Народные промыслы России
классный час по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Материал рассказывает о народных промыслах России: Городец, Дымково, Хохлома, гжель, о разных видах матрешек. Легко создать презентацию к каждому виду промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narod.promysly_rossii.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб путешествий
«Народные промыслы России»
ЦЕЛЬ. Дать представление о промыслах в Дымкове, Гжели, Городце, Хохлоие, о разновидностях матрешек.
Систематизировать знания о народных промыслах России.
Воспитывать гордость за мастеровой русский народ.
СЛОВАРЬ: дымковские игрушки, гжельские изделия, городецкие, матрешки.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Европейской части России. Иллюстрация теплохода, реки. На крутом берегу город белый. Образцы элементов городецкой, хохломской, гжельской росписи. Белый пластилин ( вместо глины). Открытки «Гжель». Дымковские игрушки. Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане березка в зимнем наряде). Матрешки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
ВЕДУЩИЙ. Уважаемые телезрители! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по старинным русским городам. Мы познакомим вас с русскими народными художественными промыслами.
Итак, путешествие первое.
Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода на левом берегу реки откроется сначала бепредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться и на вершине круто спускающейся вниз горки предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побеленные стены строений.
Это ГОРОДЕЦ, ворота в заволжский край дремучих лесов непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край, овеянный древними легендами. Основан Городец был в 1152 году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ страны.
Это здесь родилась известная всем городецкая роспись. Тонконогие кони мчали кареты с дамами, всадники с поднятыми саблями окружали дерево с птицей на вершине. Нарядно одетые дамы и кавалеры в окружении нарядной обстановки и ярких цветов – розанов, смотрели на зрителя, как бы приглашая принять участие в торжественном застолье.
Рядом с фигурами постоянно присутствуют крупные цветочные мотивы с симметричными листьями. Основной мотив – цветок роза («купавка» или «яблочко»), написанные очень лаконично красной, розовой или желтой, фиолетовой и обязательно белой красками.
Даже самое простое орудие или бытовая вещь радовали глаз своей формой и орнаментом.
В соседстве с такими художественными промыслами и возникла ХОХЛОМСКАЯ роспись. Украшали этой росписью главным образом деревянную посуду, которая использовалась в быту.
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведет от древних мастеров-живописцев.
И сейчас возьмет мастер миску. Она свежей липой пахнет. Поначалу он ее жидкой глиной промажет, чтобы дерево краску не впитывало. Потом просушит, окунет в вареное льняное масло и прогреет в печи. Потом натрет миску алюминиевым порошком, посеребрит ее. Теперь можно расписывать. Побежала тонкая кисть художника по ее стенкам и донышку, потянулись узором черные и красные завитки. Снова натрет льняным маслом. И в печь. От печного жара заиграла миска праздничным золотым светом. Еще ярче стал на ней узор луговой, лесной. Здесь и травка, и елочка, и яблочко, и мелкая ягода малинка. Так и называется эта роспись – «травка». Настоящая хохломская роспись.
Красно-черным по золоту
Полыхает пожар.
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней –
Мир поражать.
Руки дивной художницы
Выводили узор,
На Россию похожая:
Чернь земли, алость зорь…
На столе моем письменном
Нескончаемый май,
Полыхает жар-птицею
День и ночь хохлома.
(Ю.Николаев, «Чаша»)
ВЕДУЩИЙ. А какие эпитеты и сравнения к слову «хохлома» вы можете подобрать? (Яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, красивая, как золото блестит, как жар горит).
Путешествие продолжается.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок ГЖЕЛЬ. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил кувшин для кваса – квасник, и украсил его по-своему – лепными фигурками: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. В центре узора, словно в домике, две кукушки чаевничают за столом, а на столе маленький самовар, но как настоящий. Одна кукушка чай из самовара наливает, а другая из блюдечка чай пьет. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает, плавничками потряхивает. А посмотришь внимательно: хвостик рыбки – это ручка, плавничок – крышечка. Дивная получилась сахарница.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Рассмотрите открытки. Что вылепил мастер? Как украсил свое изделие? Расскажите об изделии, которое вам больше понравилось. Если бы вы были мастерами, что бы вылепили на радость людям? Как бы украсили свое изделие?
Следующее путешествие – в ДЫМКОВО.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Разукрашивают фигурки в Дымкове по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, клеток, яркими красками, часто с добавлением золота. Лепят в Дымкове всадников, петухов, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и тоже время. Конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога, индюк с пышным веерообразным хвостом.
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочному, песенному толкованию действительности.
Долго мы с вами путешествовали, много видели. А вот с кем еще встретимся, вы должны отгадать.
Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У нее сестрицы.
Каждая сестрица
В маленькой темнице.
Сейчас я расскажу вам историю МАТРЕШКИ. Знаменитая русская матрешка появилась на свет более 100 лет назад. Прообраз ее – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше – художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времен привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить?
Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл головы алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрешками.
Начали точить матрешки по русским селам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ. Сегодня эту первую матрешку вы можете увидеть в единственном в России Музее игрушек, что в Сергиевом Посаде. Девочка в зеленом сарафане и белом фартучке, в скромном платочке; лицо круглое, веселое и доброе. А в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая меньше предыдущей.
Слава местных мастеров разошлась далеко. Дошла она в начале прошлого столетия и до большого села ПОЛХОВСКИЙ МАЙДАН, что раскинулось среди густых лесов на юге Нижегородской области. Исстари там точили крестьяне для себя и для соседей деревянную утварь, но не украшали ее. А тут задумались; что, если принарядить поделки? На фартучке рисовали ветку с огромным цветком, обязательно обводили черным контуром. Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы. Майданские розы – это символ цветка. Таких роз не найти ни в одном розарии – сравниться с ними может разве лишь аленький цветочек.
СЕМЁНОВСКИЕ матрешки – важные, полные достоинства расписные красавицы. А сергиево-посадские матрешки- улыбчивые, озорные, веселые, роспись с черной графической наводкой и быстрыми мазками в нехитром узоре: «милая», «добрая», «игривая», труженица (в руках у нее обычно самовар, туесок, чайник –характерные атрибуты русского быта).
Что же такое народная игрушка? (Игрушки, которые придумывает и делает народ. Игрушки, в которых отражается жизнь народа.)
На этом наше путешествие окончено. А на прощание девочки исполнят «Матрешкины потешки» на слова С.Маршака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы России
Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....
Презентация "Народные промыслы России"
Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и окружающего мира...
Народные промыслы России 18 века
Материал подготовлен к уроку. Оформлен в виде презентации. Может быть использован и на классном часе....
Народные промыслы России.
Классный час из серии мероприятий патриотической направленности....
Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Ярмарка народных промыслов России
Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....
Народные промыслы России. Часть 1.
Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России. Цели:ознакомить учащихся с народными промыслами как формой народного ху...