Проект урока "Образ и мысль" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Тема урока: "Анализ и обоснование взаимосвязей образов и явлений в композиции произведения изобразительного искусства". Применение кейс-технологии позволяет провести исследование и выяснить, какого цвета снег в картинах известных художников и от чего это зависит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока ОБРАЗ И МЫСЛЬ 3 класс | 48.86 КБ |
Приложение к уроку ОБРАЗ И МЫСЛЬ | 115.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа № 3»
Окружной семинар директоров ОУ
Сроки проведения: январь 2018 г.
ПРОЕКТ УРОКА
по курсу «Образ и мысль»
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 3» Семёновского района
Арютова Валентина Александровна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 28 лет
Контакты сот. тел. 8-910-149-94-80
Адрес электронной почты: walentina-67@mail.ru
Город Семёнов
Нижегородская область
2018
- Общие сведения о проекте
- Учебный предмет: Образ и мысль
- Программа разработана на основе авторской программы «Гармония. Образ и мысль» Н.Г.Молодцова, С.К.Тивикова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Гармония». Нижний Новгород, 2013 г.
- Урок входит в блок «Анализ и обоснование взаимосвязей элементов обстановки (место, время, пространство, расположение персонажей, предметов, образов и явлений) в композиции произведения изобразительного искусства» (8 ч). 8 урок в блоке.
- Тема урока: Анализ и обоснование взаимосвязей образов и явлений в композиции произведения изобразительного искусства.
- Задачи урока:
- Развитие познавательных общеучебных УУД поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, использования интерактивной технологии обучения, в том числе кейс-технологии.
- Развитие познавательных логических УУД анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, на основе публицистического текста методом ситуационного анализа (кейс – технология) и произведений изобразительного искусства.
- Развитие познавательных логических УУД креативности как способности к гибкому, конструктивному мышлению и поведению.
- Развитие познавательных УУД постановки и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера, знакомства с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности, развития речевых навыков при устных высказываниях.
- Развитие регулятивных УУД планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проверки и оценки собственных достижений и достижений других в процессе коллективной работы, действовать и принимать решения по предложенному плану.
- Развитие коммуникативных УУД сотрудничества в своей команде в процессе поиска и сбора нужной информации;
формирования умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью.
- Формирование личностных УУД самоопределения и смыслообразования, самооценки на основе успешности учебной деятельности, создавая условия для самообразования и саморазвития учащихся.
- Формирование личностных УУД эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии.
- Формирование личностных УУД развития «Я - концепции» младшего школьника, его самооценки; создания ситуации успеха для каждого ребенка, коррекции и профилактики личностной тревожности.
- Оборудование урока:
Учитель:
- Мультимедийное оборудование и ноутбук.
- Мультимедийная презентация «Какого цвета снег»
- Карточки «Модератор»
- Карточки – СНЕЖИНКИ
- КЕЙСЫ с заданиями
- Тема выставки «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ»
- Репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»
Обучающиеся:
- Листы А4 (1/2 часть) для рефлексии
- Односторонние сигналы - «СНЕЖИНКИ» для рефлексии
- Ножницы, клей
- Письменные принадлежности
- Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать». Авторы: Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. и др. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016
- План урока с хронометражем:
Этапы урока | Хронометраж урока (мин.) | |
1 урок «Образ и мысль» | 45 мин | |
|
| 2 мин. |
|
| 4 мин. |
|
| 3 мин. |
|
| 5 мин. |
|
| 1 мин. |
|
| 20 мин. |
|
| 7 мин. |
|
| 3 мин. |
2 урок – Диагностическая работа в тетрадях «Учимся учиться и действовать» на тему: Делаем вывод на основе нескольких примеров | 15 мин |
- Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1 урок «Образ и мысль» | |||
(2 мин) | - Начинается урок,
- Ребята, где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет? (на КАРТИНЕ) - Сегодня мы снова переносимся в картинную галерею. | Психологический настрой Ввод в тему урока - На картине | Развитие личностного УУД нравственно-этической ориентации с помощью загадки и стихотворения. |
| - Чему будут посвящены сегодня художественные полотна?
О чём поют снежинки? - Чем же будут похожи все картины? (СНЕГ) - Заполним палитру ЧУВСТВ.
- Расскажем о снеге: = имена прилагательные = глаголы = сравнения = олицетворения | - Зима - Снег Речевая разминка | Развитие познавательного логического УУД анализа, синтеза, обобщения. Развитие личностного УУД самопознания и самоопределения. |
|
- Послушайте музыкальную композицию. Попробуйте представить свою зимнюю картину. - Что вы видите? (ответы детей под музыку) «Снег… Когда он падает, кажется, что все вокруг затихает, и по всей земле становится тихо-тихо, как будто она живет ожиданием чего-то необыкновенно прекрасного… И душа замирает, словно прикасается к Чуду, прикасается к тихой и чистой Радости, которая, подобно падающему снегу, сходит с молчаливых небес на притихшую землю… на притихшую землю нашего сердца…» | Речевая разминка Ответы детей под музыку Эмоциональный настрой | Развитие личностного УУД формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве различных видов искусств. |
(5 мин) | - Все вы упоминаете снег… - А какого цвета снег? - Почему мы видим его таким? (объяснение результатов эксперимента по ИЗО) - Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. - Давайте мы посмотрим на снег зоркими глазами художника.
- Что вы видите на этой картине? - Что происходит на картине? - Какую задачу ставил перед собой автор при создании этой картины? - Эту картину И.И. Шишкин написал как иллюстрацию к стихотворению М.Ю.Лермонтова: «На севере диком стоит одиноко сыпучим | Землю окружают электромагнитные волны. Главный их источник - Солнце. Его лучи включают все основные цвета. Если все цвета сольются вместе, образуется белый оттенок, и солнечные лучи как раз белого цвета. Снежинки ложатся на землю беспорядочно, и в результате – снежный ком не пропускает полностью электромагнитные волны (солнечный свет). Поэтому наше зрение воспринимает его белым.
| Развитие познавательных общеучебных УУД с помощью произвольного и осознанного построения речевого высказывания. Развитие познавательных использования уже имеющегося опыта рассматривания и обсуждения произведений искусства в новом контексте, применительно к новым задачам - глубже проникнуть в смысл рассматриваемых произведений искусства, задуматься о намерениях художника и тех художественных средствах, с помощью которых создается произведение искусства. |
(1 мин) | - Вы говорили, что снег белый. А у И.И.Шишкина он зеленоватый. - Почему? - Перед нами проблема: «КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?» | Постановка проблемы | Развитие познавательного логического УУД с помощью установления причинно-следственных связей при анализе высказывания. |
(20 мин) | - Проанализируем полотна других художников. Какого цвета снег в их картинах? От чего это зависит?
| Работа с кейсами в группах | Развитие познавательного логического УУД с помощью установления причинно-следственных связей при анализе высказывания. Развитие познавательных общеучебных УУД с помощью извлечения необходимой информации. Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества со сверстниками, постановки вопросов в поиске и сборе информации, разрешения конфликтов, умения выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью. Развитие познавательных общеучебных УУД информационного поиска, постановки и решения проблем с помощью самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера. Развитие познавательного логического УУД с помощью доказательства. |
|
- Проведём экскурсию в нашей картинной галерее.
- Вы выбирали цвета спектра, которыми художник изобразил снег на картине и составили общую палитру оттенков снега. - Объясните.
- От чего зависит разное восприятие цвета снега? (время суток – утро, вечер; солнце, облачность; мороз) !!! Говорят, чтобы узнать какого цвета снег, нужно ЗАМОРОЗИТЬ РАДУГУ. | Самостоятельное описание картин - Время суток – утро, вечер; солнце, облачность; мороз. | Развитие познавательных общеучебных УУД с помощью произвольного и осознанного построения речевого высказывания. Развитие познавательных общеучебных УУД с помощью построения речевого высказывания путём знаково-символических действий декодирования и моделирования. |
|
- Дадим оценку работы групп. Если выступление модератора вам понравилось, то ПОДАРИТЕ ему СНЕЖИНКУ. А если у вас есть вопросы – сигнал должен быть пустым.
- Оцените работу каждого в группе ЛАДОШКАМИ. - Хорошо вы потрудились, Вам пора и отдыхать. Переменку веселитесь И начнем урок опять. - После переменки мы поработаем в тетрадях «УУД» | Дети работают с сигналом «Снежинка» Каждый в группе на ½ части листа формата А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т.д. по цепочке, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное) и оценку работы, которые он отметил во время урока в товарище, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок - и отзывы, и память, и пожелания. | Развитие регулятивных УУД контроля, оценки, коррекции. Развитие личностного УУД нравственно-этической ориентации с помощью оценивания событий и действий с точки зрения морального выбора. Развитие общеучебного познавательного УУД произвольного и осознанного построения речевого высказывания; рефлексии способов и условий действий, их контроля и оценки; критичности. |
2 урок – Диагностическая работа в тетрадях «Учимся учиться и действовать» на тему: Делаем вывод на основе нескольких примеров |
Самоанализ урока
- Региональный компонент («Образ и мысль»)
- Цель всего курса «Образ и мысль»: создание условий для эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
- Методы работы с картиной:
- фасилитированная дискуссия (принимаются разные точки зрения)
- парафраз (скорректированный повтор ответа)
- линкинг (обобщающий парофраз)
- К данному уроку учащиеся умеют:
- приобрели основы умения вглядываться в произведения искусства, учатся делать личные наблюдения и умозаключения;
- учатся формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
- освоили первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
- формируют коммуникативные навыки, выслушивая мнения собеседников, сопрягая чужие мнения с системой своих собственных взглядов;
- учатся пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;
- учатся быть в роли учителя при анализе
- На уроке использовала интерактивную технологию обучения: кейс-технологию.
Кейс - набор специально разработанных учебных материалов для самостоятельной работы учащихся.
Состав кейса:
- Репродукции картины (для каждого)
- Тексты с заданиями (У модераторов задания индивидуальные)
- Общая палитра с набором цветов для выбора.
= Работа с КЕЙСАМИ по группам:
- Коллективный анализ своей картины в группе. На основе общих ответов модераторы готовят ЭКСКУРС в свою картину)
- Работа с текстом. Сбор информации для объяснения замысла художника «Почему снег такого цвета?»
- Ответ на вопрос: Почему на ЭТОЙ КАРТИНЕ художник изобразил снег именно таким?
= Общий вывод: Так какого же цвета снег? От чего зависит разное восприятие цвета снега.
- Урок интегрированный ОБРАЗ И МЫСЛЬ – ИЗО – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Предварительный просмотр:
Н.П.Крымов «Зима в деревне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока. Окружающий мир 1 класс. Проект "Моя школа. Мой класс"
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе (А.А.Плешаков) по теме: Проект "Моя школа. Мой класс"...
Проект по технологии "Карандашница" (проект выполнен ученицей 6 класса)
На письменном столе карандаши, ручки и фломастеры занимают место. Или не всегда можно найти нужный карандаш. Есть приспособление, которое поможет держать в порядке эти предметы. Используя ...
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...
Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях
Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...
Презентация к проекту "Моя школа, мой класс" 1 класс
Размер файла 5.11 МБ превышает максимальный размер файла 3 МБ, поэтому презентация вложена в 2 частях....
Творческий проект учеников 1 А класса Тема проекта «Прощай, 1 класс!»
Данный проект направлен на развитие творческих способностей детей, воспитания добрых человеческих отношений, сплоченности коллектива, формированию умений и навыков. Результатом проекта является праздн...
Проект "Учёная гусеница" 1 класс в рамках проекта "Семейное чтение"
Проект "Ученая гусеница" проводится в первом классе в рамках проекта "Семейное чтение"...