«Домашние животные» (Кролик).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Белобородова Ирина Викторовна

Тема: «Домашние животные» (Кролик).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krolik.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:16.10.16 г.

Вид занятия: рисование.
Тип урока: Рисование по памяти и представлению.
Тема: «Домашние животные» (Кролик).

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных;

Задачи: развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

ω А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

- Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

-Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

-А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

- А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

-А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

-У кого из вас есть собака или кошка?

- Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

- Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

- Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

- О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

ω А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

ω А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

ω А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

                А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

- С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Домашние животные. Кролики.»

Данный классный час развивает у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы, знакомит с различными пород...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик."

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик." содержит не только иллюстративный материал, но и материал, развивающий познавательные процессы у младших школьников с нарушением ...

Урок развития речи "Домашние животные "Кролик"

Урок развития речи в коррекционной школе...

«Домашние декоративные кролики» исследовательская работа

Доклад на тему «Домашние декоративные кролики»Исследовательская работа учащегося...

Исследовательский проект на тему: «Мои домашние питомцы-кролики»

Цель исследования: изучение особенностей содержания кроликов и наблюдение за их повадками. Задачи:1. Ознакомиться с биологическими особенностями кроликов, изучив литературу по кролиководству.2. П...