рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире красоты» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.Программа переработана и дополнена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_krasoty.docx | 105.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, МО Туапсинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г.Туапсе
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от ______2011__ года
Председатель педсовета
_____________ Г.В.Тарасенко
Подпись, печать ОУ
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире красоты»
Направление: художественно – эстетическое
Срок реализации: 1- 4 класс начальная школа
Возраст участников: 7-11 лет
Автор: Гагульян Гаянэ Михайловна
учитель нач. классов
2011-2015 год
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире красоты»
Автор Г.М. Гагульян
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире красоты» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
II. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «В мире красоты».
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире красоты» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу « В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.
III. Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю).
Объём учебного времени составляет 135 часов (теории -34часа , практических занятий -101час)
Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель, социальный педагог и администрация школы.
Родители учащихся | Учитель школы | Cоциальный педагог, администрация школы | |
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка. Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании. Участие в проведение занятий | Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч. Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Организация проектной деятельности | Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности. Организация и контроль учебного процесса |
Сроки реализации: 2011-2015г.г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «В мире красоты»
В результате изучения курса «В мире красоты» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных
результатов в художественно – эстетической внеурочной
деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия | |
Художественно – эстетическая деятельность | Курс «В мире красоты». | |||
Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу; выставка творческих работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»; выставка творческих работ «Изображение сказочных цветов», «Архитектурные сооружения», «Силуэтное вырезание», «Флот с парусами», «Лепка сидящей фигуры человека», «Изображение цветов в технике гратажа», «Образ в мягком пластилине и глине», «Техника квилинга. Бумажная филигрань» . | ||||
Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Конкурс творческих работ между классами «Уголок природы»; выставка и защита творческих проектов работ; экскурсия в музей «Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох»; творческий конкурс между школами «В мире красоты»; знакомство с творчеством художников Туапсинского района. |
V. Содержание программы курса «В мире красоты»
Тематический план программы.
№ | Название разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | ||||
1 | Живопись | 44 | 4 | 6 | 5 | 6 | 4 | 7 | 4 | 8 | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. Различать виды искусства. Разрабатывать творческие проекты. Создавать композиции на заданную тему на плоскости(живопись , рисунок, орнамент) |
2 | Графика | 39 | 3 | 5 | 2 | 8 | 4 | 6 | 5 | 6 | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средтвами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. |
3 | Скульптура | 15 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использование приёмов работы со скульптурными материалами. Передача в объёмной форме фактуры. Выполнение творческих заданий и проектов. Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы. Моделировать с помощью трансформации природные формы. | ||
4 | Аппликация | 16 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | Использовать техники аппликации в прикладном искусстве. Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, колажи. Создавать композиции. Выбирать и использовать различные материалы. Понимать условность и субъективность художественного образа. Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов. | |||
5 | Бумажная пластика. | 8 | 3 | 3 | 2 | 1 | Выполнять трансформацию плоского листа бумаги. Получать заданный образ из плоского листа бумаги. Овладевать силуэтным вырезанием формы. Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги. Использовать навыки работы с белой бумагой. Выполнять плстические композиции. Создавать и моделировать природные объекты, пейзажи, изображение угола парка, образы танцующих фигур, фигур в движении. Использовать различные приёмы сминания бумаги. | ||||
6 | Работа с природными материалами | 8 | 3 | 2 | 2 | 1 | Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм. Принимать участие в сохранении природы. Моделировать уголки природы из природных материалов. Декорировать природные объекты. Находить образ в природных объектах и передовать его в творческих композициях. Различать разнообразие форм предметного мира. Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром. Использовать природные пропорции. | ||||
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | Обсуждать творческие результаты выполненных проектов. Оценивать творческие возможности. Защищать творческие пректы. Воспринимать продукты творческой деятелности. Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства. | ||||
Итого | 135 | 9 | 24 | 7 | 27 | 8 | 26 | 10 | 24 |
|
Содержание курса
- 1. Живопись
1 класс (10 часов)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.
2 класс (11 часов)
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, , сказочных персонажей. Экскурсия в музей.
3 класс (11 часов)
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.
4 класс (12 часов)
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
1 класс ( 8 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.
2 класс (10 часов)
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,
знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3 класс (10 часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью
4 класс (11 часов)
Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
1 класс (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 часа)
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз).
3 класс ( 4 часа)
Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.
4 класс ( 4 часа)
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
1 класс ( 4 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций). Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков
2 класс ( 4 часа)
Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»
3 класс ( 4 часа)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.
4 класс (4 часа)
Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.
5. Бумажная пластика
1 класс (3часа)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность
«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
2 класс (3 часа)
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие.Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок; проектная деятельность «Силуэтное вырезание»
3 класс (2 часа)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).
4 класс ( 1 час)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов
танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природным материалом
1 класс (3 часа)
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».
2 класс (2 часа)
Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 часа)
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
4 класс ( 1 час)
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
1 класс (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 час)
При организации защиты проектов педагог активизирует общениие детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 час)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.
VI. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991. | 1 |
2 | .Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009. | 1 |
3 |
| 1 |
4 | Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003. | 1 |
5 | Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя) | 1 |
2. Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Интерактивная доска | 1 |
4. Оборудование кабинета | ||
Плакаты демонстрационные | ||
1 | Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном. | 1 |
2 | Организация рабочего места при работе с пластелином. | 1 |
3 | Организация рабочего места при работе с природными материалами. | 1 |
4 | Организация рабочего места при работе с текстилем | 1 |
5 | Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор» | 1 |
6 | Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом. | 1 |
7 | Техника безопасности при работе с ножницами. | 1 |
8 | Деление листа бумаги на части. | 1 |
9 | Рицовка, биговка | 1 |
10 | Формообразование бумажных деталей. | 1 |
11 | Приёмы наклеивания бумажных деталей. | 1 |
12 | Деление круга на части. | 1 |
13 | Разметка деталей. | 1 |
14 | Разметка деталей копированием. | 1 |
15 | Разметка деталей по линейке. | 1 |
16 | Разметка деталей по угольнику. | 1 |
17 | Линии чертежа. | 1 |
18 | Чертеж, эскиз, рисунок. | 1 |
19 | Разметка деталей с помощью циркуля. | 1 |
20 | Разметка объёмных деталей.Развёртка. | 1 |
21 | Технология изготовления изделия | 1 |
22 | Технологический проект | 1 |
23 | Информационный проект. | 1 |
24 | Анализ образца изделия. | 1 |
5. Оборудование кабинета | ||
1 | Ученические столы одноместные с комплектом стульев | 30 |
2 | Стол учительский с тумбой. | 1 |
3 | Шкафы для хранения дидактических материалов. | 2 |
4 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 2 |
VII. Рекомендуемая литература.
- Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
- Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
- Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
- Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
- Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
- Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
- Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.
- Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».
Календарно-тематическое планирование курса « В мире красоты»
1 класс 33 часа
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Вид урока | Дата проведения | Цель | Форма работы | ||
Теория | Практика | План | Факт | |||||
1 | Живопись | 10 часов | 4 | 6 | ||||
1.1 | Живопись – искусство цвета | 1 | 1 | |||||
1.2 | Цветоведение | 1 | 1 | |||||
1.3 | Искусство цвета в живой и неживой природе. Экскурсия. | 1 | 1 | |||||
1.4 | Тёплые и холодные цвета в живописи | 1 | 1 | |||||
1.5 | Приёмы получения живописного пятна | 1 | 1 | |||||
1.6 | Контраст тёплых и холодных цветов. Экскурсия. | 1 | 1 | |||||
1.7 | Эмоциональное изменение цвета. | 1 | 1 | |||||
1.8 | Рисование пейзажа на тему «Золотые краски осени». Выставка работ. | 1 | 1 | |||||
1.9 | Изображение сказочных животных | 1 | 1 | |||||
1.10 | Рисование с натуры осенних цветов | 1 | 1 | |||||
2. | Графика | 8 часов | 3 | 5 | ||||
2.1 | Графика - искусство линии. | 1 | 1 | |||||
2.2 | Практическое занятие «Линии в графике» | 1 | 1 | |||||
2.3 | Знакомство с выразительными средствами станкового искусства. | 1 | 1 | |||||
2.4 | Выразительность линии на графическом материале. Изображение деревьев. | 1 | 1 | |||||
2.5 | Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен. | 1 | 1 | |||||
2.6 | Изображение паутины на основе контраста тёмных и светлых пятен | 1 | 1 | |||||
2.7 | Создание тонового пятна в графике. Изображение бабочки. | 1 | 1 | |||||
2.8 | Знакомство с приёмами работы цветными карандашами и фломастерами | 1 | 1 | |||||
3 | Скульптура | 4 часа | 1 | 3 | ||||
3.1 | Выразительные возможности мягкого материала для лепки глиной и пластилином. | 1 | 1 | |||||
3.2 | Знакомство со скульптурой как трёхмерным изображением | 1 | 1 | |||||
3.3 | Проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей» | 1 | 1 | |||||
3.4 | Проектная деятельность «Лепка животных» | 1 | 1 | |||||
4 | Аппликация | 4 часа | 1 | 3 | ||||
4.1 | Проектная деятельность «Техника обрывной аппликации» | 1 | 1 | |||||
4.2 | Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации» | 1 | 1 | |||||
4.3 | Создание композиций из засушенных цветов и трав. | 1 | 1 | |||||
4.4 | Создание тематической композиции из фантиков | 1 | 1 | |||||
5 | Бумажная пластика | 3 часа | 3 | |||||
5.1 | Трансформация плоского листа бумаги: скручивание, сгибание. | 1 | 1 | |||||
5.2 | Проектная деятельность «Изображение уголка парка» | 1 | 1 | |||||
5.3 | Проектная деятельность «Цветы из гофрированной бумаги» | 1 | 1 | |||||
6 | Работа с природным материалом | 3 часа | 3 | |||||
6.1 | Использование природного материала в различных композициях Экскурсия | 1 | 1 | |||||
6.2 | Разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала | 1 | 1 | |||||
6.3 | Конкурс творческих работ «Уголок природы» | 1 | 1 | |||||
7 | Выставка и защита творческих проектов | 1час | 1 | |||||
7.1 | Выставка и защита творческих проектов работ. | 1 | 1 | |||||
Итого | 33 | 9 | 24 |
Календарно-тематическое
планирование курса «В мире красоты»
2 класс 34 часа
№ | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Вид урока | Время проведения | Цель | Форма работы | ||
Теория | Практика | План | Факт | |||||
1 | Живопись | 11 часов | 5 | 6 | ||||
1.1 | Основные и составные цвета в живописи | 1 | 1 | |||||
1.2 | Использование тёплых и холодных цветов в живописи художниками. | 1 | 1 | |||||
1.3 | Правила нанесения тёплых и холодных цветов в живописи. | 1 | 1 | |||||
1.4 | Понятие ахроматической шкалы цвета. | 1 | 1 | |||||
1.5 | Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | |||||
1.6 | Способы насыщения цвета | 1 | 1 | |||||
1.7 | Эмоциональная выразительность глухих цветов | 1 | 1 | |||||
1.8 | Понятие пейзажа. Виды пейзажа. | 1 | 1 | |||||
1.9 | Создание пейзажа по представлению | 1 | 1 | |||||
1.10 | Изображение выразительных объектов природы | 1 | 1 | |||||
1.11 | Изображение сказочных цветов. Выставка творческих работ | 1 | 1 | |||||
2 | Графика | 10 часов | 2 | 8 | ||||
2.1 | Освоение выразительности графической неразомкнутой линии. | 1 | 1 | |||||
2.2 | Нанесение графической неразомкнутой линии. | 1 | 1 | |||||
2.3 | Практическое занятие «Отработка умения проводить пластичные и свободные линии» | 1 | 1 | |||||
2.4 | Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии. | 1 | 1 | |||||
2.5 | Освоения разного нажима на мягкий графический материал | 1 | 1 | |||||
2.6 | Знакомство графическими материалами: уголь, сангина, мел | 1 | 1 | |||||
2.7 | Изображение животных с помощью графических материалов. | 1 | 1 | |||||
2.8 | Техника рисования цветными карандашами. Изображение портрета человека. | 1 | 1 | |||||
2.9 | Закрепление представлений о значении ритма, контраста. | 1 | 1 | |||||
2.10 | Изображение предметов быта. | 1 | 1 | |||||
3 | Скульптура | 3 часа | 3 | |||||
3.1 | Использование основных приёмов работы:защипление, заминание,вдавлива ние | 1 | 1 | |||||
3.2 | Работа с пластикой плоской формы. Лепка листьев | 1 | 1 | |||||
3.3 | Проектная деятельность Передача в объёмной форме фактуры. Лепка вазы. | 1 | 1 | |||||
4. | Аппликация | 4 часа | 4 | |||||
4.1 | Развитие навыка использования техники обрывной аппликации. | 1 | 1 | |||||
4.2 | Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации» | 1 | 1 | |||||
4.3 | Создание композиций из готовых цветовых эталонов. | 1 | 1 | |||||
4.4 | Тематическая выставка «Архитектурные сооружения» | 1 | 1 | |||||
5. | Бумажная пластика | 3 часа | 3 | |||||
5.1 | Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы. | 1 | 1 | |||||
5.2 | Проектная деятельность «Силуэтное вырезание» | 1 | 1 | |||||
5.3 | Получение объёма с помощью мятой бумаги. | 1 | 1 | |||||
6. | Работа с природным материалом | 2 часа | 2 | |||||
6.1 | Природный материал в различных композициях. Изображение домиков в лесу. | 1 | 1 | |||||
6.2 | Выполнение проекта с использованием природного материала «Флот с парусами» | 1 | 1 | |||||
7. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 час | 1 | |||||
7.1 | Выставка и защита творческих проектов работ | 1 | 1 | |||||
Итого | 34 | 7 | 27 |
Календарно-тематическое
планирование курса «В мире красоты»
3 класс 34 часа
№ | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Количество часов | Дата проведения | Цель | Форма работы | ||||||
Теория | Практика | План | Факт | |||||||||
1 | Живопись | 11 часов | 4 | 7 | ||||||||
1.1 | Основные и дополнительные цвета в живописи | 1 | 1 | |||||||||
1.2 | Знакомство с творчеством Репина | 1 | 1 | |||||||||
1.3 | Знакомство с живописным приёмом подмалёвок | 1 | 1 | |||||||||
1.4 | Выполнение живописных приёмов подмалёвок | 1 | 1 | |||||||||
1.5 | Знакомство с творчеством Васнецова | 1 | 1 | |||||||||
1.6 | Насыщение цвета тёплыми и холодными цветами. | 1 | 1 | |||||||||
1.7 | Насыщение цвета ахроматическим рядом. Изображение с натуры цветов | 1 | 1 | |||||||||
1.8 | Отработка навыка использования приёмов работы с цветовым пятном. | 1 | 1 | |||||||||
1.9 | Использование приёмов работы с цветовым пятном при рисовании с натуры веток. | 1 | 1 | |||||||||
1.10 | Изображение фантастических фигурок. | 1 | 1 | |||||||||
1.11 | Изображение природы в контрастных эмоциональных состояниях. | 1 | 1 | |||||||||
2. | Графика | 10 часов | 4 | 6 | ||||||||
2.1 | Выразительность языка графики | 1 | 1 | |||||||||
2.2 | Виды графических техник | 1 | 1 | |||||||||
2.3 | Печатная графика. Виды печатной графики. | 1 | 1 | |||||||||
2.4 | Выполнение техники печати на картоне | 1 | 1 | |||||||||
2.5 | Печать «сухой» кистью | 1 | 1 | |||||||||
2.6 | Получение графических структур, работа штрихом. | 1 | 1 | |||||||||
2.7 | Создание образов с помощью выразительных средств. | 1 | 1 | |||||||||
2.8 | Изображение рыб с помощью выразительных средств. | 1 | 1 | |||||||||
2.9 | Знакомство с воздушной перспективой. | 1 | 1 | |||||||||
2.10 | Выполнение пейзажей с двумя – тремя планами. | 1 | 1 | |||||||||
3 | Скульптура | 4 часа | 4 | |||||||||
3.1 | Проектная деятельность «Лепка сидящей фигуры человека» | 1 | 1 | |||||||||
3.2 | Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей | 1 | 1 | |||||||||
3.3 | Декоративные украшения плоской формы элементами объёмных масс. | 1 | 1 | |||||||||
3.4 | Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка. | 1 | 1 | |||||||||
4 | Аппликация | 4 часа | 4 | |||||||||
4.1 | Использования техники обрывной аппликации. Создание коллажа | 1 | 1 | |||||||||
4.2 | Создание образа с помощью ритма. Изображение натюрморта. | 1 | 1 | |||||||||
4.3 | Передача воздушной перспективы. Изображение пейзажей | 1 | 1 | |||||||||
4.4 | Использование в аппликации фломастеров. Отрывная мозаика. | 1 | 1 | |||||||||
5 | Бумажная пластика | 2 часа | 2 | |||||||||
5.1 | Проектная деятельность. Работа на плоскости «Игровая площадка» | 1 | 1 | |||||||||
5.2 | Совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. | 1 | 1 | |||||||||
6 | Работа с природным материалом | 2 часа | 2 | |||||||||
6.1 | Использование крупных природных форм. Декоративная роспись камней. | 1 | 1 | |||||||||
6.2 | Разрисовка камней в живописной манере. Нахождение в камнях образа. | 1 | 1 | |||||||||
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 час | 1 | |||||||||
7.1 | Выставка и защита творческих проектов работ | 1 | 1 | |||||||||
Итого | 34 | 8 | 26 |
Календарно-тематическое
планирование курса «В мире красоты»
4 класс 34 часа
№ | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Вид занятия | Дата проведения | Цель | Форма работы | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||||
1 | Живопись | 12 часов | 4 | 8 | |||||
1.1 | Понятие цветовосприятие. | 1 | 1 | ||||||
1.2 | Изображение сюжетных композиций. Творчество Паленова | 1 | 1 | ||||||
1.3 | Изображение натюрмортов. | 1 | 1 | ||||||
1.4 | Знакомство с цветовыми пятнами разной степени эмоциональности | 1 | 1 | ||||||
1.5 | Использование приёмов работы с цветовым пятном | 1 | 1 | ||||||
1.6 | Получение цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности. | 1 | 1 | ||||||
1.7 | Знакомство с творчеством художников Туапсинского района | 1 | 1 | ||||||
1.8 | Цветовые контрасты. Творчество А. Саврасова | 1 | 1 | ||||||
1.9 | Знакомство с темным пятном в живописи как пятном цветным. | 1 | 1 | ||||||
1.10 | Изображение цветных теней. Изображение природных объектов. | 1 | 1 | ||||||
1.11 | Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов. | 1 | 1 | ||||||
1.12 | Выставка. «Изображение сказочных персонажей» | 1 | 1 | ||||||
2. | Графика | 11 часов | 5 | 6 | |||||
2.1 | Наследие графического искусства. | 1 | 1 | ||||||
2.2 | Перспектива. Передача перспективы в графике | 1 | 1 | ||||||
2.3 | Техника рисования углём | 1 | 1 | ||||||
2.4 | Техника рисования ластиком. | 1 | 1 | ||||||
2.5 | Гипсография. Рисунок на гипсе. | 1 | 1 | ||||||
2.6 | Отработка прорисовывания фигур на гипсе | 1 | 1 | ||||||
2.7 | Понятие «монотипия» | 1 | 1 | ||||||
2.8 | Понятие «диатипия». Изображение цветов. | 1 | 1 | ||||||
2.9 | Техника гратажа. | 1 | 1 | ||||||
2.10 | Проектная деятельность «Изображение цветов в технике гратажа» | 1 | 1 | ||||||
2.11 | Рисование без отрыва от плоскости листа. Изображение лица человека. | 1 | 1 | ||||||
3 | Скульптура | 4 часа | 1 | 3 | |||||
3.1 | Виды скульптуры. | 1 | 1 | ||||||
3.2 | Рельеф. Виды рельефа. | 1 | 1 | ||||||
3.3 | Выполнение двухуровневого рельефа на плоскости. | 1 | 1 | ||||||
3.4 | Проектная деятельность «Образ в мягком пластилине и глине» | 1 | 1 | ||||||
4. | Аппликация | 4 часа | 4 | ||||||
4.1 | Выполнение аппликации из ниток. Изображение пейзажа | 1 | 1 | ||||||
4.2 | Соединение на плоскости цветового пятна и пустого пространства | 1 | 1 | ||||||
4.3 | Аппликация из засушенных листьев и цветов. | 1 | 1 | ||||||
4.4 | Фантастические животные и растения. | 1 | 1 | ||||||
5. | Бумажная пластика | 1 час | 1 | ||||||
Проектная деятельность «Техника квилинга. Бумажная филигрань» | 1 | 1 | |||||||
6. | Работа с природным материалом | 1 час | 1 | ||||||
6.1 | Природный материал в различных композициях. | 1 | 1 | ||||||
7. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 час | 1 | ||||||
7.1 | Выставка и защита творческих проектов работ | 1 | 1 | ||||||
Итого | 10 | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...