |
|
12, 13, 14 | Дизайн футболки. | Батик. | 3 часа |
|
15, 16 | Точка за точкой. | Пуантилизм. Рисование точками. | 2 часа |
|
17, 18 | Бабочки. Витраж. | Работа с витражными красками для интерьера класса. | 2 часа |
|
19, 20 | Витражи на дисках | Работа с витражными красками. | 2 часа |
|
21, 22 | Расписные ткани. | Батик. | 2 часа |
|
23, 24 | Зентангл | Беспредметные (абстрактные композиции). | 2 часа |
|
25, 26 | Лепка из солёного теста: Солнышко - оберег | Работа с тестом | 2 часа |
|
27, 28 | Рисование мыльными пузырями. | Фантазийные композиции. | 2 часа |
|
29, 30 | Подарок маме. | Украшение разделочной доски в технике декупаж. | 2 часа |
|
31 | Лепка из солёного теста: Роспись по тесту | Работа с тестом | 1 час |
|
32, 33 | Составление сюжетной композиции: «Космос» | Комбинированная коллективная работа. | 2 часа |
|
34, 35 | Составление сюжетной композиции: Чудесная сказка | Комбинированная работа | 2 часа |
|
36 | «Красота вокруг нас» | Беседа об искусстве | 1 час |
|
ЛИТЕРАТУРА
- «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
- Флористика, 2003г.
- Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
- «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
- В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...