Рабочая программа 1 класс по ФГОС по программе Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
рабочая программа + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по ИЗО программа Шпикалова | 30.55 КБ |
рабочая программа 1 класс | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формируемые УУД | Вид контроля | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Какого цвета осень? | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения осени; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, изображения образа осени в творчестве поэтов, писателей, художников, народных мастеров и ее осмысление. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; | Рисунок | ||
2 | Земля-кормилица | 1 | Рисунок | |||
3. | Щедра осенью земля-матушка. | 1 | Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства натюрморте; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок – натюрморт) на тематическом сюжете «Земля-кормилица»; самостоятельное решение учебно-художественной | Композиция | ||
4. | Природа -художница. Рисование осеннего пейзажа | 1 | Познавательные: общеучебные– восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества; | Творческая практическая работа в технике раздельного мазка | ||
5. | В сентябре у рябины именины. | 1 | Познавательные: постановка | Художественно-творческая работа | ||
6. | Осенью капуста –барыня. | 1 | Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, создание способов решения проблемы в совместных с учителем и одноклассниками поиске и обсуждении; общеучебные – рассуждение о художественной культуре, о специфике изобразительного искусства, об образной природе искусства; восприятие и описание произведений искусства, изображающих природу, различные предметы крестьянского труда; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – анализ произведений искусства; | Рисунок | ||
7. | В золоте хохломы золото осени. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание | Задания | ||
8. | В золоте хохломы золото осени. | 1 | Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли. | Творческая работа | ||
9 | В золоте хохломы золото осени. | 1 | Познавательные: общеучебные – рисование композиции и ее представление; логические – анализ произведений народных мастеров. Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь строить коммуникативно-речевые действия (высказывания); рассказывать | Рисунок | ||
10. | В золоте хохломы золото осени. | 1 | Познавательные: общеучебные – умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – сравнение узоров в зависимости от величины посуды. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства | Рисунки, выполненные кистью: «усики», «завитки», веточки | ||
11. | Краски природы в наряде русской красавицы. | 1 | Познавательные: общеучебные – умение использовать элементы орнамента в разной технике; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – установление связи орнамента с частями народного костюма. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним | Рисунок «Наряд красавицы и его украшение» | ||
12. | В гостях у зимней сказки | 1 | Познавательные: общеучебные – изображение по памяти фигуры человека; рисование дома Деда Мороза с использованием графических материалов; логические – анализ произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение | Изображение фигуры человека, дома Деда Мороза | ||
13. | Герои русских народных сказок. | 1 | Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев зимних сказок; логические – установление связи русского фольклора с детским творчеством. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Личностные: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним | Рисунок «Герой | ||
14. | Снежный пейзаж. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире | Рисунок | ||
15. | Цвет зимы –белый. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; логические – анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество. Личностные: воспринимают красоту художественного изображения | Рисунок | ||
16. | В гостях у мастеров каргопольской игрушки. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись силуэта игрушки; логические – выделение основных черт каргопольской игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. | Роспись силуэта игрушки гуашью | ||
17. | В гостях у мастеров каргопольской игрушки. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись глиняной игрушки; логические – умение строить рассуждение о народной игрушке. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание | Роспись глиняной игрушки гуашью | ||
18. | Богатыри земли Русской. | 1 | Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; логические – осуществление анализа картины. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства | Украшение снаряжения русского богатыря акварелью, гуашью, фломастером. | ||
19. | Богатыри земли Русской. | 1 | Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; логические – осуществление анализа образа богатыря. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения | Портрет русского богатыря (шлем украшен добрыми знаками-символами) | ||
20. | Конь-огонь. | 1 | Познавательные: общеучебные – изображение по воображению животных; логические – осуществление анализа образа «коня-огня». Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения | Сказочная композиция «Конь-огонь», выполненная гуашью | ||
21. | Весна – красна –праздник света и тепла. | 1 | Познавательные: общеучебные – выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; логические – анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способностях | Рисунок первых весенних цветов | ||
22. | Дымковская игрушка. | 1 | Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; логические – анализ дымковской игрушки. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные Личностные: корректируют собственную деятельность; правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки | Рисунок дымковской игрушки по впечатлению. | ||
23. | Дымковская игрушка. | 1 | Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; выполнение вариации дымковских узоров; логические – осуществление анализа дымковских узоров. Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать свое мнение; интересно рассказывать о впечатлениях. | Рисунок, выполненный гуашью (вариация дымковских узоров) | ||
24. | Красота весенней природы. | 1 | Познавательные: общеучебные – объяснение понятий «пейзаж», «натюрморт»; экспериментирование Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность | Рисунок | ||
25. | Вешней воды никто не уймёт. | 1 | Познавательные: общеучебные – экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; логические – сравнение произведений искусства, постановка и решение проблем – формулирование проблемы (рисование бегущего ручья по представлению), самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность | Рисунок бегущего ручья | ||
26. | У лукоморья дуб зелёный. | 1 | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в литературных произведениях (сказки А. С. Пушкина); логические – осуществление анализахарактера героя, его поступков и отражение этого в рисунке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность | Рисунок | ||
27-29 | Красуйся, красота по цветам лазоревым. | 3 | Познавательные: общеучебные – составление описания весенних цветов; умение пользоваться техническими приемами; логические – осуществление анализа увиденного и его воплощение в рисунке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Личностные: эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы; | Рисунок по представлению утреннего и вечернего пейзажей | ||
30. | Образ приближающего лета | 1 | Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений художников для человека; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения природы с оценкой увиденного в искусстве | Рисунок природы по представлению | ||
31. | Превращение красочного пятна в дерево. | 1 | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление анализа изображаемой природы | Рисунок – эксперимент и красками. | ||
32. | Натюрморт из овощей | 1 | Познавательные: общеучебные– осуществление поиска необходимой информации о натюрморте, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме; постановка и решение проблем – формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?); логические – анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков. Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке | Рисунок, изображающий натюрморт из овощей и фруктов по представлению | ||
Какого цвета страна родная | 1 | Познавательные: общеучебные– осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность | Коллективное создание образа красоты родной земли. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования».
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
3.Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 30 января 2013 г., регистрационный номер 26755).
4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Антоновка.
6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Антоновка.
7. Учебный план МБОУ СОШ с. Антоновка на 2014 -2015 учебный год.
Основой для разработки рабочей программы стала авторская программа Шпикаловой Т. Я. « Изобразительное искусство и художественный труд » (Школа России. Концепция и программы для начальных классов.- М.: Просвещение, 2010 г).
Обоснование выбора авторской программы
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике. Программа входит в комплект «Школа России», используемый в МБОУ СОШ с. Антоновка.
Настоящая рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2011.
Общая характеристика предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Реализация рабочей программы осуществляется с учётом особенностей Завитинского района и образовательной программы МБОУ СОШ с.Антоновка.Завитинский район дотационный, его экономику определяет сельскохозяйственное производство. Вс. Антоновка существует колхоз «Надежда», в котором трудится лишь 5% населения. В селе проживает 680 жителей, часть которых работает в городе Райчихинске, часть зарабатывает на жизнь производством сельскохозяйственной продукции. Примерно 15 % от числа всех жителей не имеет постоянного заработка. Большинство семей имеет невысокий социально-экономический статус. Из-за низкого уровня жизни населения села в МБОУ СОШ с. Антоновка учится много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. В селе функционирует приют «Радуга», в МБОУ СОШ с. Антоновка обучаются дети из социального приюта, зачастую это дети с низкими способностями и слабой мотивацией. Состав воспитанников постоянно меняется в течение учебного года. Всё это обусловило выбор методов и технологий обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержание учебного предмета.
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Результаты изучения учебного материала
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Материально техническое обеспечение курса под руководством Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1—4 классов, выпускаемое издательством «Просвещение».
1 класс
1. Изобразительное искусство: Учебник.
2. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь.
3. Методическое пособие к учебнику.
4. Художественный труд: Учебное пособие.
5. Художественный труд: Методическое пособие.
1 класс
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник
2 класс
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник
3 класс
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник
4 класс
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник
1. Дополнительная литература.
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :
http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :
http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :
http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :
http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая электронная энциклопедия (CD).
2. Аудиозаписи. Классическая музыка.
5. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска с проектором.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и КТП 1 класс Школа России по ФГОС
В папке содержится КТП за 1 класс по ФГОС с УУД и рабочие программы...
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Моро М. И. ФГОС...
Рабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс ФГОС 2 УМК "Школа России"Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого.
Планируемые результаты освоения ООП на предметном содержании курса « Литературное чтение», календарно-тематическое планирование уроков, пояснительная записка....
рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...
рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...