разработка урока "Каргопольская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
урок по декоративному творчеству "Каргопольская игрушка", знакомит с особенностью данного промысла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Каргопольская игрушка.
Цели урока:
1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.
2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.
Оборудование:
- Для учащихся:
- модель для раскрашивания " Каргопольская игрушка"
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- тычок (ватная палочка)
- простой карандаш
- стирательная резинка
- Для учителя:
- каргопольские игрушки
- плакаты «Каргопольская игрушка»
- презентации «Каргопольская игрушка»
План урока (45 мин):
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией каргопольских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске: Сказочный мир Каргополя.
Учитель: На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели. В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом
имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия
(Учитель показывает презентации «Каргопольская игрушка», каргопольские игрушки. Обращает внимание на особенности каргопольской игрушки.)
- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.
- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.
- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай. Полкан огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.
-Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. светлый конь-посланник добра, олицетворяет собой радость солнечного света, конь черный несет саму Смерть. всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и детей побольше.
Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина
- Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
Образ женщины связан с образами животворящих сил "матери-сырой земли" и солнца. Земля
по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки закрашивались белой краской.
Роспись по подолу глиняных "баб" словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя
Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?
Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.
Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?
Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.
Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?
Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
Учитель: А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!
(На доске плакаты или презентации поэтапной росписи каргопольской игрушки).
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Литература:
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000.
Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Подвижная игрушка "Неваляшка" для учащихся 1 класса".
Поделка выполнена из картона и цветной бумаги, способ соединения деталей - скручивание проволоки по спирали. Первоклассникам нравится и сам процесс изготовления игрушки, и то, что потом её можно...
Филимоновская игрушка. Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс.
Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.Цели и задачи урока: Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька, с характер...
Методическая разработка «Игры и игровые упражнения на занятиях по программе «Мягкая игрушка»
Методическая разработка по играм и игровым упражнениям, применяемым на учебных занятиях по мягкой игрушке. К методической разработке прилагается презентация дидактической игры "Правильно-неправильно"....
Методическая разработка занятия-игры для 1 класса «Моя любимая игрушка»
Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни, взрослого и ребёнка, а также воспитывать умение общаться, быть искренним и честным....
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
Методическая разработка "Мягкая игрушка"
Данная методическая разработка предназначена для детей 7-10 лет, занимающихся в творческих объе6динениях по декоративно-прикладному творчеству....
Методическая разработка " Глиняная игрушка"
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Презентация рассказывает не только об истории промысла, но и о технологии и...