рабочая программа по ИЗО 4 кл Школа России ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Евгения Валерьевна Соболева

рабочаяпрограммапоИЗО4клШколаРоссииФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России,  академика РАО Б.Н. Неменского.

       Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями.
  • Устав МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района Республики Бурятия;
  • ООП НОО МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района Республики Бурятия.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.  

В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

В процессе обучения ИЗО в 4 классе предполагается изучение национально – регионального компонента.

Задачи обучения предмету в рамках регионального содержания:

  1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального образовательного стандарта по предмету на основе знаний о своей малой родине, Республике Бурятия.
  2. Воспитывать у школьников чувство уважения к историческому прошлому и настоящему народа, проживающему в Бурятии, его культуре, национальным традициям и обычаям.
  3. Способствовать формированию личности ученика – активного участника общения, осознающего себя гражданином РБ, России, умеющего достойно представлять себя, Отечество и свою малую Родину.

Образование в рамках регионального содержания осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать, осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
  • формирование знаний об истории, культуре,  реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
  • осознание вклада родного края в мировую культуру.

Перечень тем:

  •  ИЗО и художественные промыслы Республики Бурятия
  • Как изобразить доброе и красивое
  •  Красота в окружающем мире
  • Краски зимнего Байкала
  • Наша природа зимой
  • Орнамент и бурятской одежде
  • Жилище бурят

Срок реализации программы 1год.

 

  1. Общая характеристика курса

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

-использование различных художественных материалов, приемов;

-изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

-передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;

-выражение настроения художественными средствами;

-использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

- использование знаний графической грамоты;

-использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

-передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:

-восприятие учебного материала

- осмысление

- усвоение

- применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

  1. Место предмета в учебном плане

На изучение курса «ИЗО» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).

Четверть

Количество рабочих недель

Учебная нагрузка

1

8

9

2

8

7

3

10

10

4

8

8

год

34

34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5. Результаты изучения курса в  4 классе

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

 Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.  

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других   народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  •  формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;  
  • осознанное стремление к освоению новых задач, знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;  овладение практическими умениями и навыками  в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а так же в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.

6. Содержание курса.

 Истоки родного искусства. (8ч.)

«Пейзаж родной природы». Рисование: изображение российской природы.

«Пейзаж родной природы». Рисование: изображение российской природы.

«Деревня – деревянный мир». Рисование: образ русской избы.

«Деревня – деревянный мир». Коллективная работа – пространственная постройка: создание панно: образ традиционной русской деревни.

«Красота человека». Рисование: изображение образа русской красавицы.

«Красота человека». Работа с бумагой и тканью: образ русской крестьянки в традиционном наряде.

«Народные праздники». Работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация.

«Народные праздники». Создание коллективной работы.

Древние города нашей земли. (7ч.)

«Родной угол». Работа с бумагой: составление разных обликов зданий из одинаковых бумажных заготовок – прямоугольников.

«Древние соборы». Работа с бумагой: продолжение работы по созданию макета древнего города.

«Города русской земли». Работа с бумагой: завершение работы по созданию макета древнего города.

«Древнерусские воины – защитники». Рисование: образы русских воинов.

«Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва». Рисование: изображение образа древнерусского города.

«Узорочье теремов». Рисование: изображение интерьера теремных палат.

«Пир в теремных палатах». Рисование: создание картины праздника в теремном интерьере.

Каждый народ - художник. (11ч.)

«Страна восходящего солнца». Рисование: образ японки.

«Страна восходящего солнца». Коллективная работа: аппликация: панно «Праздник в Японии».

«Народы гор и степей». Рисование: сцена жизни людей в степи.

«Народы гор и степей». Рисование: сцена жизни людей в горах.

«Города в пустыне». Аппликация: создание природы и образов пустыни.

«Древняя Эллада». Рисование: греческий пейзаж.

«Древняя Эллада». Аппликация: изображение греческих ваз.

«Древняя Эллада». Коллективная работа: создание панно «Древнегреческий праздник. Олимпиада».

«Европейские города Средневековья». Создание модели витража.

«Европейские города Средневековья». Создание аппликации улицы города.

«Многообразие художественных культур в мире». Устройство выставки и демонстрация лучших работ.

Искусство объединяет народы. (8ч.)

«Материнство». Рисование: мать и дитя.

«Материнство». Рисование: мать и дитя.

«Мудрость старости». Рисование: изображение образа любимого пожилого человека и его внутреннего мира.

«Сопереживание». Рисование: образ, вызывающий сочувствие.

«Герои – защитники». Лепка из пластилина: образ народных героев.

«Юность и надежды». Рисование: образы молодости, красоты и счастья.

«Искусство объединяет народы». Устройство выставки и демонстрация лучших работ.

«Каждый народ – художник». Обобщающий урок « Игра – викторина».

           

                                       

       


7. Тематическое планирование  с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий

Тема урока (тип урока)

Основное содержание

Целевая установка

Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

Форма контроля

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей – среднерусского, горного, степного, таёжного. Разнообразие природной среды  и особенности среднерусской природы. характерные черты, красота родного для ребёнка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И.Шишкин, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Левитан, И Грабарь). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года. Задание: изображение российской природы(пейзаж) материалы : гуашь, кисти, бумага) . Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений – представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение её частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные  виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота. Амбары, колодцы. Деревянная  храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества. Задание:1(изображение избы или её моделирование из бумаги 2)создание образа традиционной деревни: коллективное панно. Материалы: гуашь. Кисти, бумага, ножницы, резак, клей. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определ. природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного  убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в произведениях художников. Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.  Праздник – народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники:  осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, Задание:создание коллективного панно на тему народного праздника.

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природыразных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью

Познавательные:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

Текущий

2

Пейзаж родной земли

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)

Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

3

Деревня - деревянный мир

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Учиться изображать графическими или живописными средствами образ русской избы.

Познавательные:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Овладевать навыками коллективной деятельности, ра-

Текущий

4

Деревня - деревянный мир

Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей

Текущий

5

Красота

человека

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрыватьтрадиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)

Называть различные виды изб. Объяснять разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений

Познавательные:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы

Текущий

6

Красота

человека

Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональноговосприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

7

Народные

праздники

Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариантзадания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни

Познавательные:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Текущий

8

Народные

праздники

(обобщение

темы)

Характеризоватьи эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов,

И Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни

Текущий

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Родной угол

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление ,которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города.  Понятия горизонталь. Вертикаль, их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников :Васнецов, Билибин. Рерих, Рябушкин). Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Конструкция и символика древнерусского каменного храма. Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма. Вариант задания: изображение храма. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад- основные структурные части города. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля.

Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.).

Понимать и объяснять роль и значение древнерус архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Называть картины художников, изображающ. древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Понимать значения слов «вертикаль»и«горизонталь»

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или по-

стройка макета здания; изобразительное решение)

Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей простр-ство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

Текущий

10

Древние

Соборы

Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.

Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.

Текущий

11

Города

Русской земли

Текущий

12

Древнерусские воины- защитники

Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.

Текущий

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.

Текущий

14

Узорочье

теремов

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с архитектурой города.

Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусск архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Понимать значение слова «изразцы»

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,графике, моделированию и т.д.

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Текущий

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат. Использовать материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти

Текущий

Каждый народ - художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки – свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования. Традиционные постройки. Храм- погода. Изящная конструкция погоды, напоминающая дерево. Образ женской красоты – изящные ломкие линии. Традиционные праздники: «праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Задание: изображение природы через характерные детали; изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, причёски; создание коллективного панно « Праздник хризантем» (коллаж). Материалы: бумага, гуашь, пастель, карандаши. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселение в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции. Род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его назначение. Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Города в пустыне. Мощные портально- купольные постройки с толстыми стенами из глины. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход. Орнаментальный характер культуры. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Задание: создание образа древнего среднеазиатского города. Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Афинский акрополь – главный памятник греческой культуры. Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни. Праздники: олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Задание: изображение греческих храмов для панно создание коллективного панно «Древнегреческий праздник». материалы: бумага, ножницы, клей. Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремлённость вверх. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа,  сословное разделение людей. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города». Художественные культуры мира – это пространственно – предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Выставка работ и беседа на тему « каждый народ – художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Рассказывать о художественной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.

Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей,

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художеств. культуре. Иметь представления о целостности и внутренн. обоснованности различных худ. культур.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). Приобретать новые навыки в изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,графике, моделированию и т.д.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Текущий

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу- объёме бумажной куклы в кимоно)

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Приобретать новые навыки в изображении человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их

Текущий

19

Народы гор и степей

Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель,пастель, карандаши, ножницы, клей

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,графике, моделированию и т.д.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их

Текущий

20

Народы гор и степей

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу

Понимать и объяснить разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

Текущий

21

Города в пустыне

Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,графике, моделированию

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении

Текущий

22

Древняя

Эллада

Рассказывать о городах в пустыне.

Видеть орнаментальный характер культуры.

Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

Текущий

23

Древняя

Эллада

Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;

Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах)

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром

Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

24

Европейские города средневековья

Рассказывать о повседневной жизни.

Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.

Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).

Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

Текущий

25

Европейские города средневековья

Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.

Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе,сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Понимать значение выражения «готический стиль»

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства з соответствии гармонии человека с окружающим миром

Текущий

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей

Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Текущий

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Материнство

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Тема материнства – вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства : образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве хх века. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения. Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь. мелки, пастель, бумага. Искусство разных народов несёт в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором.(больное животное, погибшее дерево). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Все народы имеют своих героев- защитников и воспевают их в своём искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Задание: лепка эскиза памятника герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах. материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага. восприятие произведений станкового искусства – духовная работа, творчество зрителя,  влияющего на его внутренний мир и представления о жизни.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от пр-ний искусства и жизни

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Текущий

28

Материнство

Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Текущий

29

Мудрость

старости

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

30

Сопереживание

Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.

Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произ-ях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром

Текущий

31

Герои-

защитники

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-за- щитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.

Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героич. образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт созд-ания проекта памятника героям (в объеме).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Текущий

32

Юность и надежды

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

Текущий

33-34

Искусство народов мира (обобщение темы)

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры

Осуществлять анализ объектов выделением существенных и несущественных признаком; строить. рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Строить рассуждения н форме связи простых суждений об объекте, его строении

Текущий


8. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Литература:

1. Н. Б. Неменский, Неменская. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс. М.: «Просвещение». 2012

Оборудование:

Раздаточный материал

Краски акварельные                      Краски гуашевые

Тушь                                                Ручка с перьями

Бумага А3, А4                                Бумага  цветная

Фломастеры                                    Восковые мелки

Пастель                                           Сангина

Уголь                                               Кисти беличьи

Емкости для воды                          Стеки (набор)

Пластилин                                       Клей

Ножницы                                         Рамы для оформления  работ

Наглядные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.  

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Электронные образовательные ресурсы

Экранно-звуковые пособия:

  • Основы декоративно-прикладного искусства.

Интернет-ресурсы.

       http://festival.september.ru

       http://iskusstvo.nios.ru

       http://solnet.ee

       http://school.univertv.ru/   - видеоуроки

       http://www.ped-sovet.ru/

       http://www.rusedu.ru/

       http://metodisty.ru/

       http://www.proshkolu.ru/

       http://www.openclass.ru/

       http://forum.in-ku.com/

       http://www.zavuch.info/

       http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

       http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

       http://www.koob.ru/books/draw/  по ИЗО – репродукции.

       http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о живописи.

Технические средства обучения

  1. Классная (магнитная) доска.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Персональный компьютер с принтером.

9, Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 4 класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

-        эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;

-        система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;

-        устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

  • чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
  • приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
  • позитивная самооценка и самоуважение;
  • основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-        потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-        понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение

к событиям и явлениям окружающего мира;

  • чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
  • осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
  • способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;

-        планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

  • контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
  • вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
  • осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
  • - преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
  • высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
  • действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • анализировать произведения искусства;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;

воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
  • устанавливать аналогии;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
  • воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

-        расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях  культуры;

  • фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
  • соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
  • произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
  • продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
  • воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
  • контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

-        стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
  • выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности.

Обучающийся научится:

  • воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
  • воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
  • узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
  • выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
  • отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
  • понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
  • использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
  • работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

-        различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
  • использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
  • создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
  • искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
  • применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
  • выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы;  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
  • пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
  • использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
  • изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
  • пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

-        изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;

  • передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
  • осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;

-        четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше  - меньше;

  • владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
  • создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Обучающийся научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
  • любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
  • узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
  • выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
  • создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;

-        узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
  • передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
  • передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
  • изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
  • участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.

- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;

- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.

Форма контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки.

Формы контроля уровня обученности: викторины,  кроссворды, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ, тестирование. Стартового контроля в программе не предусмотрено.

Система оценки достижения.

Объектом оценки результатов освоения предмета является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ  являются: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения, техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Этапы оценивания детского рисунка:

Ø  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

Ø  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

Ø  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

Ø  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

Ø  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося («зачет» или «не зачет»).

Оценка «зачет» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна; поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок; поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «незачет»- поставленные задачи не выполнены. 

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

 качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

 степень самостоятельности в выполнении работы;

 уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

В первом классе допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Календарно-тематическое планирование

по курсу «ИЗО»

___4__ класс

№ урока

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть. 9 ч.

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли

1

2.9

2

Пейзаж родной земли

1

9.9

3

Деревня - деревянный мир

1

16.9

4

Деревня - деревянный мир

1

23.9

5

Красота человека

1

30.9

6

Красота человека

1

7.10

7

Народные праздники

1

14.10

8

Народные праздники (обобщение темы)

1

21.10

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Родной угол

1

28.10

2 четверть. 7 ч.

10

Древние соборы

1

11.11

11

Города Русской земли

1

18.11

12

Древнерусские воины- защитники

1

25.11

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1

2.12

14

Узорочье теремов

1

9.12

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

16.12

Каждый народ - художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1

23.12

3 четверть. 10 ч.

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1

13.1

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1

20.1

19

Народы гор и степей

1

27.1

20

Народы гор и степей

1

3.2

21

Города в пустыне

1

10.2

22

Древняя Эллада

1

17.2

23

Древняя Эллада

1

3.3

24

Европейские города средневековья

1

10.3

25

Европейские города средневековья

1

17.3

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

24.3

4 четверть. 8 ч.

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Материнство

1

7.4

28

Материнство

1

14.4

29

Мудрость старости

1

21.4

30

Сопереживание

1

28.4

31

Герои-защитники

1

5.5

32

Юность и надежды

1

12.5

33-34

Искусство народов мира (обобщение темы)

2

19.5

26.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

рабочая программа по математике 3класс "Школа россии" ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по математике для 3 класса по УМК "Школа России" с учетом ФГОС...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России" ФГОС II поколения

Рабочие программы за 2 класс УМК "Школа Росии" отвечают требованием ФГОС II  поколения....

Рабочие программы 3 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочие программы: русский язык (Л.М. Зеленина), литературное чтение (Л.Ф. Климанова), математика (М.И. Моро), окружающий мир (А.А. Плешаков), информатика (А.В. Горячев), технология (Н. И. Роговцева),...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС 3 кл.

Данная рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, работающих в 3 классе по учебно-методическому комплекту "Школа России". Программа включает в себя пояснит...