внеурочная деятельность по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Спирина Надежда Юрьевна

Внеурочная деятельность кружка по ИЗО в 4 класах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselyj_karandash_4_kl.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 4

Согласовано                                                   Согласовано                                                                    Утверждаю

на заседании ШМО                                       зам.директора по УВР                                                  директор МБОУ СОШ № 4  

учителей начальных классов                       _________(Кузнецова Е.В..)                                      __________(Семигина Н.Н.)

Протокол №1 от «___»_____2015г.            «___»______________2015г.                                      «___»______________2015г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изостудии

«УЗОР»

4- ые классы

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Спириной Н.Ю.

2015г

Пояснительная записка

      Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями  и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. 

Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру,  знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства. Программа курса рассчитана на  34 часа в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Цель программы:

      Содержание программы изостудии «Узор» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

1.     Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

2.     Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;     искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.  

3.     Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

4.     Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.  

5.     Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

При отборе  материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Формами подведения итогов реализации программы изостудии “Узор» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проекты.

В связи с тем, что дети 4 «А» класса заинтересованы расширить кругозор по изо именно через занятия в изостудии, для них требуется дополнительно подготовить более интересный материал к данному курсу, использовать нетрадиционные техники выполнения рисунков.

Тематическое планирование

 раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

 Истоки родного искусства.

9

2

 «Древние города ».

9

3

«Образы художественной культуры».

8

4

«Представление народов о духовной красоте человека»

6

5

«Достижения  человечества».

2

Всего

 

34

Примерное содержание занятия

Название раздела

Программное содержание

Раздел 1. Истоки родного искусства.

Познакомить уч-ся с произведениями  художников-пейзажистов:  И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова; Н.Рериха, П.Кузнецова. Учить пользоваться нетрадиционной техникой: монотипией пейзажной

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Раздел 2.   «Древние города ».

Знакомить детей с понятием: город-крепость. Развивать умение работать с разными материалами. Создание коллективного макета «Древний город и его жители».

Раздел 3. «Образы художественной культуры».

Уч-ся познакомятся с искусством, природой, костюмом Японии, Индии, Греции. Учить создавать коллективные проекты, работать в технике граттаж, коллаж.

Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Коллаж

это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игр.

Раздел 4. «Представление народов о духовной красоте человека»

На занятиях по темам этого раздела развивать нравственные качества у учащихся: любовь к матери, уважение к старшему поколению,  к героям и защитникам Родины. Умение работать в группах, используя различные техники.

Черно-белый  граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Раздел 5. «Достижения  человечества».

Познакомятся с различными достижениями человечества с помощью обзорной экскурсии (презентация) по темам: «Покорение космоса», «В воздухе, на земле и под водой», «Олимпийские победы». Закреплять умение рисовать человека в движении. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Предполагаемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной

оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

творчески откликаться на события окружающей жизни;

умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

1.      Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2.      Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

3.      Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

4.   Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы.

В результате работы по программе изостудии «Узор» обучающиеся

научатся:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;  
  • знать об особенностях национальной художественной культуры;
  • иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;  
  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
  • произведениям изобразительного искусства;

получат возможность научиться:

  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.

при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещениивыставок, музеев изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

 

1.     Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение», 2011г.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И.  «Дрофа», 2010г

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

        школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

        Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2010г.

6.Медио и аудио техника.

7. Программные методические пособия, дидактический материал, научная и искусствоведческая литература.

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

 

Раздел 1. Истоки родного искусства.

9

 

1

Пейзаж родной земли. Образ среднерусского пейзажа.     И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов; Н.Рерих, П.Кузнецов.    

1

 

2

Пейзаж родной земли. « Просторы полей»

1

 

3

Пейзаж родной земли. «Живописные берега Оки»

1

 

4

«Пейзаж родной земли». Тематическое рисование.

1

 

5

«Деревня – деревянный мир». Гармония жилья с природой. Архитектура.

1

 

6

Церковное зодчество. Тематическое рисование.

1

 

7

«Образ красоты человека». Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол.  

1

 

8

Проектная работа. Создание общего панно «Крестьянская жизнь».

1

 

9

«Народные праздники»- тематическое рисование. Работа по группам. «Сельский праздник», «Ярмарка». Б.Кустодиев. Масленица,  Ярмарка;  К. Юон. Весна в Загорске.

1

 

 

Раздел 2.  «Древние города ».

9

 

10

«Древнерусский город – крепость».

1

 

11

«Древний город и его жители». Макет .

1

 

12

Изготовление аппликации из спичек «Каширский уголок»

1

 

13

«Города русской земли». Рисование герба города Кашира

1

 

14

Русское декоративно – прикладное искусство. Народное и профессиональное. Солёное тесто.  Игрушки – свистульки.

1

 

15

Игрушки – свистульки. Роспись изделия.

1

 

16

Натюрморт. Кувшин, тарелка, ложка.

1

 

17

Тематическое рисование «Милый сердцу уголок»

1

 

18

Проектная работа. «История в картинках»

1

 

 

Раздел 3. «Образы художественной культуры».

8

 

19

Образ  Японии.   Природа.  Японка в кимоно. 

1

 

20

Искусство народов гор и степей. Создание образа древнего среднеазиатского города в технике аппликации .

1

 

21

Искусство Индии. Коллективное панно «Из жизни Индии и джунглей».

1

 

22

Образ Греции. Пейзаж и архитектура, скульптура и прикладное искусство. Коллективное панно «Олимпийские игры в Древней Греции

1

 

23

Рисование римской колонны.

1

 

24

Герои греческой мифологии.

1

 

25

Проектная работа «Боги Олимпа»(граттаж)

1

 

26

Проектная работа «Боги Олимпа»(коллаж)

1

 

 

Раздел 4. «Представление народов о духовной красоте человека»

6

 

27

Все народы воспевают материнство. Изображение матери и дитя, их единства, ласки. Живопись «Моя мама».

1

 

28

«Все народы воспевают мудрость старости». Изображение любимого пожилого человека.

1

 

29

«Сопереживание». Рисунок с драматическим сюжетом. Больное животное или погибшее дерево … Сюжетная композиция.

1

 

30

«Герои, борцы и защитники». Придумать портрет  героя.

1

 

31

«Юность и надежда в искусстве». Тема мечты, светлых ожиданий, умения радостно воспринимать мир.

1

 

32

Искусство моей Родины и народов мира. Живопись, графика, скульптура, архитектура. Работа по группам.

1

 

 

Раздел 5. «Достижения  человечества».

2

 

33

Тематический рисунок «Покорение космоса»

1

 

34

Тематический рисунок  «Олимпийские победы»

1

 

 

 

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....