Планирование 1 класс ИЗО УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Изо. 1 класс (33ч)
Тема: ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
дата | № и тема урока Страницы учебника и рабочей тетради | Решаемые на уроке проблемы | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Формы контроля | ||||
план | факт | понятия | предметные умения | УУД | |||||
Текущий. | |||||||||
Художник и мир природы (7ч) | |||||||||
1. Введение. Творческая папка художника с3-9 | Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага пластилин. Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом,коробка). Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом. Обложка творческой папки для рисования – визитная карточка художника. | Учебник, материалы, инструменты. | Различать изобразитель- ные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуника-тивные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с художественны- ми материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. | Создают рисунок на свобод- ную тему люби-мым художе- ственным цветным материа- лом, отражающим сферу инте- ресов ученика. (Облож-ка творчес-кой папки) | |||
2. Художественные материалы с10-15 | Изобразительное искусств и его основные виды. изобразительных возможностей цветных художе- ственных материалов: фломастеров, цветных каранда- шей или пластилина при создании образа цветика-многоцветика. | Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер. | Определять художест- венный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных мате- риалов при оформлении декоративной композиции цветка. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера.Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов: фло- мастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина при создании образа цветика-многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оран- жевого, фиолетового, зелёного) цветов | Рисунок на тему «Как я повел лето» | |||
3. Много-образие цветов с16-21 | Барелье- фное изображе-ние цветка | ||||||||
4. Мир природы дарит нам материалы для творче- ства с22-25 | Рука – первый инструмент для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Выразительность наскальных изображений руки (тёмное – на светлом, светлое – на тёмном). Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы. | Высказывать элемен- тарные эмоциональные суждения о красоте небес- ных переливов. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать в паре или коллективно | Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изобра- жения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества. Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойства- ми цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солн- це; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы. | Коллективная работа «Осеннее дерево» | ||||
5. Небесные переливы цвета с26-29 | Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые об- лака. Тёмные и светлые краски. Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу | Гамма цвета, «по-сырому»(«по-мокрому»),пейзаж. | Высказывать эмоцио- нальные суждения о красоте небесных переливов цвета. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия. | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять ана лиз, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критери ям. | Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба. Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу. Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного ис- кусства. Творческое задание: Создают упражнения, используя технику «по-сырому» или пейзаж. Придумывают ему образное название. | Рисунок «Небесные переливы» | |||
6. «Есть у солнца друг…» с30-33 | Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.). | Аппликация, техника обрывной аппликации, композиционный центр | Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание). Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги). Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом). Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации. | Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богат- ствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бар- хатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Узнают о приёмах выделения композиционного цен тра на рисунке. Творческое задание: Создают аппликативную ком- позицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др. | Апплика-ция «Подсол-нух» | ||||
7. Капризы природы с34-35 | Одухотворение при- родных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег ковар- ный, пушистый и т. п. Выразительные кар- тины природы: ветер, дождь, снег. Выразительные свой- ства графических мате- риалов: линия, точка, штрих, пятно. Контраст светлого и тёмного – выра- зительное средство графики, «искусства чёрно-белого». Книжная иллюстра- ция: выразительность графического изобра- жения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др. | Контраст, штрих. Графика, графические материалы | Высказывать элементар- ные эмоциональные суж- дения о природных явле- ниях: ветер, дождь, снег. Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации. Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя вы- разительные возможности линии, пятна, точки, штриха. Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно- белых изображений. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | .Знакомятся с литературными зарисовками природы, Анализируют вы- разительные картины природы. Знакомятся с искусством графики Анализируют книжные иллю- страции. Выполняют творческое задание | Иллюстрация к стихотво-рению А.Плещеева «Скучная картина» | |||
Художник и мир животных (8ч) | |||||||||
1. Худож- ник рису- ет диких зверей с36-41 | Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной дея- тельности человека. Белый мел, цветная глина и уголь – первые художественные мате- риалы человека. Выра- зительность наскального рисунка. Сангина, уголь, сепия, соус, мел – графиче- ские материалы. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой. Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна. | Первобытный человек, наскаль-ные рисунки, графические материалы (уголь, мел, сангина, соусы). | Различать изобразитель- ные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно). Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают о наскальных рисунках со сценами охоты. о первых художественных материалах чело- века. Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими Материалами. с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна. Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы. | Рисунок дикого животного | |||
2. Художник рисует домашних животных | Рисунки животных раз- ными художественными материалами. Название рисунка от- ражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). | Художественные материалы. Характер животного. | Определять художественный материал по его изо- бразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска- зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют рисунки животных, выполненных разны ми художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «На- пуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для пере дачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). Творческое задание: Создают образ домашнего животного, придумывают ри- сунку оригинальное название. | Рисунок домашнегоживотного | |||
3. «В аквариуме есть кусочек моря…» | Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др. Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др. Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». | Форма предмета, образ, окраска коралловые рифы, смешанная техника. | Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов. Использовать вырази- тельные возможности сме- шанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла. Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др. Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». Творческое задание: Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники: акварель и восковой мелок или др | Рисунок различных рыбок | |||
4. Худож- ник рисует птиц | В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания. Внешний вид птицы, её повадки способ- ствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл–царь, сова – му- дрость, лебедь – пре- данность и др. Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Рисунки птиц худож- ников В. Ватагина, Е. Чарушина. | Многообразие, среда обитания аллегория, поза. | Участвовать в обсуждении содержания и выразитель- ных средств художествен- ных произведений. Высказывать эмоцио- нальные суждения о выразительности формы и окраса птиц. Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя вырази- тельные возможности художественных материалов. Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку мате- риала по заданным критериям. | Узнают о большом многообразии птиц. Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. Творческое задание: Создают иллюстрацию к за- гадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др. | Иллюстра-ция к загадкам о птицах | |||
5. Букаш- ки-тара- кашки | Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Оригинальность замыс- ла, индивидуальный изобразительный стиль художника. Приёмы получения рельефного изобра- жения из цветного пластилина. | Композиция, техника лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление). | Сравнивать выразитель- ность форм разных насе- комых. Выполнять элементар- ные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление). Составлять целостную композицию, используя части. | Познавательные: прояв- лять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумы- вать и воплощать оригинальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям . | Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых. Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль. Знакомятся с приёмами полу- чения рельефного изображения из цветного пластилина. Творческое задание: Создают рельефное изобра- жение насекомого, придумы- вают ему оригинальное название. | Барель-еф насеко-мого. | |||
6. У зверей тоже быва- ют мамы и папы с58-61 | Образы зверей в твор- честве художника-гра- фика Е. Чарушина и художника-скульп- тора В. Ватагина. Объём – выразительное средство скульптуры. Приёмы лепки: вытяги- вание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. | Скульптура, скульптор, художник-график. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький). Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную компо- зицию, применяя разные приёмы лепки. | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку мате- риала по заданным критериям. | Анализируют образы зве- рей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и ху- дожника-скульптора В. Ватагина. Узнают, что объём – выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. Творческое задание: Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже быва- ют мамы и папы» или выпол- няют иллюстрацию к стихо- творению про животных. | Объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже быва- ют мамы и папы» или выпол- няют иллюстрацию к стихо- творению про животных. | |||
7. «Если б только мы умели понимать язык зве- рей…» с62-67 | Красная книга. Жи- вотные родного края, занесённые в Красную книгу. Изготовление корму- шек для птиц. Животные – символы Нового года. Маски животных. При- ёмы изготовления ма- сок, на основе маски «очки». | Красная книга, восточный календарь | Осознавать значимые темы искусства и отра жать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика,скульптура и декоративно- прикладное искусство. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоцио- нальные суждения о выразительности масок животных. Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пяточком – у свиньи, длинные усы – у кота и т. п.).Оценивать выразительность масок, изображаю- щих животных. | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Узнают, что многие виды жи- вотных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные ва- рианты помощи диким живот- ным и птицам. Узнают о животных – симво- лах Нового года. Творческое задание: Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под моло- ка, или создают маску любого животного из бумаги. | Кормушка для птиц или маска животного. | |||
8. Живот- ные – наши соседи с68-69 | Экология – наука изу- чающия проблемы со- хранения живых орга- низмов на Земле. | Экология | Высказывать эмоцио- нальные суждения об эко- логических проблемах. Выбирать и использовать способы работы различны- ми художественными мате- риалами для передачи за- мысла. | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумы- вать и воплощать оригинальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: уча- ствовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисун- ки, помещённые в учебнике, на экологическую тему. Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего жи- вого на Земле. Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цве- тов. Творческое задание: Создают рисунок на эколо- гическую тему или выполня- ют иллюстрацию к стихотво- рению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др. | Рисунок на экологическую тему | |||
Художник и мир человека(11ч) | |||||||||
1. Ты – художник с70-74 | Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка. Содержание рисунка «Я – художник»: атрибуты изобразительного искусства. Выразительные свойства линии: плавная, не- прерывная, прерывная. | Атрибуты , линейный рисунок. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атри- буты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.). Использовать вырази- тельные возможности линейного рисунка (линия плавная, извилистая). Оценивать выразительность графического изображения человека. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения,слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать необходимые сведения об авторе рисунка имя автора, возраст, класс, название рисунка. Анализируют содержание рисунков на тему «Я – художник», помещённые в учебнике: атрибуты изобразительно- го искусства. Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная прерывная. | Рисунок на тему «Я люблю рисовать» | |||
2. Худож- ник рисует родной край с75-79 | Каждый народ – художник. Выражение природного и национального своеобразия в изобрази- тельном искусстве. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др. | Декоративно- прикладное искусство, эскимосы, иглу, изба | Осознавать значимые темы искусства и отра- жать их в изобразитель ной творческой деятельности. Понимать общее и осо бенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к красоте родной при- роды, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к пробле- ме урока: как создать ори- гинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю- дать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Узнают, что каждый народ – художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше; первый, второй план. Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние кани- кулы», «У бабушки в деревне» или др. Творческое задание: Создают рисунок на тему «Масленица», «Школьный праздник» или др. | Рисунок на тему «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др. | |||
3. «Какие бывают девчонки…» с80-83 | Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выражение отноше- ния к портретируемо- му через изображение глаз, улыбки, причёски и т. д. Цвет как средство вы- ражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контраст- ный, светлый – тём- ный. Приёмы изображения портрета. Учёт основных про- порций в изображении частей человеческого лица. | Портрет, Автопортрет. Художественные выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной твор- ческой деятельности. Понимать общее и осо- бенное в произведении изобразительного искус- ства и в художественной фотографии. Выражать своё отноше- ние к портрету, на котором изображена девочка. Выбирать и использовать способы работы различ- ными цветными художе- ственными материа- лами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: прини- мать учебную задачу, по- нимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с жанром портре- та (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза – зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек. Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. Знакомятся с приёмами изо- бражения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: Создают портрет девочки или автопортрет. | Портрет девочки или автопортрет | |||
4. «Какие бывают мальчиш- ки…» с84-87 | Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выражение отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки и т. д. Выразительные сред- ства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных про- порций в изображении частей человеческого лица. | Портрет, автопортрет. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастера- ми, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения,слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что портрет – это жанр изобразительного искусства, а автопортрет – это картина, на которой художник рисует себя, глаза – это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изо- бражения портрета (автопортрета). Знакомятся с выразительны- ми средствами графики: точ- ка, линия, пятно, штрих, с приёмами изображения пор- трета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица. Творческое задание: Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет. | Портрет мальчика или автопортрет | |||
5. Мужской портрет с88-91 | Психологический портрет. «Все профессии важны…». Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица. | Пропорции Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастера- ми, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «все профессии важны…». Выражают отношение к порт- ретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёз- ный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, ли- нию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла. Творческое задание: Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. | Портрет папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. | |||
6. Былин- ные бога- тыри с92-97 | Героический и парад- ный портрет. Былин- ные герои. Ветераны – участники Вели- кой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защит- ники Отечества. Выражение отношения к портретируемым че- рез изображение внешности, а также военных атрибутов: оружие, доспехи, награды и т. д. Выразительные сред- ства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Учёт основных пропор ций при изображении фигуры человека и лица. - | Былина, доспехи, кольчуга, палица. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защит- ники Отечества. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной твор- ческой деятельности. Различать основные жан- ры изобразительного ис- кусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др. Выражать своё отноше- ние к портрету, на котором изображёны русские бога- тыри – защитники Отече- ства. Выбирать и использовать способы работы графиче- скими художественными материалами (фломасте- рами, маркерами, углем или др.) для передачи за- мысла. Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: прояв- лять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумы- вать и воплощать ориги- нальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: уча- ствовать в диалоге, вы- ражать свою точку зре- ния, слушать другого, со- блюдать правила обще- ния. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. Выражают своё отношение к результатам творческой деятельности. | Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с бы- линными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Вели- кой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах – защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка. В рисунке выражают своё от- ношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание: Создают портрет былинного героя или современного за щитника Отечества. | Портрет былинного богатыря или современного защитника Родины. | |||
7. Рисуем маму с98-99 | Сюжетная картина. Выражение отношения к портретируемым че- рез движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Цвет как средство вы- ражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций. | «Золотые руки» | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средства- ми изобразительного искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осу- ществлять анализ, сравнение, группировку матери- ала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изо- бражение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, ком- натные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры. Творческое задание: Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые». | Портрет мамы или рисунок о жизни мамы | |||
8. Моя семья с100-101 | Сюжетная картина. Выражение отноше- ния к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др. Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица. | Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Пропорции фигуры человека. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной твор- ческой деятельности. Выражать своё отно- шение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цвет- ными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море,семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Анализируют произведения художников и детские рисун- ки на тему «Семья», помещён- ные в учебнике. Стремятся к выражению сво- его отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост.Учитывают основные пропорции при изображении фи- гуры человека и лица. Творческое задание: Изображают портрет своей семьи. | Рисунок из жизни семьи | |||
9. Знамени- тые скуль- туры с102-105 | Скульптурная композиция «Рабочий и колхоз- ница» В. Мухиной. Передача движения в объёме. Приёмы лепки чело- века во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигу- ры человека в объёме. | Постамент . Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур. Выбирать и использовать способы работы пластили- ном (глиной или др.) для передачи замысла (поли- ваем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхоз- ница» В. Мухиной, с особен- ностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки че- ловека во весь рост, с основ- ными пропорциями фигуры человека. Знакомятся с этапами вы- полнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы. Творческое задание: Создают объёмный образ че- ловека в движении. | Объёмный образ че- ловека в движении. | |||
10. Транс- порт на улицах твоего селе- ния | Пассажирский транс- порт: автобусы, легко- вые машины разных марок, трамвай, трол- лейбус, маршрутное такси и др. Городской транспорт: машина скорой помо- щи, пожарная машина, полицейская машина и др. Выделение в рисун- ке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше, первый, второй план при вы- полнении композиции «Машины и пешеходы у светофора». | Легковой, грузовой, пассажирский транспорт, светофор, техника граттаж. | Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для пере- дачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.). Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобус, легковые машины раз- ных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др., с городским спецтранспортом: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.Вспоминают правила дорожного движения. Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе – больше, дальше – меньше; приёмами изо- бражения первого и второго плана при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора» или др. Творческое задание: Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта. | Рсунок на тему «Транс- порт на улицах твоего селе- ния» | |||
11. Фанта- стический транспорт с110-111 | Фантастический транс- порт. Аналогии меж- ду формами животного мира и формами машин: птица – само- лёт, стрекоза – верто- лёт, акула –подводная лодка и т.п. | Наземные, воздушные, водные транспортные средства | Высказывать суждения по поводу сходства и различия природных форм и форм машин. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для переда- чи замысла. Передавать через назва- ние фантастической маши- ны её функциональные ка- чества. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблю- дать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным, водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспорт- ными средствами передвижения. Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин, нарисованных в фантастическом жанре.Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Творческое задание: Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому транспорту название. | Изображение или изготовление фантастического транспорт-ного средства | |||
Художник и мир искусства(7ч) | |||||||||
1. В мире книг с112-116 | Книга – источник зна- ний. Буквица – первая буква на странице. Красная буква – красивая буква. Образное решение бук- вицы, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цве- та. Контраст светлых и тёмных цветов. | Буквица, красная строка | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Различать основные виды изобразительного искус- ства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоцио- нальные суждения о цвето- вом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для переда- чи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица – пер- вая буква на странице – красная буква – красивая буква. Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора. Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ бук- вы. | Образ буквы | |||
2. Музыка цвета. Театр те- ней с117-119 | Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка. Искусство мультипли- кации. Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен. Театр – синтез слова, музыки и изображения. Выразительность тене- вого силуэта. Техника кляксогра- фия: приёмы нанесе- ния клякс на лист бу- маги, сложенный попо- лам, получение симме- тричных оттисков. | Художники – мультипликаторы, Техника монотипия. Театр теней.Силуэт. Техника кляксогра- фия | Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии и кляксографии. . Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии и кляксография для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковые музыка и цвет, тревожные музыка и цвет и т. п. Выражать отношение к объекту изображения через цвет и силуэт. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения,слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой. Знакомятся с некоторыми особенностями искусства мультипликации, техникой монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен. Знакомятся с выразительностью теневого силуэта, с техникой кляксографии, приёмами нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, со способами получения симметричных оттисков. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ кляксы и дорисовывают его, придумывают получившемуся изображению название. | Образ «му- зыкальных пятен» в технике монотипии и кляксографии. | |||
3. Цирко- вое пред- ставление | Цирковое представле- ние – это всегда чудо. Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Цвет – средство выра- жения, помогающее художникам передать настроение таинствен- ности, настороженно- сти, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов. Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.). Основы композицион- ного построения изо- бражений: ближе – больше, дальше – меньше, первый и второй изобразительный план. | Цирк, манеж, цирковое представление. | Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отноше- ние к пластичности живот- ных, их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке со- стояние радости, праздни- ка, загадочности, исполь- зуя выразительные воз- можности цветового кон- траста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя эле- ментарные законы композиции: загоражива- ние, выделение первого плана. | Познавательные: прояв- лять учебно-познаватель- ный интерес к проблеме урока: как создать ориги- нальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумы- вать и воплощать ориги- нальный замысел предсто- ящей работы. Коммуникативные: уча- ствовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю- дать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что цирковое представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, – это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее ху- дожникам передать настроение таинственности, на- стороженности, праздничности или др. Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображе ния животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.). Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе – больше, дальше – меньше; первый и второй изобразительный план. Творческое задание: Создают оригинальную композицию на тему «Цирк». | Композиция на тему «Цирк». | |||
4. Планета- рий | Первый планетарий в России был открыт в Москве. В планетариях читают- ся лекции по астроно- мии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусствен- ного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Первый искусственный спутник Земли. Первые животные- космонавты: Белка и Стрелка. Первый космонавт планеты – Ю. А. Гагарин. | Планетарий, астрономия, космонавтика. Планеты солнечной системы, искусственный спутник Земли, космонавт. | Осознавать значимые темы искусства и отра- жать их в изобразительном творчестве. Знать первого космонавта Земли, животных-космо- навтов, основные планеты солнечной системы. Выбирать и использо- вать способы работы художественными материала- ми для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.). Передавать в самом общем виде пропорции животных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Знакомятся с первым планетарием в России в Москве.Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Знакомятся с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты – Ю. А. Гагарина. Творческое задание: Изображают собак-космонавтов или здание планетария. | Изображение собак-космо- навтов или здание планета- рия. | |||
5. В мире музея | Музей декоративно- прикладного искусства. Представления о строе- нии мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное. Пасхальное яйцо. Элементы декоративно- го узора и их символи- ческое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку матери- ала по заданным критериям. | Знакомятся с музеем де- коративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами. Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе – пасхальном яйце. Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим зна- чением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.). Творческое задание: Создают оригинальный об- раз пасхального яйца. | Рисунок пасхального яйца. | ||||
6. Народ- ные про- мыслы | Народные промыс- лы, характерные для региона. Влияние природных факторов на развитие народных промыслов. Симметричное изобра- жение. Элементы декоративно- го узора и их символи- ческое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. | Участвовать в обсуждении образного смысла произ- ведений декоративно- прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Уметь получать симме- тричное изображение. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги- нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие на- родных промыслов. Узнают особенности симметричного изображения предметов. Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.Творческое задание: Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), придумывают своей работе название. | Украшенный шаблон тарелкии (валенки, варежки, поднос, ваза или др.),. | ||||
7. Москва – город-музей. Государ- ственная Третья- ковская галерея | Москва – столица Российской Федерации – город-музей. Памятники архитектуры Красной площади. Московский Кремль (деревянный, белока- менный, кирпичный). Выделение главно- го в композиции: бли же больше, дальше – меньше. Павел Михайлович Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третья- ковской галерее: А. Иванов «Явление Христа народу», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушки- на»,М. Антокольский «Царь Иоанн Васильевич Грозный» и др. | Москва – столица России,город-музей, Кремль Павел Михайлович Третьяков, Третья- ковская галерея. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте столицы,её архитек-турных памятников,к произведениям искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художест-венными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла «Я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля» или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Различать основные виды и жанры изобразительного искусства. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров- ку материала по заданным критериям. | Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем.Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московско- го Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный).Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше. Знакомятся с деятельно- стью Павла Третьякова – коллекционера произведений изобразительного ис- кусства. Анализируют выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее. Выполняют творческое задание. | Тематическая композиция «Что я хочу по- смотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...