КРЗ "Цветной мир"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная (коррекционная) УТВЕРЖДАЮ
общеобразовательная школа Директор школыVIII вида № 30 ЦАО __________Рыжих Л.Л.
г. Москвы района Хамовники «___» ________2014 г.
Программа
объединения дополнительного
платного образования
«Цветной мир»
на 2014-2015 учебный год.
Руководитель:
Щербакова М.В.
Москва
2014г.
Пояснительная записка:
Данная программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей с множественными нарушениями в развитии к изобразительной деятельности. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает реализацию права на получение образовательных услуг и полноценное участие в жизни общества лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, социализации и адаптации детей инвалидов.
Новизна. Программа конкретизирует пути адаптации в социум ребёнка со множественными умственными и физическими нарушениями развития.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Программа позволяет каждому ребенку, независимо от его психофизических особенностей добиться успеха, найти занятие, соответствующее его природным склонностям, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, а также содействует развитию, самоорганизации и самодисциплине.
.
Коллектив КРЗ одного года обучения составляется из воспитанников школы VIII вида (дети со сложной структурой дефекта, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).
Все дети перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.
Программа рассчитана на 64 занятия в год. Согласно программе воспитанники занимаются в объединении два раза в неделю, продолжительность занятия составляет 60 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью не более трех человек.
Цель программы: коррекция психофизических отклонений развития, формировать художественное мышление и нравственные черты личности у детей с ограниченными возможностями здоровья через различные способы рисования.
Задачи:
• Развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);
• Приобщение детей к изобразительному искусству;
• Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
• Умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
• Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям);
• развитие самостоятельности, творческой и трудовой активности, усидчивости;
• воспитание коллективизма и взаимопомощи;
• развитие умения использовать полученные навыки в повседневной жизни;
• развитие речи.
Содержание программы.
1. Знакомство и обследование детей. 2. Техника безопасности при работе в мастерской. 3. «Виноград». Аппликация из природных материалов и цветной бумаги. 4. «Жучки». Работа с природным материалом и красками. Развитие воображения, и умения пользоваться красками |
5. «Листопад». Аппликация. Развитие вариативности мышления, креативности. |
6. «Зайчик». Работа из ракушек и пластилина. Развитие креативности и ассоциативного мышления. самовыражение, расслабление, создание установки. |
7. «Осенний лист». Работа с пластилином на плоскости. |
8. «Жираф». Работа из пластилина. Куклотерапия, сказкотерапия. развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения. |
9. Открытка для мамы. Работа из разнообразного материала. Развитие самосознания, формирование способности к эмпатии. |
10. Чудеса из глины. Лепка из глины. Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов, развитие креативности. |
11. Сказочные фигуры. Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия. |
Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов. 12. «Слоник». Работа из пластилина. Куклотерапия, сказкотерапия. развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения. |
13. «Пальма». Лепка из глины. Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов, развитие креативности.. |
14.Первые цветы. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги от большого. Творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности. |
15. Мой сосуд. Изотерапия. развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности. |
16. Рисунок по мокрому листу. Изотерапия. творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, развитие креативности. |
17. Цветной мир. Сказкотерапия, лепка из пластилина. Спонтанное самовыражение, повышение уверенности в себе, выработка навыков эффективного взаимодействия, развитие креативности. |
Учебно-тематический план (64 часа)
Название темы | Количество занятий |
Знакомство и обследование детей | 1 |
Техника безопасности при работе в мастерской | 1 |
«Виноград». | 2 |
«Жучки». | 2 |
«Листопад». | 2 |
«Зайчик». | 2 |
«Осенний лист». | 2 |
«Жираф». | 2 |
Открытка для мама. | 2 |
Чудеса из глины. | 6 |
Сказочные фигуры. | 8 |
«Слоник». | 2 |
«Пальма». | 6 |
Первые цветы. | 6 |
Мой сосуд. | |
Рисунок по мокрому листу. | 6 |
Цветной мир. | 6 |
Ожидаемые результаты выполнения программы:
- повысить уровень креативности и творческих способностей
- осознать ценность собственной личности
- сформировать позитивное самоотношение
- повысить уверенность в себе
- снизить психоэмоциональное напряжение
- снизить уровень агрессивности
- сформировать умение эффективно общаться с другими
Технические средства обучения.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- соответствующее помещение, рабочие места;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- игрушки, муляжи, пооперационные образцы изделий, фотографии;
- инструменты, плакаты, бумага, картон, пластилиновая масса, природный материал, бросовый материал, нити, ткань, карандаши, Глина, стеки, клеенка, соль пищевая, мука, чашки для замешивания теста, краски и т.д.
Формы оценки результатов программы:
1. Выставки
Список литературы:
1. Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
2. Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
5. Программа арт-терапевтических занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.
6. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.
7. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
8. Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005
9. Юнг, К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991.