Формирование экологического мировоззрения и бережного отношения к окружающему миру через применение нетрадиционных приемов на уроках изобразительного искусства и художественного труда
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Запорожец Елена Юрьевна

 

В работе содержится материал, связывающий темы экологии со школьными предметами: окружающим миром и изобразительным искусством и художественным трудом. Использование на уроках ИЗО и художественного труда нетрадиционных приемов рисования.

       Работа может быть использована учителями начальных классов, организаторами внеклассной работы и воспитателями ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

город Гусь – Хрустальный

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением предметов

имени кавалера ордена Красной Звезды А.А. Кузора»

(МБОУ «СОШ №2»)

Материалы для научно – практической конференции

Формирование экологического мировоззрения  и бережного отношения к окружающему миру

через применение нетрадиционных приемов

на уроках   изобразительного искусства и художественного труда.

C:\Users\Школа\Desktop\запорожец лена.jpg

Выполнила:

учитель начальных классов

Запорожец Елена Юрьевна

(д.р.26.02.1968)

ул. Каховского, д.5, кв. 178

тел. 8(49241)32834

Гусь – Хрустальный, 2017 г.

       

 «Экология как наука о взаимоотношениях между растительным, животным миром и окружающей средой в последние годы значительно усложнилась философскими, социальными, экономическими, техническими и географическими аспектами. Экологическое мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, являющегося ее продуктом и неотъемлемой составной частью. На современном этапе выделяют два вида экологического мировоззрения: антропоцентрическое и экоцентрическое. В процессе формирования личности человека должно сформироваться экоцентрическое мировоззрение, которое рассматривает человека как часть природы и поэтому заботящегося о ней, как среде своего обитания.

         Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных метасистем: природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и техногенной (искусственные сооружения, здания, города и промцентры).

         В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.»

          В наше время каждый знает или слышал слово экология. Ребенок с детства быстро всему учится и все запоминает. Бросил взрослый на глазах ребенка мусор не в урну, не убрал за собой дома, на природе и все, малыш сделает точно также. А ведь каждая мамочка хочет воспитать своего малыша правильно: убирать за собой игрушки, вешать свою одежду, мыть за собой посуду и так далее. А для этого недостаточно только заставлять делать, нужно показывать на своем примере. Плохому учатся быстро. А вот как научить хорошим манерам? Этому тоже нужно учиться с детства.

         Конечно об экологии начинают говорить уже с детского сада. И знания детей пополняются по мере их взросления. Приходя в школу, они узнают еще больше о природе, об окружающем мире, о добре. Узнавать что - то новое помогает учитель на уроках. Экология тесно связана со всеми школьными предметами, но не всегда и не очень много есть тем, которые входят в программу.

         Начиная с первого класса, я стараюсь говорить об экологии больше. Очень тесно связываю эту тему с уроками изобразительного искусства и художественного труда. Уже на первом уроке мы проводим беседу о предметах, которыми будем пользоваться на рисовании- бумаге, кисточках, карандашах, из чего они сделаны, сколько потрачено средств и сил на их изготовление. Сразу провожу беседу о мусоре, о загрязнении лесов, о вторичной переработке мусора.

          Почти любую тему по изобразительному искусству и труду можно связать с темами по экологии и окружающему миру: рисование птиц, животных, рисование пейзажей, даже изображение человека, узоров (если узоры из растений и ягод). Например, тему: «Пейзаж родной земли», нельзя не связать с экологией. Кроме развития графических навыков, развития мелкой моторики, привития любви к родному краю, развивается бережное отношение к окружающему нас миру, любовь к труду.

          Многие рисунки на уроках изобразительного искусства можно выполнять нетрадиционными приемами: выдувание через трубочку; печатание мятой бумагой, губкой, спичечными коробками; рисование нитками, ватными палочками, мыльными пузырями, пальчиками;  монотипия (название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток). В этой технике получается только один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным»; набрызг; процарапывание (эта работа в технике гроттаж (от французского «гратте» царапать). Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности»; диатипия  (это необычная техника изобразительного искусства получила свое название от греческого слова dia –сквозь, через). В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Наносят на лист картона небольшой слой краски, накладывают сверху тонкий лист бумаги и рисуют на нем карандашом. На картоне остается оттиск рисунка с готовым фоном.)»; рисование бусинками, камешками, шариками. Мне очень нравится использовать нетрадиционные приемы и я стараюсь использовать их начиная с первого класса, продолжая все четыре года. Выдувая через трубочку воздух на капельку воды с краской можно получить красивейшие картины: деревья, цветы, веточки и сразу же связать капельку, которую мы взяли для рисования, с темами: «Кто воду бережет?», «Для чего нужна вода?», «Где мы теряем воду?», «Чистая вода всем нужна».

Интеграция уроков изобразительного искусства и

окружающего мира с использованием

нетрадиционных приемов рисования

Класс

Тема урока по изобразительному искусству

Тема беседы урока по окружающему миру

Нетрадиционные приемы рисования

1 класс

Украшение птиц

Как помочь птицам

зимой

Рисование манной крупой, раскрашивание работы гуашью.

2 класс

Изображение

характера животных

Разнообразие

 животных

Рисование восковыми мелками, с заливкой фона гуашью.

3 класс

Пейзаж на тему: Сады цветут.

Природа будет

жить.

Выдувание через трубочку, выполнение цветочков из бумаги.

4 класс

 Пейзаж родной земли.

Твой родной

край.

Рисование мятой бумагой.

     Тема урока изобразительного искусства и художественного труда «Сады цветут» сочетается  с темой урока по окружающему миру «Природа будет жить». Можно проследить связь между этими темами  и добавить беседу по экологии, связанную с растениями нашего края. А изобразить  рисунок  «Сады цветут» можно, используя нетрадиционную технику: выдувание через трубочку. Так же добавить небольшую беседу на тему: «Капля жизни», тат как выдувать рисунок нужно из одной капли воды.

Фрагмент интегрированного урока изобразительного искусства и

окружающего мира, с использованием нетрадиционных

приемов рисования.

Тема урока: Пейзаж «Сады цветут».

Образовательные ресурсы:

Художественные материалы: краски, кисти, альбом, трубочки для коктейля;

Литературный ряд: стихотворения и загадки о природе;

Зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем, фотографии о природе.

                                                           План.

1 Беседа «Природа будет жить».

2 «Мастер Украшения учится у природы». Работа с учебником.

3 «Изображая мир, мы учимся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.

4 «Любить природу – значит любить свою Родину».

Цели: развивать творческое воображение, наблюдательность;

Учить видеть красоту родной природы; способствовать приобретению экологического опыта.

Задачи художественного развития учащихся:

воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, Родине;

формирование навыков работы с красками, выдувания через трубочку;

развитие наблюдательности и способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно – иллюстративный; УУД.

Регулятивные: создание рисунка, использование выразительных свойств красок; оценивание результата своего труда.

Познавательные: понимание значения и роли Мастера Украшения в изобразительном искусстве и в жизни каждого человека и общества.

Личностные: формирование навыков работы с красками, умение использовать сочетание цветов для своего замысла; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, работать в коллективе; обсуждение индивидуальных и коллективных результатов художественно – творческой деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Выполнение практической части урока

Проверка готовности к уроку.

-Сегодня мы будем рисовать картину не совсем обычно. Для этого нам понадобятся предметы, которые лежат у вас на партах. Начнем с фона.

Проводится беседа о воде: «Капля жизни».

-Что можно сделать из капли воды с краской на листе бумаги.

Показ готовых работ с веточками, которые получились при выдувании. Рассматриваются интересные работы.

- Тема урока «Сады цветут», поэтому мы должны веточку сделать цветущей. Для этого нам понадобится цветная бумага и ножницы.

Учитель демонстрирует свою работу.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0006.JPG

-Посмотрите, какая цветущая, словно живая, получилась веточка. Приклейте свои цветочки на свою веточку как захотите.

Проводится выставка работ.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0008.JPG

Дети, пользуясь губкой наносят на лист бумаги фон.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0014.JPG

Дети наносят каплю воды с краской на готовый и уже высохший фон. Берут трубочку и дуют через нее на каплю, чтобы она растекалась.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0021.JPG

Учащиеся вырезают из цветной бумаги цветочки, делают их объемными с помощью карандаша или ручки, надавливая тупым концом на лепестки и серединку цветка.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0029.JPG

Учащиеся приклеивают цветы на веточку в любом порядке, как захочется.

C:\Users\user\Desktop\экологическое формирование\DSC_0031.JPG

Различать основные о составные теплые и холодные цвета; изменять их напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками.

Различать виды художественной деятельности (рисунок, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование и дизайн).

Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы, выраженную средствами рисунка и дизайна.

         Обсуждая темы экологии на уроках изобразительного искусства и художественного труда дети подтверждают свои ответы и гипотезы практическими работами.

      Выдувая воздух через трубочку на капельку воды с краской, можно получить очень красивые картины: веточки, деревья, цветы. Связь уроков изобразительного искусства и художественного труда с окружающим миром и экологией помогает становиться детям бережливыми, трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми.

        Если ребенок с детства понимает, что значит беречь природу, любить свой край, помогать животным, птицам, только тогда он вырастет Человеком с большой буквы.

                  Нарисую на листке: солнце, море, облака.

                  Полюбуюсь на картину, посмотрю издалека.

                  Получилось или нет? Кто мне даст такой ответ?

                  Чтоб любить свою работу, нужно верить в чудеса!        

                                                                                                                  (Запорожец Е.Ю)

(презентация прилагается)

Литература:

  1. Фатеева А.А «Рисуем без кисточки».
  2. www.science forum.ru  /2013/116/6124                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Презентация к уроку изобразительного искусства и художественного труда «Подснежники» (оригами)

Поэтапное изготовление оригами "Подснежник". Урок приурочен к Дню подснежника....

Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть

Урок  изобразительного  искусства по теме "Строим город"   в 1 классе  знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...

Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с изображением характера животного, с творчеством художником-анималистом.Задачи урокаДидактические:- познакомить с техникой «...