Презентация Полхов-Майданская роспись
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
В данной презентации предоставлена информация об истории и технологии создания Полхов- Майданской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полхов-Майданская роспись | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шкатулка с выжиганием и росписью
Технология росписи Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Технология росписи Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 800 С (6 -8 г краски на1 л воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.
Элементы цветов
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
Артель «Красная заря» В 1928—1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи. Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Крутецкие мастера В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.
Крутецкие мастера
Объединение «Полх-Майданская роспись» В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» – Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...
Презентация "Гжельская роспись" к конспекту урока по изобразительному искусству "Народно-декоративное творчество. Гжельская роспись".
Данная презентация подходит для использования в работе с интерактивной доской....
Внеклассное занятие «Полхов – Майданская игрушка»
Данный материал представляет собой разработку внеклассного занятия, которое цесесообразно провести во 2 - 3 классах....
План методического объединения учителей начальных классов МБОУ "Полх - Майданская средняя школа"
План работы методического объединения учителей начальных классов за последние 3 года...
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....