Планирование
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Утверждено приказом директора МБОУ школа № 39 от _____________________№ ________ |
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
1 класс
Разработала
учитель начальных классов
Лисина С.А.
2016 год
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 16 |
Развитие фантазии и воображения | 11 |
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 |
Итого: | 33 |
Календарно - тематическое планирование на 1 класс
№ п/п | № по теме, кол-во часов | Разделы, темы | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Оборудование | Дата | |
4 | Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир) | ||||||
1 | 1 | Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой) | Урок-экскурсия | Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью | 07.09 | ||
2 | 2 | Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника | Урок-игра | Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). | Гуашь, альбом, кисти | 14.09 | |
3 | 3 | Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности | Урок-экскурсия | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению | 21.09 | ||
4 | 4 | Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции | Урок-игра | Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе | Альбом, гуашь, кисти | 28.09 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
5 | 1 | Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес | Экскурсия | Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии | 05.10 | ||
5 | Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир) | ||||||
6 | 1 | Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений | Урок-игра | Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. | Альбом, цветные карандаши | 12.10 | |
7 | 2 | Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве | Урок-экскурсия | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц) | 19.10 | ||
8 | 3 | Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции | Урок-игра | Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой. Работать разными мягкими материалами | Фломастеры, цветные карандаши, альбом | 26.10 | |
9 | 4 | Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве | УОНЗ | Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках | 09.11 | ||
10 | 5 | Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски | УОНЗ | Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. | Гуашь, кисти, альбом | 16.11 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
11 | 1 | Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью | УОНЗ | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их | Иллюстрации учебника | 23.11 | |
4 | Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир) | ||||||
12 | 1 | Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб | УОНЗ | Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач). | Пластилин, дощечка, стека | 30.11 | |
13 | 2 | Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под | УОНЗ | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. | Пластилин, дощечка, стека | 07.12 | |
14 | 3 | Развитие индивидуального чувства формы | УОНЗ | Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. | Пластилин, дощечка, стека | 14.12 | |
15 | 4 | Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов | УОНЗ | Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции | Пластилин, дощечка, стека | 21.12 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
16 | 1 | Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина) | УОНЗ | Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор» | 11.01 | ||
3 | Развитие дифференцированного зрения (ИЗО и окружающий мир) | ||||||
17 | 1 | Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики | УОНЗ | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы | Цветная бумага, ножницы | 18.01 | |
18 | 2 | Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве | УОНЗ | Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др. | Цветные карандаши, альбом | 25.01 | |
19 | 3 | Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение | УОНЗ | Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. | Гуашь, палитра, альбом, кисти | 01.02 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
20 | 1 | Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности | УОНЗ | Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события | 08.02 | ||
11 | Развитие фантазии и воображения. | ||||||
21 | 1 | Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии» | УОНЗ | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения | Гуашь, кисти, палитра, альбом | 22.02 | |
22 | 2 | Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет | УОНЗ | Отображать контраст и нюанс в рисунке. | Кисти, гуашь, палитра, альбом | 01.03 | |
23 | 3 | Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях | УОНЗ | Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изогнутые. Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы. Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы. | Гуашь, альбом, кисти | 15.03 | |
24 | 4 | Изображение движения | УОНЗ | Передавать движение и настроение в рисунке. Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь. Уметь работать в группе. Фиксировать внимание на объектах окружающего мира. Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям. | Кисти, гуашь, палитра, альбом | ||
25 | 5 | Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном | УОНЗ | Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук». | Кисти, гуашь, палитра, альбом | 29.03 | |
26 | 6 | Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку | УОНЗ | Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель. | Кисти, гуашь, палитра, альбом | 05.04 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
27 | 1 | Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре | УОНЗ | Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности | 12.04 | ||
5 | Развитие фантазии и воображения. | ||||||
28 | 1 | Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме | УОНЗ | Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм. | Пластилин, дощечка, стека | 19.04 | |
29 | 2 | Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений | УОНЗ | Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью | Готовые формы, клей, ножницы, пластилин, картон | 26.04 | |
30 | 3 | Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера) | УОНЗ | Создавать образ интерьера по описанию. Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др. | Кисти, гуашь, палитра, альбом | 03.05 | |
31 | 4 | Форма и украшение в народном искусстве | УОНЗ | Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции. | Пластилин, дощечка, стека | 10.05 | |
Итоговая аттестация Итоговая творческая работа | 17.05 | ||||||
32 | 5 | Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении | УОНЗ | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности | Цветная бумага, ножницы, клей | 17.05 | |
1 | Художественно-образное восприятие ИЗО (музейная педагогика) | ||||||
33 | 1 | Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом | УОНЗ | Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного | 24.05 |
Условные обозначения:
УОНЗ-урок открытия новых знаний
УР-урок рефлексии
УОН-урок общеметодологической направленности
УРК-урок развивающего контроля
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2011.
Дидактическая литература Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2014.
Методическая литература
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Богданова Н. В. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013
Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков. – М.: Вентана- Граф, 2013
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html
http://webstarco.narod.ru/20vek/big/kustodiev21.html
http://tphv.ru/ivanov/ivanov2.php
http://art-kartina.ru/jiv-ivanovsv.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по математике. 2 класс.
Данное планирование предназначено для учителей индивидуального обучения ( 2 часа в неделю)....
Планирование уроков изобразительного искусства
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по у...
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....