рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Гаянэ Михайловна Гагульян

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире красоты» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.Программа переработана и дополнена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_v_mire_krasoty.docx105.55 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, МО Туапсинский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 г.Туапсе

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от ______2011__   года

Председатель педсовета

    _____________   Г.В.Тарасенко

Подпись, печать  ОУ                  

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире красоты»

    Направление: художественно – эстетическое

    Срок реализации: 1- 4 класс начальная школа

    Возраст участников:  7-11 лет

                                                                                           

               Автор:                                     Гагульян Гаянэ Михайловна

                   учитель нач. классов                                                      

2011-2015 год

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности

 «В мире красоты»

Автор Г.М. Гагульян

I.Пояснительная записка.

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире красоты» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.Программа переработана и дополнена.

В основу авторской программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире красоты»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

          —  декоративная художественная деятельность;

          —  конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

II. Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности «В мире красоты».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире красоты» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

         Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

          Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу « В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

III. Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности.

         Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности,   рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

         Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю).

Объём учебного времени составляет 135 часов (теории -34часа , практических занятий -101час)
        Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.  

Участники программы: дети от 7  до  11 лет, родители, учитель, социальный педагог и администрация  школы.

Родители учащихся

Учитель школы

Cоциальный педагог, администрация

школы

Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведение занятий

Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч.

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися. Организация проектной деятельности

Консультации  родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного процесса

Сроки реализации:  2011-2015г.г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

        Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

           Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «В мире красоты»

В результате изучения курса «В мире красоты» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной
    (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  •     способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  •     способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  •     способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

 результатов в художественно – эстетической  внеурочной

деятельности»

          Уровень

         результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Художественно – эстетическая деятельность  

Курс «В мире красоты».

Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу;  выставка творческих  работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»;  выставка творческих работ «Изображение сказочных цветов», «Архитектурные сооружения», «Силуэтное вырезание», «Флот с парусами», «Лепка сидящей фигуры человека», «Изображение цветов в технике гратажа», «Образ в мягком пластилине и глине», «Техника квилинга. Бумажная филигрань» .  

Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Конкурс творческих работ между классами «Уголок природы»;  выставка и защита творческих проектов работ;  экскурсия в музей «Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох»; творческий конкурс между школами «В мире красоты»;  знакомство с творчеством художников Туапсинского района. 

V. Содержание программы курса «В мире красоты»

Тематический план программы.

Название разделов

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Живопись

44

4

6

5

6

4

7

4

8

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие проекты.

Создавать композиции на заданную тему на плоскости(живопись , рисунок, орнамент)

2

Графика

39

3

5

2

8

4

6

5

6

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средтвами образы природы.

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер.

3

Скульптура

15

1

3

3

4

1

3

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Использование приёмов работы со скульптурными материалами.

Передача в объёмной форме фактуры.

Выполнение творческих заданий и проектов.

Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы.

Моделировать с помощью трансформации природные формы.

4

Аппликация

16

1

3

4

4

4

Использовать техники аппликации в прикладном искусстве.

Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, колажи.

Создавать композиции.

Выбирать и использовать различные материалы.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов.

5

Бумажная пластика.

8

3

3

2

1

Выполнять трансформацию плоского листа бумаги.

Получать заданный образ из плоского листа бумаги.

Овладевать силуэтным вырезанием формы.

Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Использовать навыки работы с белой бумагой.

Выполнять плстические композиции.

Создавать  и моделировать природные объекты,  пейзажи, изображение угола парка, образы танцующих фигур, фигур в движении.

Использовать различные приёмы сминания бумаги.

6

Работа с природными материалами

8

3

2

2

1

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

Принимать участие в сохранении природы.

Моделировать уголки природы из природных материалов.

Декорировать природные объекты.

Находить образ в природных объектах и передовать его в творческих композициях.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром.

Использовать природные пропорции.

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

4

1

1

1

1

Обсуждать творческие результаты выполненных проектов.

Оценивать творческие возможности. Защищать творческие пректы.

Воспринимать продукты творческой деятелности.

Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства.

Итого

135

9

24

7

27

8

26

10

24

 

Содержание курса

  1. 1. Живопись

1 класс (10 часов)

             Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

2 класс (11 часов)

              Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

 Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, , сказочных персонажей.  Экскурсия в музей.

3 класс  (11 часов)

            Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар.  Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

4 класс (12 часов)

             Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика 

1 класс  ( 8 часов)

        Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

2 класс (10 часов)

          Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,
знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3 класс (10 часов)

             Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании  графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей,  печать «сухой» кистью

4 класс (11 часов)

             Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура 

1 класс (4 часа)

         Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 часа)

            Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз).

3 класс ( 4 часа)

 Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.  Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

4 класс ( 4 часа)

          Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

1 класс ( 4 часа)

 Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
 Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков

   2 класс ( 4 часа)

 Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

3 класс ( 4 часа)

        Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.

4 класс (4 часа)

         Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры.  Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.
 

5. Бумажная пластика 

1 класс (3часа)

         Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность

«Изображение уголка парка»,  «Цветы из гофрированной бумаги»
2 класс (3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие.Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок;  проектная деятельность «Силуэтное вырезание»
3 класс (2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

  4 класс ( 1 час)

 Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов
танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природным материалом 

    1 класс (3 часа)

             В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия;  разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала;  конкурс творческих работ «Уголок природы».
2 класс (2 часа)

 Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 часа)

           Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

    4 класс ( 1 час)

            Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

 Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

    1 класс (1 час)

          Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
  2 класс (1 час)

           При организации защиты проектов педагог активизирует общениие детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

  3 класс (1 час)

             Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

  4 класс (1 час)

            Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных  тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.

VI. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.

1

2

.Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

1

3

  1. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

1

4

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2003.

1

5

Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

1

2. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

                                            3. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

                                           4. Оборудование кабинета

Плакаты демонстрационные

1

Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.

1

2

 Организация рабочего места при работе с пластелином.

1

3

Организация рабочего места при работе с природными материалами.

1

4

Организация рабочего места при работе с текстилем

1

5

 Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор»

1

6

 Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом.

1

7

 Техника безопасности при работе с ножницами.

1

8

 Деление листа бумаги на части.

1

9

 Рицовка, биговка

1

10

 Формообразование бумажных деталей.

1

11

Приёмы наклеивания бумажных деталей.

1

12

 Деление круга на части.

1

13

 Разметка деталей.

1

14

 Разметка деталей копированием.

1

15

 Разметка деталей по линейке.

1

16

Разметка деталей по угольнику.

1

17

 Линии чертежа.

1

18

 Чертеж, эскиз, рисунок.

1

19

 Разметка деталей с помощью циркуля.

1

20

 Разметка объёмных деталей.Развёртка.

1

21

 Технология изготовления изделия

1

22

 Технологический проект

1

23

 Информационный проект.

1

24

 Анализ образца изделия.

1

5. Оборудование кабинета

1

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

30

2

Стол учительский с тумбой.

1

3

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4

 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

2


VII. Рекомендуемая литература.

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
  2.  Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
  3.  Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
  4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
  5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
  6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  8. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
  9. Коротеева Е.И. Озорные подружки -  нитки: аппликация из ниток  /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  10.  Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
  11. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
  12.  Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
  13.  Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.
  14.  Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».


Календарно-тематическое планирование курса « В мире красоты»

                                                 1 класс 33 часа

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Вид урока

Дата проведения

Цель

Форма работы

Теория

Практика

План

Факт

1

Живопись

10 часов

4

6

1.1

Живопись – искусство цвета

1

1

1.2

Цветоведение

1

1

1.3

Искусство цвета в  живой и неживой природе. Экскурсия.

1

1

1.4

Тёплые и холодные цвета в живописи

1

1

1.5

Приёмы получения живописного пятна

1

1

1.6

Контраст тёплых и холодных цветов. Экскурсия.

1

1

1.7

Эмоциональное изменение цвета.

1

1

1.8

Рисование пейзажа на тему «Золотые краски осени». Выставка работ.

1

1

1.9

Изображение сказочных животных

1

1

1.10

Рисование с натуры осенних цветов

1

1

2.

Графика

8 часов

3

5

2.1

Графика - искусство линии.

1

1

2.2

Практическое занятие «Линии в графике»

1

1

2.3

Знакомство с выразительными средствами станкового искусства.

1

1

2.4

Выразительность линии на графическом материале. Изображение деревьев.

1

1

2.5

Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен.

1

1

2.6

Изображение паутины на основе контраста тёмных и светлых пятен

1

1

2.7

Создание тонового пятна в графике. Изображение бабочки.

1

1

2.8

Знакомство с приёмами работы цветными карандашами и фломастерами

1

1

3

Скульптура

4 часа

1

3

3.1

Выразительные возможности мягкого материала для лепки  глиной и пластилином.

1

1

3.2

Знакомство со скульптурой как трёхмерным изображением

1

1

3.3

Проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей»

1

1

3.4

Проектная деятельность «Лепка животных»

1

1

4

Аппликация

4 часа

1

3

4.1

Проектная деятельность «Техника обрывной аппликации»

1

1

4.2

Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

1

1

4.3

Создание композиций из засушенных цветов и трав.

1

1

4.4

Создание тематической композиции из фантиков

1

1

5

Бумажная пластика

3 часа

3

5.1

Трансформация плоского листа бумаги: скручивание, сгибание.

1

1

5.2

Проектная деятельность

«Изображение уголка парка»

1

1

5.3

Проектная деятельность «Цветы из гофрированной бумаги»

1

1

6

Работа с природным материалом

3 часа

3

6.1

Использование природного материала в различных композициях

Экскурсия

1

1

6.2

Разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала

1

1

6.3

Конкурс творческих работ «Уголок природы»

1

1

7

Выставка и защита творческих проектов

1час

1

7.1

Выставка и защита творческих проектов работ.

1

1

Итого

33

9

24


Календарно-тематическое

 планирование курса «В мире красоты»

2 класс 34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Вид урока

Время проведения

Цель

Форма работы

Теория

Практика

План

Факт

1

Живопись

11 часов

5

6

1.1

Основные и составные цвета в живописи

1

1

1.2

Использование тёплых и холодных цветов в живописи художниками.

1

1

1.3

Правила нанесения тёплых и холодных цветов в живописи.

1

1

1.4

Понятие ахроматической шкалы цвета.

1

1

1.5

Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох. Экскурсия в музей.

1

1

1.6

Способы насыщения цвета

1

1

1.7

Эмоциональная выразительность глухих цветов

1

1

1.8

Понятие пейзажа. Виды пейзажа.

1

1

1.9

Создание пейзажа по представлению

1

1

1.10

Изображение выразительных объектов природы

1

1

1.11

Изображение сказочных цветов. Выставка творческих работ

1

1

2

Графика

10 часов

2

8

2.1

Освоение выразительности графической неразомкнутой линии.

1

1

2.2

Нанесение графической неразомкнутой линии.

1

1

2.3

Практическое занятие «Отработка умения проводить пластичные и свободные линии»

1

1

2.4

Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии.

1

1

2.5

Освоения разного нажима на мягкий графический материал

1

1

2.6

Знакомство графическими материалами: уголь, сангина, мел

1

1

2.7

Изображение животных с помощью графических материалов.

1

1

2.8

Техника рисования цветными карандашами. Изображение портрета человека.

1

1

2.9

Закрепление представлений о значении ритма, контраста.

1

1

2.10

Изображение предметов быта.

1

1

3

Скульптура

3 часа

3

3.1

Использование основных приёмов работы:защипление, заминание,вдавлива

ние

1

1

3.2

Работа с пластикой плоской формы. Лепка листьев

1

1

3.3

Проектная деятельность Передача в объёмной форме фактуры. Лепка вазы.

1

1

4.

Аппликация

4 часа

4

4.1

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации.

1

1

4.2

Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

1

1

4.3

Создание композиций из готовых  цветовых эталонов.

1

1

4.4

Тематическая выставка «Архитектурные сооружения»

1

1

5.

Бумажная пластика

3 часа

3

5.1

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы.

1

1

5.2

Проектная деятельность «Силуэтное вырезание»

1

1

5.3

Получение объёма с помощью мятой бумаги.

1

1

6.

Работа с природным материалом

2 часа

2

6.1

Природный материал в различных композициях. Изображение домиков в лесу.

1

1

6.2

Выполнение проекта с использованием природного материала «Флот с парусами»

1

1

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

1 час

1

7.1

Выставка и защита творческих проектов работ

1

1

Итого

34

7

27


Календарно-тематическое

 планирование курса «В мире красоты»

3 класс 34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Количество часов

Дата проведения

Цель

Форма работы

Теория

Практика

План

Факт

1

Живопись

11 часов

4

7

1.1

Основные и дополнительные цвета в живописи

1

1

1.2

Знакомство с творчеством Репина

1

1

1.3

Знакомство с живописным приёмом подмалёвок

1

1

1.4

Выполнение живописных приёмов подмалёвок

1

1

1.5

Знакомство с творчеством Васнецова

1

1

1.6

Насыщение цвета тёплыми и холодными цветами.

1

1

1.7

Насыщение цвета ахроматическим рядом. Изображение с натуры цветов

1

1

1.8

Отработка навыка использования приёмов работы с цветовым пятном.

1

1

1.9

Использование приёмов работы с цветовым пятном при рисовании с натуры веток.

1

1

1.10

Изображение фантастических

фигурок.

1

1

1.11

Изображение природы в контрастных эмоциональных состояниях.

1

1

2.

Графика

10 часов

4

6

2.1

Выразительность языка графики

1

1

2.2

Виды графических техник

1

1

2.3

Печатная графика. Виды печатной графики.

1

1

2.4

Выполнение техники печати на картоне

1

1

2.5

Печать «сухой» кистью

1

1

2.6

Получение графических структур, работа штрихом.

1

1

2.7

Создание образов с помощью выразительных средств.

1

1

2.8

Изображение рыб с помощью выразительных средств.

1

1

2.9

Знакомство с воздушной перспективой.

1

1

2.10

Выполнение  пейзажей с двумя – тремя планами.

1

1

3

Скульптура

4 часа

4

3.1

Проектная деятельность

 «Лепка сидящей фигуры человека»

1

1

3.2

Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей

1

1

3.3

Декоративные украшения плоской формы элементами объёмных масс.

1

1

3.4

Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

1

1

4

Аппликация

4 часа

4

4.1

Использования техники обрывной аппликации.

Создание коллажа

1

1

4.2

Создание образа с помощью ритма. Изображение натюрморта.

1

1

4.3

Передача воздушной перспективы. Изображение пейзажей

1

1

4.4

Использование в аппликации фломастеров. Отрывная мозаика.

1

1

5

Бумажная пластика

2 часа

2

5.1

Проектная деятельность. Работа на плоскости «Игровая площадка»

1

1

5.2

Совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания.

1

1

6

Работа с природным материалом

2 часа

2

6.1

Использование крупных природных форм. Декоративная роспись камней.

1

1

6.2

Разрисовка камней в живописной манере. Нахождение в камнях образа.

1

1

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1 час

1

7.1

Выставка и защита творческих проектов работ

1

1

Итого

34

8

26


Календарно-тематическое

 планирование курса «В мире красоты»  

4 класс   34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Вид занятия

Дата проведения

Цель

Форма работы

Теория

Практика

План

Факт

1

Живопись

12 часов

4

8

1.1

Понятие цветовосприятие.

1

1

1.2

Изображение сюжетных композиций.

Творчество Паленова

1

1

1.3

Изображение натюрмортов.

1

1

1.4

Знакомство с цветовыми пятнами разной степени эмоциональности

1

1

1.5

Использование приёмов работы с цветовым пятном

1

1

1.6

Получение цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности.

1

1

1.7

Знакомство с творчеством художников Туапсинского района

1

1

1.8

Цветовые контрасты. Творчество А. Саврасова

1

1

1.9

Знакомство с темным пятном в живописи как пятном цветным.

1

1

1.10

Изображение цветных теней. Изображение природных объектов.

1

1

1.11

Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов.

1

1

1.12

Выставка. «Изображение сказочных персонажей»

1

1

2.

Графика

11 часов

5

6

2.1

Наследие графического искусства.

1

1

2.2

Перспектива. Передача перспективы в графике

1

1

2.3

Техника рисования углём

1

1

2.4

Техника рисования ластиком.

1

1

2.5

Гипсография. Рисунок на гипсе.

1

1

2.6

Отработка прорисовывания фигур на гипсе

1

1

2.7

Понятие «монотипия»

1

1

2.8

Понятие «диатипия». Изображение цветов.

1

1

2.9

Техника гратажа.

1

1

2.10

Проектная деятельность «Изображение цветов в технике гратажа»

1

1

2.11

Рисование без отрыва от плоскости листа. Изображение лица человека.

1

1

3

Скульптура

4 часа

1

3

3.1

Виды скульптуры.

1

1

3.2

Рельеф. Виды рельефа.

1

1

3.3

Выполнение двухуровневого  рельефа на плоскости.

1

1

3.4

Проектная деятельность «Образ в мягком пластилине и глине»

1

1

4.

Аппликация

4 часа

4

4.1

Выполнение аппликации из ниток.

Изображение пейзажа

1

1

4.2

Соединение на плоскости цветового пятна и пустого пространства

1

1

4.3

Аппликация из засушенных листьев и цветов.

1

1

4.4

Фантастические животные и растения.

1

1

5.

Бумажная пластика

1 час

1

Проектная деятельность «Техника квилинга. Бумажная филигрань»

1

1

6.

Работа с природным материалом

1 час

1

6.1

Природный материал в различных композициях.

1

1

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

1 час

1

7.1

Выставка и защита творческих проектов работ

1

1

Итого

10

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...