Планирование
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Лисина Светлана Алексеевна

Планирование 1 класс 21 век изо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗО52.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Утверждено

приказом директора МБОУ школа № 39

от _____________________№ ________

Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства

1 класс

Разработала

учитель начальных классов

Лисина С.А.

2016 год

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

16

Развитие фантазии и воображения

11

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого:

33

Календарно - тематическое планирование  на 1 класс

п/п

№ по теме,

кол-во часов

Разделы,

темы

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Оборудование

Дата

4

Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)

1

1

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

Урок-экскурсия

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью

07.09

2

2

Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника

Урок-игра

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для изображения

Гуашь, альбом, кисти

14.09

3

3

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности

Урок-экскурсия

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению

21.09

4

4

Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

Урок-игра

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе

Альбом, гуашь, кисти

28.09

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

5

1

Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес

Экскурсия

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

05.10

5

Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)

6

1

Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Урок-игра

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)

Альбом, цветные карандаши

12.10

7

2

Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве

Урок-экскурсия

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)

19.10

8

3

Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

Урок-игра

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Работать разными мягкими материалами

Фломастеры, цветные карандаши, альбом

26.10

9

4

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

УОНЗ

Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Иметь представление о набросках и зарисовках

09.11

10

5

Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

УОНЗ

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ

Гуашь, кисти, альбом

16.11

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

11

1

Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью

УОНЗ

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления и объяснять их

Иллюстрации учебника

23.11

4

Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)

12

1

Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

УОНЗ

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек

Пластилин, дощечка, стека

30.11

13

2

Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под

УОНЗ

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

Пластилин, дощечка, стека

07.12

14

3

Развитие индивидуального чувства формы

УОНЗ

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме

Пластилин, дощечка, стека

14.12

15

4

Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

УОНЗ

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции

Пластилин, дощечка, стека

21.12

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

16

1

Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

УОНЗ

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»

11.01

3

Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир)

17

1

Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

УОНЗ

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы

Цветная бумага, ножницы

18.01

18

2

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

УОНЗ

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

Цветные карандаши, альбом

25.01

19

3

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

УОНЗ

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

Гуашь, палитра, альбом, кисти

01.02

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

20

1

 Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

УОНЗ

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события

08.02

11

Развитие фантазии и воображения.

21

1

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

УОНЗ

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения

Гуашь, кисти, палитра, альбом

22.02

22

2

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

УОНЗ

Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)

Кисти, гуашь, палитра, альбом

01.03

23

3

Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

УОНЗ

Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изогнутые. Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы. Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы.

Гуашь,

альбом, кисти

15.03

24

4

Изображение движения

УОНЗ

Передавать движение и настроение в рисунке. Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь. Уметь работать в группе. Фиксировать внимание на объектах окружающего мира. Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.

Кисти, гуашь, палитра, альбом

25

5

Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

УОНЗ

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук».

Кисти, гуашь, палитра, альбом

29.03

26

6

Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку

УОНЗ

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель.

Кисти, гуашь, палитра, альбом

05.04

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

27

1

Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта  в скульптуре

УОНЗ

Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности

12.04

5

Развитие фантазии и воображения.

28

1

Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме

УОНЗ

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

Пластилин, дощечка, стека

19.04

29

2

Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

УОНЗ

Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью

Готовые формы, клей, ножницы, пластилин, картон

26.04

30

3

Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)

УОНЗ

Создавать образ интерьера по описанию. Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.

Кисти, гуашь, палитра, альбом

03.05

31

4

Форма и украшение в народном искусстве

УОНЗ

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции.

Пластилин, дощечка, стека

10.05

Итоговая аттестация

Итоговая  творческая работа

17.05

32

5

Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

УОНЗ

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

Цветная бумага, ножницы, клей

17.05

1

Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика)

33

1

Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

УОНЗ

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного

24.05

Условные обозначения:

УОНЗ-урок открытия новых знаний

УР-урок рефлексии

УОН-урок общеметодологической направленности

УРК-урок развивающего контроля

Учебно-методическое обеспечение

Учебник

Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. –  М.:Вентана-Граф, 2011.

Дидактическая литература Изобразительное искусство: 1  класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.  – М.:Вентана-Граф, 2014.

Методическая литература

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Богданова Н. В. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013

Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков. – М.: Вентана- Граф, 2013

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html

http://webstarco.narod.ru/20vek/big/kustodiev21.html

http://tphv.ru/ivanov/ivanov2.php

http://art-kartina.ru/jiv-ivanovsv.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике. 2 класс.

Данное планирование предназначено для учителей индивидуального обучения ( 2 часа в неделю)....

Планирование уроков изобразительного искусства

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по у...