Планирование 1 класс ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №32»
г. Н. Новгород
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____ / Пичугина О.М. Протокол №____ от «___» _________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя _____ /Титова Н.А. «___» _________ 2016 г. | |
«Утверждаю» Руководитель МБОУ _____/Корнилаева Т.В. «___» _________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1-4 КЛАССЫ
2016 – 2017
учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства учащийся достигнет следующих личностных результатов:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- формирование эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» у учащихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Учащиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» по годам обучения
Цель первого года обучения – побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в нее художника. Искусство видеть не дано человеку от природы. Очень часто люди смотрят, но не видят. Здесь должен быть заложен фундамент развития этой способности во все последующие годы.
Дети приобщаются к трем видам художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, которые являются основой познания единства мира этих визуальных искусств.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» делится на четыре блока: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером-Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером-Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером-Постройки», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Цель второго года обучения – это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
Учебно-воспитательные задачи усложняются с нарастанием эмоционально-образных и художественных представлений.
Программа 2-го класса закладывает фундамент общения с искусством – фундамент радости видеть и понимать. В течение всего этого года обучения в программе проходят как бы две линии образовательно-воспитательных задач, тесно связанных друг с другом. Одна – познание образного строя искусства, другая – развитее познания красоты жизни. Эти линии будут от класса к классу строить разные грани связей искусства с жизнью.
Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.
Тема 2 класса «Ты и искусство» – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. И делится на четыре блока: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас» делится на четыре блока: «Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Одна из основных идей программы: «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей «малой родины» – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» – в создании среды жизни человека.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-ом классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Тема 4 класса - «Каждый народ — художник» делится на четыре блока: «Истоки родного искусства», «Древние города нашей Земли», «Каждый народ Земли – художник», «Искусство объединяет народы». Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе в УМК «Школа России».
№ | № | Тема | Дата | Примечание |
1 | 1 | «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.» | ||
2 | 2 | Введение в предмет. Б. «Как работать кистью и мелками». Рисунок солнца. | ||
3 | 3 | Изображение всюду вокруг нас. Рисунок по замыслу. | ||
4 | 4 | Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса. | ||
5 | 5 | Изображать можно пятном. Изображение пятном. | ||
6 | 6 | Изображать можно в объёме. Лепка с помощью пластилина из природного материала. | ||
7 | 7 | Изображать можно линией. Изображение линией «путаницей» | ||
8 | 8 | Изображать можно линией. Изобрази себя. | ||
9 | 9 | Художник и зрители. Рассматривание художественных произведений. | ||
10 | 10 | Разноцветные краски. Разноцветный коврик. | ||
11 | 11 | Изображать можно то, что не видно. Изображение настроения. | ||
«Знакомство с Мастером Украшения». | ||||
12 | 1 | Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка. | ||
13 | 2 | Красоту надо уметь замечать. Изображение картин природы. | ||
14 | 3 | Узоры на крыльях. Украшение бабочки. | ||
15 | 4 | Красивые рыбы. Украшения рыб. | ||
16 | 5 | Посещение художественной выставки. | ||
17 | 6 | Украшения птиц. Выполнение объёмной аппликации. | ||
18 | 7 | Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента. | ||
19 | 8 | Как украшает себя человек. Рисование сказочного героя. | ||
20 | 9 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Изготовление снежинок. | ||
«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки». | ||||
21 | 1 | Постройки в нашей жизни. Рисование сказочного дома. | ||
22 | 2 | Сказочные постройки. Рисование домика для сказочного героя. | ||
23 | 3 | Домики, которые построила природа. Изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов. | ||
24 | 4 | Дом снаружи и внутри. Рисование дома в виде буквы алфавита. | ||
25 | 5 | Строим город. Лепка города из пластилина. | ||
26 | 6 | Всё имеет своё строение. Выполнение аппликации животного из разных геометрических форм. | ||
27 | 7 | Постройка упаковок. Изготовление сумочки. | ||
28 | 8 | Город, в котором мы живем. Рисование города. | ||
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». | ||||
29 | 1 | Совместная работа трёх братьев – мастеров. «Здравствуй весна!» Рисование весеннего пейзажа. | ||
30 | 2 | Праздник весны. Конструирование птиц. | ||
31 | 3 | Разноцветные жуки. Изображение божьей коровки. | ||
32 | 4 | Сказочная страна. Рисование сказочной страны. | ||
33 | 5 | «Здравствуй лето!» Рисование летнего пейзажа. | ||
34 | 6 | Работа братьев – мастеров в природе. |
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе в УМК «Школа России».
№ | № | Тема | Дата | Примечание |
Чем и как работают художники (8 часов) | ||||
1 | 1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | ||
2 | 2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь | ||
3 | 3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | ||
4 | 4 | «Осенний листопад - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации» | ||
5 | 5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов | ||
6 7 | 6 7 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | ||
8 | 8 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги | ||
Реальность и фантазия (7 часов) | ||||
9 | 1 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность | ||
10 | 2 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | ||
11 | 3 | «Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе | ||
12 | 4 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность | ||
13 | 5 | «Кружевные узоры». Украшение и фантазия | ||
14 | 6 | «Подводный мир». Постройка и реальность | ||
15 | 7 | Постройка и фантазия | ||
О чём говорит искусство (10 часов) | ||||
16 | 1 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись | ||
17 | 2 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны») | ||
18 | 3 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | ||
19 | 4 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | ||
20 | 5 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях | ||
21 | 6 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения | ||
22 | 7 | «Морозные узоры». Украшение и реальность | ||
23 | 8 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | ||
24 25 | 9 10 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | ||
Как говорит искусство (9 часов) | ||||
26 | 1 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета | ||
27 | 2 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») | ||
28 | 3 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | ||
29 | 4 | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий | ||
30 | 5 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения | ||
31 | 6 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) | ||
32 | 7 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) | ||
33 | 8 | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | ||
34 | 9 | Музеи искусств | ||
35 36 | 1 2 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина |
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе в УМК «Школа России».
№ | № | Тема | Дата | Примечание |
1 | 1 | Осенний вернисаж | ||
2 | 2 | Красота букетов из Жостова. Твоя посуда | ||
3 | 3 | Мамин платок | ||
4 | 4 | Обои и шторы в твоем доме | ||
5 6 | 5 6 | Твои игрушки (озорной товар) | ||
7 | 7 | Иллюстрация твоей книжки | ||
8 | 8 | Иллюстрирование русских народных потешек | ||
9 | 9 | Поздравительная открытка | ||
10 | 10 | Букет цветов | ||
11 12 | 11 12 | Декор русской избы. В мире народного зодчества | ||
13 | 13 | Парки, скверы, бульвары, города | ||
14 | 14 | Транспорт в городе | ||
15 | 15 | Витрины магазинов | ||
16 | 16 | Образ театрального героя. Эскиз куклы | ||
17 | 17 | Образ театрального героя. Силуэт загадка | ||
18 19 | 18 19 | Театр кукол (голова и костюм куклы) | ||
20 21 | 20 21 | Карнавальные маски | ||
22 | 22 | Театральный занавес | ||
23 | 23 | Сувенирная кукла | ||
24 | 24 | Афиша, плакат к спектаклю | ||
25 | 25 | Цирковое представление. Художник и цирк | ||
26 | 26 | Музей искусств (интерьер музея) | ||
27 | 27 | Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты | ||
28 | 28 | Красота российских далей | ||
29 | 29 | Портрет друга | ||
30 | 30 | Скульптуры известных мастеров | ||
31 | 31 | Музеи архитектуры | ||
32 | 32 | Лоскутный коврик. Коллаж. | ||
33 | 33 | Музеи народного искусства | ||
34 | 34 | Ступени художественного образования. Урок обобщения |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе в УМК «Школа России».
№ | № | Тема | Примечание | |||||||
Истоки родного искусства (8 ч) | ||||||||||
1 | 1 | Пейзаж родной земли. Осенний вернисаж. | ||||||||
2 | 2 | Пейзаж родной земли. Березовая роща. | ||||||||
3 | 3 | Гармония жилья с природой. | ||||||||
4 | 4 | Деревня - деревянный мир | ||||||||
5 | 5 | Образ русского человека (женский образ) | ||||||||
6 | 6 | Образ русского человека (мужской образ) | ||||||||
7 | 7 | Воспевание труда в искусстве | ||||||||
8 | 8 | Народные праздники. Ярмарка. | ||||||||
Древние города нашей земли (7 ч ) | ||||||||||
9 | 1 | Древнерусский город - крепость | ||||||||
10 | 2 | Древние соборы | ||||||||
11 | 3 | Древний город и его жители | ||||||||
12 | 4 | Древнерусские воины- защитники | ||||||||
13 | 5 | Города Русской земли. Золотое кольцо России | ||||||||
14 | 6 | Узорочье теремов. Изразцы | ||||||||
15 | 7 | Праздничный пир в теремных палатах. | ||||||||
Каждый народ — художник (11 ч) | ||||||||||
16 | 1 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек | ||||||||
17 | 2 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | ||||||||
18 | 3 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | ||||||||
19 | 4 | Искусство народов гор и степей | ||||||||
20 | 5 | Образ художественной культуры Средней Азии | ||||||||
21 | 6 | Образ красоты древнегреческого человека | ||||||||
22 | 7 | Древнегреческая культура | ||||||||
23 | 8 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции | ||||||||
24 | 9 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура | ||||||||
25 | 10 | Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха | ||||||||
26 | 11 | Многообразие художественных культур в мире. | ||||||||
Искусство объединяет народы (8 ч) | ||||||||||
27 | 1 | Портрет мамы | ||||||||
28 | 2 | Я и моя мама | ||||||||
29 | 3 | Все народы воспевают мудрость старости | ||||||||
30 | 4 | Сопереживание – великая тема искусства | ||||||||
31 | 5 | Герои, борцы и защитники | ||||||||
32 | 6 | Герои, борцы и защитники (лепка) | ||||||||
33 | 7 | Юность и надежды | ||||||||
34 | 8 | Искусство народов мира. | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...