Рабочая программа по ИЗО в 1 классе по программе " Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе " Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 47.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с.Яковлевка» Базарно – Карабулакского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________Тугушева А.А. «___»__________2014 | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _________ Патуева Н.Р. «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ Салихова В.Р. Приказ № ___от «___»____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
в 1 классе
Тугушевой Альфии
Ахметсафеновны
(учителя первой категории)
Рассмотрено на заседании
пед. совета
Протокол № ____от____
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство», Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Объём и сроки обучения.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего — 33 ч.
Цель курса – приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Задачи курса.
ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства,
сформировать у детей:
интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну,
эстетическое восприятие произведений искусства,
представления о видах и жанрах изобразительного искусства,
представление об архитектуре как виде искусства,
представление о дизайне как виде искусства,
представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.
обучить детей:
пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме;
основам народного и декоративно-прикладного искусства;
основам дизайна;
основным средствам художественной выразительности
элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
развить у школьников:
способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
воспитывать у учащихся:
духовную культуру,
нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Специфика программы
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству, как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности,
развитие творческой одарённости ребёнка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Особенностью программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность.
Основные содержательные линии
«Мир изобразительного искусства»
«Мир народного и декоративного искусства»
«Мир дизайна и архитектуры»
Эти содержательные линии реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
- Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
- Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
- Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
- Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
- Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
Содержание программы
Знакомство с творчеством художников –пейзажистов, анималистов. Рисование с натуры. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Представление о роли фантазии в искусстве. Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка. Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.
Понятие «декоративно – прикладное искусство»
Выполнение орнаментов.
Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.
Характерный узор филимоновской игрушки.
Полхов – Майданская и Семеновская матрешка. Роспись деревянных заготовок по замыслу.
Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма. Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий.
Значение слова «дизайн»
Объекты дизайна круглой формы. Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении. Картины Кандинского. Декор из квадратов. Рисование кистью элементов геометрического узора.
Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.
Твои творческие достижения
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Изобразительное искусство»
Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»
Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.
Тема «Сказочные герои»
Проект №1. Сделай книжку-раскладушку
Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).
Проект №2. Выставка рисунков
Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.
Проект №3. Вылепи из снега сказочных героев
Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуальн
Тема «Народное искусство»
Проект №1. Выставка творческих работ
Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.
Проект №3. Весёлая ярмарка
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.
Тема «Дизайн в нашей жизни»
Проект №1. Выставки творческих работ
Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства. Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).
Проект №2. Фотоколлаж из журналов
Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей).
Учебно - тематический план
№ п/п | Добукварный период Тема раздела | Кол. часов | Кол-во контр. работ | ИКТ(уроки) |
1 | Королевство волшебных красок | 9 | 9 | |
2 | В мире сказок | 10 | 10 | |
3 | В гостях у народных мастеров | 9 | 9 | |
4 | В сказочной стране «Дизайн» | 5 | 5 | |
Итого : | 33 ч | 33 |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения изобразительного искусства в 1 класс учащиеся должны
знать:
• расположение цветов радуги;
• основные и составные цвета, теплые и холодные цвета; I
• известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);
уметь:
• работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;
• выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
• элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• смешивать основные цвета и получать составные;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрешки и др.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• развития представлений о роли искусства в жизни человека;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• анализа результатов собственной и коллективной работы;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
и др.;
• самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);
• посильного участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера.
Перечень учебно методического обеспечения
Для учителя :
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: учебник.- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: Рабочая тетрадь .- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
3. Н.М.Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Для учащихся :
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: учебник.- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: Рабочая тетрадь .- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Дополнительные средства обучения
Печатные пособия.
1. Образцы декоративной росписи.
2. Портреты художников.
3. Репродукции картиной галереи
Презентации «Декоративное искусство России»
Сайты
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/
Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru
Планета Знаний: http://planetaznaniy.astrel.ru/
оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер, медиапроектор,интерактивная доска
Календарно – тематическое планирование
по изобразительному искусству
на 2014 – 2015 уч. год
Классы: 1
Учитель: Тугушева Альфия Ахметсафеновна
Количество часов
Всего 33 часа; в неделю 1 час
Плановый контроль уроков ___, зачетов______,
Тестов: проверочных____, контрольных_____
Контрольных работ__, практических работ _____.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы «Планета знаний » и авторской программы курса «Изобразительное искусство » Н.М. Сокольниковой
Учебники:
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: учебник.- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство»: 1-й класс: Рабочая тетрадь .- М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Тип урока | УУД | Дата проведения | |||
ИКТ | план | факт | ||||||
Королевство волшебных красок 9 ч | ||||||||
1 | «Радужный мост».Беседа . | 1 | уипзз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. | През-я | |||
Пре-я | ||||||||
2 | Урок- -Путешествие «Радужный мост». Рисование радуги | 1 | уипзз | |||||
3 | Урок – игра «Красное королевство» Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. | 1 | Узнзву | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | Таблиц « ягоды»,през-я | |||
4 | Урок- сказка «Оранжевое королевство» Рисование цветков ноготков. Рисование апельсина. | 1 | укиз | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | През-я | |||
5 | Желтое королевство Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. | 1 | укиз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета | цифровая фотография, работа с компьютером | |||
6 | Урок- путешествие «Зеленое королевство» Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору). | 1 | Узнзву | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | цифровая фотография, работа с компьютером | |||
7 | Урок – игра «Сине – голубое королевство» Рисование синего моря с рыбками | 1 | уипзз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета | Репродукция картины Кузнецова « Ветер в степи» | |||
8 | Урок- сказка»Фиолетовое королевство» Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики | 1 | Узнзву | Овладевать практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. | Репродукция картины М. Врубель « Сирень» | |||
9 | Итоговый урок .Разноцветная страна. Творческий проект по теме «Изобразительное искусство» | 1 | През-я | |||||
В мире сказок 10 ч | ||||||||
10 | Урок- кокурс «Волк и семеро козлят» Лепка фигурки волка. | 1 | уипзз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Создавать объемные изображения из пластилина. Строить композицию рисунка. | Картины русских художников | |||
11 | Волк и семеро козлят Рисование образа «Злой волк». | 1 | уипзз | |||||
Картины Ю .Васнецова | ||||||||
12 | Сорока – белобока Рисование Сороки-Белобоки | 1 | Узнзву | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | Иллюстрации Ю Васнецова | |||
13 | Сорока – белобока. Лепка сказочной птицы | 1 | Узнзву | Иллюстрации Ю Васнецова | ||||
14 | Колобок Иллюстрирование сказки «Колобок». | 1 | уипзз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства; овладевать практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. Строить композицию рисунка. Выполнять карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. | Просмотр фрагмента мультфильма « Колобок | |||
15 | Урок- конкурс Петушок – Золотой гребешок Изображение петушка. | 1 | През-я | |||||
16 | Красная шапочка Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки | 1 | Просмотр Муль-ма | |||||
17 | Буратино Иллюстрация к сказке «Буратино» | 1 | Иллюстрации Л. Владимирского | |||||
18 | Снегурочка Лепка Снегурочки из пластилина | 1 | упокз | През-я | ||||
19 | Проект учащихся по теме «Сказочные герои» | 1 | През-и | |||||
В гостях у народных мастеров 9ч | ||||||||
20 | Дымковские игрушки Повтор дымковских орнаментов | 1 | Уипзз | Находить информацию о музеях изобразительного искусства России, мира. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности; обогащение опыт восприятия произведений изобразительного искусства; овладевать практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. | Презентации «Декоративное искусство России» | |||
21 | Дымковские игрушки Роспись дымковской «Барыни-сударыни». | 1 | Уипзз | Презентации «Декоративное искусство России» | ||||
22 | Филимоновские игрушки Повтор филимоновского орнамента. | 1 | Презентации «Декоративное искусство России» | |||||
23 | Филимоновские игрушки Роспись филимоновскими узорами игрушек. | 1 | укиз | |||||
24 | Матрешки Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев. | 1 | Презентации «Декоративное искусство России» | |||||
25 | Матрешки Роспись загорских матрёшек. | 1 | ||||||
26 | Городец Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). | 1 | ||||||
27 | Хохлома Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». | 1 | ||||||
28 | Гжель .Творческий проект «Народное искусство» | 1 | ||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Народное искусство» | ||||||||
В сказочной стране «Дизайн» 5 ч | ||||||||
29 | В сказочной стране «Дизайн» Круглое королевство Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | 1 | уипзз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. | Пре-я | |||
30 | Шаровое королевств Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. о. | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | През-я | ||||
31 | Треугольное королевство.Викторина | 1 | ку | Подведить под понятия, распознавание объектов установивать причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство | През-я | |||
32 | Квадратное королевство.Кубическое королевство Роспись бумажных кубиков. | 1 | уосз | Обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка | През-я | |||
33 | Обобщающий урок «В некотором королевстве…» | 1 | укиз | През-я | ||||
ВСЕГО: | 33 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучение грамоте и письму (УМК "Планета знаний" 1 класс)
Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование с УУД....
Рабочая программа для 2 класса по УМК Планета знаний.
Рабочая программа по русскому языку, литературному чтению, математике. окружающему миру....
Рабочая программа для 3 класса по УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО влючает в себя пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание программы, планируемые...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Планета знаний"
Рабочая программа расчитана на 5 часов в неделю...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по УМК "Планета знаний"
Программа расчитана на 5 ч в неделю...
Рабочая программа по математике в 3 классе по УМК "Планета знаний"
Программа расчитана на 5 ч в неделю...
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Планета знаний"
Программа расчитана на 2 ч в неделю...