Рабочая программа по изобразительному искусству Школа 21 века 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_kl_2.doc | 455.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии
-с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
- Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
-авторская программа «Изобразительное искусство 1- 4 классы», авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н. Протопопов– М. Вентана-Граф, 2008,
-основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
Количество учебных часов - в год 35 ч, в неделю -1 час.
Главная цель уроков изобразительного искусства во 2 классе– по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать и способность воспринимать мир в художественных образах.
Освоение изобразительного искусства во 2 классе направлено на достижение следующих задач:
- развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественной культуры, окружающей действительности, природе;
- получение учащимися первичных знаний о мире искусств, их формах бытования в повседневном окружении ребёнка;
- развитие у детей зрительного пространственного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, мышления, фантазии, творческого воображения и комбинаторики, умения выражать в отчётливых образах реальный и воображаемый миры;
- систематическое и формирование у детей элементарных умений, навыков, способов работы с художественными материалами в соответствии с возрастом и психическими особенностями младшего школьного возраста;
- воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к своему народу, родной природе, народной многонациональной культуре, общечеловеческим культурным ценностям.
Изменения в авторскую программу внесены. Добавлен дополнительно 1 час. Основание: учебный план школы на 2016-2017 уч.год рассчитан на 35 календарных недель, а авторская программа содержит количество часов, рассчитанных на 34 календарные недели. Дополнительный 1 час предусмотрен на проведение урока № 35 «Повторение темы «Развитие фантазии и воображения»»
Оценка достижения планируемых результатов
Оценивать деятельность учащихся необходимо с учётом личностного индивидуального роста каждого ученик
Ценностные ориентиры содержания. Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.
Формы, методы, средства оценки образовательных результатов, обучающихся:
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и предметное окружение человека – это природа, произведения искусства, предметы быта, вещи, архитектура.
Программа развития школьника опирается на следующие принципы.
1. Духовное совершенствование ребенка.
2. Живое общение с искусством.
3. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
4. Опора на региональный компонент в обучении.
5. Взаимодействие разных видов художественной деятельности.
6. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений.
7. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
На втором году обучения главное место занимает развитие спектра чувств и ощущений детей, их фантазии и воображения на основе волшебных превращений и создания своих сказочных пространств, формирование у школьников интереса к различным видам искусства через наблюдение единичного и общего, желание проявить себя в каком –либо виде творчества.
Обучение строится на игре, выполнении небольших исследовательских работ. На уроках используются разнообразные техники и материалы. Следует избегать образцов и копирования. Приёмы и методы: выбор формата, использование средств графического изображения, приёмы работы акварельными красками. Поиск композиции с использованием ритма и симметрии. Работа с контрастами.
Наиболее эффективными будут такие формы работы, как урок-экскурсия, коллективное творчество и внеклассная индивидуальная деятельность.
Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме
домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их творческое применение.
Методы обучения сводятся к обучению умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки.
Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.
Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.
Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения.
Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.
Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.
Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных воспитанников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные воспитанники утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Система инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений воспитанника как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
Работа с различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
- Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний, и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций — карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
3) Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
4) Урок –повторение изученного - 1 ч
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Количество часов | Наименование темы |
17 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | |
1 | 1 | Наблюдение за природой. Композиция «Заколдованный лес» |
2 | 1 | Изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения и их передача в рисунке. «По дороге с облаками» |
3 | 1 | Тёплая и холодная цветовые гаммы. «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» |
4 | 1 | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. «Волшебный горшочек» |
5 | 1 | Изображение замкнутого пространства комнаты. «Кошка на диване» |
6 | 1 | Рисование по представлению и наблюдению за движениями человека. Создание композиции на тему «Я собираюсь в школу» |
7 | 1 | Размещение предметов в открытом пространстве. «Грусть и покой поздней осенью». |
8 | 1 | Окружающее пространство как среда, в которой все предметы существуют и развиваются в тесной взаимосвязи. «Комната Мальвины» |
9 | 1 | Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа. Коллективная работа «Наша улица» |
10 | 1 | Красота и необычное в природе. Объёмно-пространственная композиция «Заколдованный лес» |
11 | 1 | Связь образов народной игрушки с темами и характерами сказок. «Игрушка для Царевны-Несмеяны» |
12 | 1 | Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. «Лошадка с прялки» |
13 | 1 | Композиция. Возможности композиции, различные композиционные решения. Фриз «Подводный мир» |
14 | 1 | Создание декоративной композиции. Рисунок для изразца птицы (яркий, весёлый образ) |
15 | 1 | Составление букетов. «Букет в подарок» |
16 | 1 | Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме: шапочка, новогодняя игрушка. |
17 | 1 | Прорезная и линейная аппликация. «Ажурные листья» |
11 | Развитие фантазии и воображения. | |
18 | 1 | Создание композиции по описаниям из книг. «Мы пришли сегодня в порт» |
19 | 1 | Композиция на основе сюжета литературного произведения. «Былины и сказки сегодня» |
20 | 1 | Передача настроения и впечатления в композиции. «Подснежник» |
21 | 1 | Объёмно-пространственная композиция из пластилина. «Затерянный мир» |
22 | 1 | Передача характера праздника с помощью элементов украшения стола. «День рождения» |
23 | 1 | Икебана. «Волшебный букет» |
24 | 1 | Конструирование игрушек в технике бумажной пластики. |
25 | 1 | Передача литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных цветовых образах. «Портреты любимых героев сказок» |
26 | 1 | Плоскостная и глубинно-пространственная композиция в технике аппликации и бумажной пластики. «Заветные тропинки» |
27 | 1 | Цветовое восприятие звука. «Портрет для нотки» |
28 | 1 | Передача услышанного или увиденного в графике, цвете или форме. «Музыкальная клякса» |
6 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. | |
29 | 1 | Средства художественной выразительности. Экскурсия в мастерского художника. |
30 | 1 | Разнообразие форм и цвета в окружающей природе. Экскурсия на природу. |
31 | 1 | Художественная иллюстрация. Связь текста и языка иллюстративного изображения. |
32 | 1 | Виды и направления декоративно-прикладного искусства. Музеи народного и декоративно-прикладного искусства. |
33 | 1 | Профессия «художник – декоратор». Театральные образы в эскизах известных художников. |
34 | 1 | Дворцовая архитектура. Крупные музеи России. |
1 | Повторение | |
35 | 1 | Повторение темы «Развитие фантазии и воображения» |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты обучения:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметные результаты:
Второклассник научится:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; -передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно - практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Второклассник может научиться:
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н. Протопопов– М. Вентана-Граф, 2010
- Изобразительное искусство. Учебник. 2 клаcc, Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, – М. Вентана-Граф, 2012
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: для учащихся 2 класс: рабочая тетрадь общеобразовательных учреждений. – М. Вентана-Граф, 2015
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- ТСО:
- Проектор
- Экран
- Компьютер
- Таблицы:
- Хохлома ∙ Гжель ∙ Дымковская игрушка ∙Жостово∙ Введение в цветоведение. ∙ Декоративно-прикладное искусство.
- Методический фонд:
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составленана основе:-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009);-авторской п...