Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С. Хамнаева»
СОГЛАСОВАНО ________________ Зам.директора по УВР Маладаева М.В. « » сентября 2016 | УТВЕРЖДЕНО ________________ Директор школы Гармаев С.В. « » сентября 2016 |
Рабочая программа
курса
«Изобразительное искусство»
первый класс
Составитель/ Разработчик программы
Эрдыниева Чимита Хобисхаловна
Квалификация _первая_
Педагогический стаж _31
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» адресована обучающимся первого класса Улюнской средней общеобразовательной школы имени Сахара Хамнаева. Данная программа разработана в соответствии с:
- УМК «Школа России»
- федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Концепция программы. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка..
Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы); инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.); также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Сроки реализации программы – 1 год
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего в 1 классе — 33 ч в год,
Особенности организации учебного процесса
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Контрольные работы | |
Уроки | Л р П р Экскурсии | ||||
1. | Ты изображаешь. | 7 | 5 | 2 | |
2. | Ты украшаешь. | 10 | 5 | 5 | |
3. | Ты строишь. | 11 | 11 | ||
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 5 | ||
Итого | 33ч |
Содержание программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (7 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (10 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Формы контроля | Дата проведения | Примечание | |||
по плану и | фактически | |||||||
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗБРАЖЕНИЯ. | ||||||||
1. | Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобраз. искусство». Чему мы будем учиться на уроках Кабинет искусства — художественная мастерская. | Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Выставка | 05.09 | ||||
2-3 | Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Сравнение по форме разл. листьев и выявление ее геометрич. основы. Использование разн. по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (из каких простых форм состоит тело у животных). Изображать на плоскости заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | Самостоятел. работа | 12.09 19.09 | ||||
4 | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | Самостоятел. работа | 26.09 | ||||
5. | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы | Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. | Самостоятел. работа | 03.10 | ||||
6. | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). | Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | Самостоятел. работа | 10.10 | ||||
7. | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). | Самостоятел. работа | 17.10 | ||||
8. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Изображать радость или грусть (работа гуашью). | Самостоятел. работа | 24.10 | ||||
9-10. | Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художествен. творчества и опыт восприятия искус-ва. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понят. «произведение искусства». Картина. Скульптура. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной худож. деятельности, а также деятельности одноклассников. | Выставка работ | 07.11 | ||||
ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ. | ||||||||
11. | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Индивидуально-коллективная работа | 14.11 | ||||
12. | Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. | Знакомство с новыми возможностями художест. материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, бумагопластики. Изображать бабочек (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Узоры на крыльях бабочек». | Самостработа | 21.11 | ||||
13. | Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), создан. человеком. Разнообразие орнаментов и их применение. Прир. и изобразительные мотивы в орнаменте. | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Красивые рыбы» | Самост.работа | 28.11 | ||||
14. | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Изображать птиц (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц» | Самост работа | 05.12 | ||||
15- 16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Нов. году.Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогод. украшения. Новогод. гирлянды, елочные игрушки. | Самостработа | 12,19. 12 | ||||
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ. | ||||||||
17. | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома, для кого их строить и из каких материалов. Изображать придуманные дома для себя и друзей. | Самост работа | 26.12 | ||||
18. | Дома бывают разными Многообразие архитектур. построек и их назначение. Соотношение внешн. вида здания и его назначения. Составные части дома | Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. | Самост работа | 09.01 | ||||
19. | Домики, которые построила природа. Природн. постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. | Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). | Самост работа | 16.01 | ||||
20. | Какие можно придумать дома. | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | Самостоятел. работа | 23.01 | ||||
21. | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. | Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. | Самостработа | 30.01 | ||||
22. | Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | Самостработа | 06.02 | ||||
23. | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать из бумаги (или коробочек) дома, создавать коллективный макет игрового городка. | Индивидуал-коллективная работа | 20.03 | ||||
24. | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрич. форм изображения животных в технике аппликации. | Самост работа | 06.03 | ||||
25-26. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. | Самостработа | 13.03 | ||||
27. | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. | Беседа, зарисовки | 20.03 | |||||
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ | Коллективная работа | |||||||
28. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов худож. деятельности: участвуют в процессе создания практическ. работы и в анализе произвед. искусства; у каждого своя функция. | Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | Выставка работ, беседа | 03.04 | ||||
29. | «Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | Коллективная работа | 10.04 | ||||
30. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы. | Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, бабочки) и украшение их. Придумывать, как достраивать простые формы, изображая различн. насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств художеств. материалов. | Самостоятел. работа | 17.04 | ||||
31. | Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». | Коллективная работа | 24.05 | ||||
32-33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | Самостработа | 15.05- 22.05 |
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся
В результате изучения курса изобразительное искусство в 1 классе обучающиеся должны
Знать:
-значение изобразительной деятельности в жизни людей;
-что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств.
Уметь выражать образ, настроение с помощью красок.
Уметь:
-нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать;
-уметь выражать образ, настроение с помощью красок;
-уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное
Оценка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2»
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
Учебно-методическое обеспечение
1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2012.
2.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2012.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Презентация по теме "Красная книга России" Окружающий мир 2 класс(УМК Школа России)
Данная презентация составлена по проектам учащихся для открытого урока по Окружающиму миру в ходе которого дети защищали свои проекты по данной теме....
Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро
Итоговая контрольная работа по математикеза 2 классПрограмма «Школа России»Учебник М.И. Морро...
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...